Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Исследователь белгородской старины

clip_image002

К 185-летию со дня рождения архимандрита Анатолия

Не всем белгородцам известно, что есть в нашем городе уникальный исторический уголок — это территория, ограниченная проспектами Богдана Хмельницкого и Славы, улицей 50-летия Белгородской области и Свято-Троицким бульваром. Этот квартал города имеет богатейшую историю, так как отсюда берёт своё начало современный Белгород.

Здесь в 1650 году была построена третья крепость — Белгородский кремль. В нём находились воеводский двор и воеводский дом, откуда управляли белгородские воеводы. Именно здесь был центр образованной в 1667 году обширной Белгородско-Обоянской епархии и одна из святынь Белгорода — Свято-Троицкий собор мужского монастыря. В нем с 1754 по 1911 годы покоились нетленные мощи небесного покровителя святого Белогорья — епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа, и хранилась чудотворная икона Николая Ратного.

Ныне изображения Свято-Троицкого собора и монастыря можно увидеть только на старинных открытках с видами Белгорода начала XX века, так же, как и изображение Рождество-Богородицкого женского монастыря, возвышавшегося на месте Белгородского государственного академического драматического театра им. М. С. Щепкина на Соборной площади.

clip_image004

Белгород. Собор и колокольня Свято-Троицкого монастыря.

clip_image006

Белгород. Рождество-Богородицкий женский монастырь.

Церковный историк

Подробное описание этих и других монастырей и церквей Курско-Белгородской епархии дал самобытный историк архимандрит Анатолий, которому принадлежит большая заслуга в сохранении церковной истории Белгорода. В свое время на основе уникальных старинных документов, найденных им в архивах мужского Свято-Троицкого и женского Рождество-Богородицкого монастырей и белгородских церквей, он глубоко изучил историю города, его монастырей и храмов. Многие из этих документов, в силу объективных и субъективных причин, были утеряны безвозвратно. Однако часть из них архимандрит Анатолий успел опубликовать в своих исторических трудах: «Белгород и его святыня», «Белоградский Рождество-Богородицкий женский монастырь», «Упраздненные монастыри» и «Историческое описание монастыря Обоянского».

Впервые они были напечатаны во второй половине XIX века на страницах журнала «Курские епархиальные ведомости» под рубрикой «Материалы по истории Курской епархии».

Сегодня читатель может познакомиться с некоторыми произведениями архимандрита Анатолия благодаря кропотливой исследовательской деятельности известного белгородского краеведа А. Крупенкова, к сожалению, недавно ушедшего из жизни. Обратившись однажды к материалам «Курских епархиальных ведомостей», он смог собрать по крупицам не только уникальные исторические исследования архимандрита Анатолия, но и подробно изучить его биографию.

В 1997 году А. Крупенкову удалось переиздать два произведения архимандрита Анатолия — «Белгород и его святыня» — о Свято-Троицком мужском монастыре и «Белоградский Рождество-Богородицкий женский монастырь» под общим названием «Белгород и его святыни». Для современных историков, краеведов и любителей белгородской старины эти исторические труды стали открытием, впрочем, как и имя их автора.

Дорога к храму

Архимандрит Анатолий (в миру Андрей Ключарев) родился в период примерно 1828-32 годов в семье сельского причетника Курской губернии (точные год и место рождения установить не удалось). В возрасте восемнадцати лет оставил отчий дом и приехал в Белгород, где поступил учиться в духовную семинарию. Как правило, подавляющее большинство выпускников семинарии направлялись на службу священниками Курско-Белгородской епархии. В конце последнего года обучения семинаристам объявлялось определенное место служения в том или ином уезде. Так, семинарист Андрей Ключарев был рукоположен в священника села Сулы Суджанского уезда Курской губернии. Через пять лет переведен в Белгород священником Трехсвятительской церкви пригородной слободы Саввиной.

28 февраля 1857 года назначен настоятелем кладбищенской Николаевской церкви (ныне Николо-Иоасафовский собор). К этому времени отец Андрей уже обзавелся семьей. К несчастью, семейная жизнь продолжалась недолго — умерла жена, а вслед за ней ушли из жизни и малолетние дети. Похоронив их, отец Андрей в 1859 году оставил приход и поступил в Киевскую духовную академию.
В 1863 году, окончив академию со степенью кандидата богословия, назначен учителем в Белгородскую духовную семинарию. Преподавал Священное Писание, еврейский язык, догматическое и нравственное богословие. Имя Андрея Ключарева наряду с другими талантливыми педагогами и профессорами навсегда вписано в историю Белгородской семинарии.

В 1864 году Андрей Ключарев принял монашеский постриг с именем Анатолий.

В своей педагогической деятельности отец Анатолий отличался всегда точностью и строгостью, и был крайне требователен по отношению к другим, тем самым заслужил большой авторитет, как у своих воспитанников, так и у преподавателей семинарии. В течение многих лет отец Анатолий состоял членом педагогического и распорядительного собраний правления семинарии, занимал должность инспектора, а позже и ректора семинарии, был первым цензором «Курских епархиальных ведомостей», в то время издававшихся при духовной семинарии.

Вся жизнь — служение

В 1873 году на съезде Курского духовенства отец Анатолий был избран смотрителем Рыльского духовного училища. В 1876 году он возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Рыльским монастырем. В том же году по прошению уволен от духовно-училищной службы, а еще через три года утвержден настоятелем Рыльского монастыря и определен благочинным монастырей и пустыней Курской епархии. Здесь архимандрит Анатолий по-прежнему занимался изучением истории памятников местной церковной жизни. Он сохранил для современников описание ныне утерянной иконы святителя Николая, бывшей главной святыней Рыльского монастыря. В 1885 году архимандрит Анатолий писал: «Самую драгоценную святыню сей Обители составляет икона святителя Христова Николая, почитаемая чудотворною», и описал чудеса, происходившие от образа святителя Николая.
10 июля 1886 года после непродолжительной болезни архимандрит Анатолий скончался. В некрологе, опубликованном в «Курских епархиальных ведомостях», об ушедшем из жизни архимандрите писалось: «Отличаясь точностью и строгостью, почивший все возлагаемые на него обязанности исполнял точно и серьезно, и такого же исполнения требовал и от других. Но, можно сказать, более важною, чем служебная, была деятельность покойного учено-литературная.

Покойный отец архимандрит был неустанным и почти единственным деятелем по разработке местных церковно-исторических материалов и памятников. В течение почти 20 лет он неустанно и с любовью трудился над изысканием и изучением памятников местной церковной жизни, и плодом его трудов было несколько обширных и содержательных исторических описаний церквей и монастырей Курской епархии».

За свою долгую добросовестную службу на поприще духовного воспитания молодежи и пастырского служения архимандрит Анатолий в 1869 году был награжден наперсным крестом, в 1880 — орденом Святой Анны 3-й степени, в 1883 — орденом Святой Анны 2-й степени.

Ирина Медведева,
завотделом краеведческой литературы
Белгородской универсальной научной библиотеки
(Подготовлено по материалам А. Н. Крупенкова)

 

Статья опубликована в газете «Наш Белгород» №  15(1402)

Редакция сайта благодарит автора за разрешение на использование материала.



Кол-во просмотров страницы: 5976

Короткая ссылка на эту страницу:


Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: