В.В. Потапов.
3-й этаж здания бывшей женской гимназии.
15 сентября 1917 г. в Короче основана учительская семинария, которая в декабре 1919 г. была преобразована в школу 2-й ступени, полный курс которой окончили 15 воспитанников. 1 июля 1920 г. школа реорганизована в 3-годичные педагогические курсы, а 9 июля 1922 г. состоялся выпуск 15 школьных работников. С начала 1922/23 учебного года 3-годичные курсы стали 2-годичными.
По состоянию на 1 июня 1922 г. на курсах обучалось 76 курсантов (21 — подготовительное отделение, 39 — первое отделение и 16 — второе отделение). Курсы занимали 8 комнат в нижнем этаже здания бывшей женской гимназии имени Д.К. Кромского и 6 комнат во флигеле при нем, располагавшемся на углу Пролетарской и Рабоче-Крестьянской улиц. При курсах имелось общежитие на 40 курсантов. С 4 ноября 1921 г. заведующим педкурсами состоял бывший учитель мужской Александровской гимназии Михаил Палладиевич Парманин.
Первый директор Корочанского педагогического техникума М.П. Парманин. Фото 1932 г.
Штат преподавателей состоял из 13 человек. Это — выпускник Киевского университета С.С. Высоцкий (математика), выпускник Юрьевского университета С.И. Феофилов (история литературы с методикой родного языка), выпускник Харьковского университета В.П. Долгополов (психология и введение в философию), выпускник Рижского политехнического института А.И. Лявданский (естествознание), выпускник Московского университета Ф.П. Нужный, Н.К. Стоббе (токарное искусство) и другие. Часть из них преподавание на курсах сочетали с основной работой в других учебных заведениях города.
Педагогический техникум
С 1 сентября 1923 г. 3-годичные педагогические курсы были преобразованы в Корочанский педагогический техникум. За день до этого педагогический совет на альтернативной основе избрал М.П. Парманина директором техникума. Он занимал 8 комнат нижнего этажа I школы I ступени (бывшее здание женской гимназии) и 5 комнат в деревянном флигеле по Рабоче-Крестьянской улице (кабинет заведующего, канцелярия, библиотека, психологический кабинет, естественно-исторический кабинет). Освещение было керосиновое. В здании бывшей женской гимназии не действовали: центральное водяное отопление, канализация и вентиляция. На первом этаже было холодно. 3-й этаж отапливался печами.
При техникуме имелся опытно-показательный земельный участок (в 6-ти верстах от города) площадью 45 десятин. На 1 января 1924 г. обучалось 97 учащихся. Занятия проводились с 14 до 20 час. Имелись кружки: драматический, научно-политический, историко-литературный, педагогический, метеорологический и сельскохозяйственный; хор и струнный оркестр, столярная и токарная мастерские. В марте было исключено 19 учащихся из-за их социального происхождения. 4 мая состоялся праздник древонасаждения, в ходе которого во дворе было посажено 100 саженцев. В период 4-5 июня 1924 г. 30 учащихся 1-го и 3-го курсов под руководством М.П. Парманина совершили пешую экскурсию в Яблоново «с целью проведения смычки между городом и деревней».
26 июня 1924 г. свидетельства об окончании первого выпуска Корочанского педагогического техникума получили 28 учащихся.
В мае 1924 г. был упразднен Корочанский уезд. А в июле в «Курской правде» появилась информация о предстоящем закрытии Корочанского педтехникума. Распоряжением Белгородского УОНО Корочанская школа II ступени к 15 сентября 1924 г. переводится в помещение I школы I ступени и бывшего педтехникума. На переход в Белгородский педтехникум изъявили желание 4 преподавателя: М.П. Парманин, Д.В. Берлизев, С.И. Феофилов и С.С. Высоцкий. Несмотря на ходатайства в Губпрофобр избранной делегации, техникум в Короче был закрыт.
Долгополов М.В. (1918—2001 гг.)
Педагогический техникум в 1930-е годы. Из воспоминаний выпускника (1936 г.) Корочанского педтехникума Михаила Васильевича Долгополова:
«В 1933 г. молодые люди, окончившие 7 классов в Короче, Бехтеевке, Погореловке и близлежащих селах, поступили в Корочанский педагогический техникум. Эти юноши и девушки пожелали стать учителями в существовавших и открывающихся школах нашего района и Курской области. Набор студентов был большой — около 90 чел., которые обучались в 3-х параллельных классах. Техникум размещался на 3-м этаже здания бывшей женской гимназии им. Почетного гражданина г. Короча Д.К. Кромского.
Преподаватели и студенты в учебном процессе пользовались кабинетами химии, физики, биологии, спортзалом, театральной сценой совместно с учителями и учащимися средней школы. Все здание выглядело снаружи красивым и величественным, а внутри прекрасно отделанным с блестящими деревянными полами, а в залах даже паркетом из дуба. Освещение было электрическое от собственной электростанции. Здание с фасада имело каменную ограду, в пролетах которой были вставлены решетки красивого орнамента кузнечной ручной работы. С тыльной стороны здания был спланирован прекрасный парк, состоящий из могучих лиственных деревьев лесных пород юга России, а также разносортных яблоневых деревьев. В центре главной аллеи находилась эстрада, на которой в летние вечера выходных дней играл самодеятельный духовой оркестр. Позже гуляющий сад был переведен в другое место — прекрасный фруктовый сад поместья Зее, национализированный после ее смерти. Ныне — это сад им. Гая.
Мое поступление в педагогический техникум было обусловлено моральным климатом, царящим в семье — отец мой Долгополов Василий Петрович, окончивший Харьковский университет, ранее был учителем Корочанской Александровской гимназии, а потом учителем педтехникума. Мать, Долгополова Наталия Михайловна, окончившая Бестужевские курсы в Петрограде, была учителем в сельскохозяйственном техникуме. Бабушка была учителем-гувернанткой у богатых людей.
В 1-й группе «А» нашего набора было много студентов, проживающих в Короче и пригороде, знавших друг друга и учившихся с первого класса в Корочанской ФЗС, впоследствии — десятилетке. Класс был дружный, веселый, работоспособный, активный. Многие студенты были своеобразно талантливы, возглавляли классные и школьные органы самоуправления, школьную печать, кружки самодеятельности. Учились мы хорошо, с желанием и упорством. Многие трудились, обучая взрослых неграмотных людей — ведь в стране была организована «борьба» с неграмотностью, а молодежь всегда впереди. Активное участие студенты техникума принимали в «битве» за урожай и его уборке в колхозах района, готовили доклады и номера художественной самодеятельности, выступая в клубе сел Подкопаевки и Погореловки.
Учителей своих мы уважали и любили за их самоотверженный труд, преданность своим идеалам и мастерство. Многие являлись непререкаемым авторитетом не только среди учителей района, но и области. Они были подлинными интеллигентами. Булгаков Григорий Михайлович — знал несколько азиатских языков, немецкий язык; обучал студентов немецкому языку; музыкант-скрипач. Молчанов Евгений Васильевич — художник-портретист. Долгополов Василий Петрович в гимназии преподавал латинский и греческий языки. После революции — учитель русского языка и литературы. В педтехникуме — преподаватель методики русского языка, руководил педпрактикой. Решетников Михаил Петрович — музыкант, руководил художественной самодеятельностью. Алексеев Вячеслав Петрович — агроном, преподавал естествознание. Высоцкий Стефан Станиславович окончил университет Святого Владимира в Киеве. Физик- математик, знал несколько иностранных языков. Булгакова Евгения Михайловна окончила университет, преподавала географию. Сапрыкин Федор Тимофеевич окончил университет, преподавал русский язык и литературу, был завучем педтехникума. Зубрилов Владимир Тимофеевич — учитель физкультуры.
Общеобразовательные предметы мы изучали на первом и частично на втором курсах. На третьем курсе изучали специальные предметы и проходили педагогическую практику в начальных классах. В конце третьего курса нас распределили по школам и классам и мы в течение месяца давали уроки, которые оценивали учителя школ и директор. Моя практика проходила в третьем классе Погореловской школы, который вела опытная учительница Калинина. Выпускные экзамены прошли успешно в июле 1936 г. Студентов, которые учились на «отлично» и «хорошо», послали работать в старшие классы школ семилеток района и Курской области. Меня назначили учителем географии, немецкого языка и физкультуры в Кощеевскую семилетнюю школу. Директором школы тогда был Бородавкин Григорий Терентьевич, а завучем Коротков Яков Сергеевич.
Корочанское педагогическое училище.
Во второй половине 1936 г. (или первой половине 1937 г.) Корочанский педагогический техникум был преобразован в педагогическое училище. Оно занимало весь 3-й этаж и несколько небольших комнат в нижнем этаже бывшего здания женской гимназии. На 1-м этаже располагались: кабинет директора, канцелярия, библиотека, заочный сектор, кладовая.
Затем педучилищу был отдан и флигель во дворе школы (в послевоенное время в нем размешались комнаты для труда).
Выпускницы педучилища А.Т. Стешенко (1938) и А.П. Максименко (1937)
Из воспоминаний выпускницы (1940 г.) педучилища Анны Павловны Максименко:
«Шел 1937-й год. Мы с подругой Карайченцевой (Кидановой) Татьяной Захаровной заканчивали 7-й класс Корочанской средней школы. Встал вопрос: «Куда идти учиться дальше?». В Короче было 2 средних учебных заведения: сельхозтехникум и педучилище. Выбрали последнее, хотя учителями быть и не мечтали. В то время при поступлении в педучилище был конкурс. Сдали экзамены (по русскому языку и математике) хорошо и были зачислены на 1-й курс педучилища. Набирали 3 класса. Мы попали в 1-й класс «А». Классные комнаты были только по левую сторону 3-го этажа, затем шла площадка шириной 4-5 метров и красивая решетка. Это называлось — хоры. С правой стороны находилась огромная светлая зала высотой в 2 этажа с огромными окнами, у которых стояли 2 большие пальмы. Если смотреть с хор, то по левой стороне было возвышение (сцены не было) и висел портрет В.И. Ленина. На переменах дети не бегали, а старшеклассники прохаживались, иногда вместе с учителями.
Жизнь в педучилище была интересной и содержательной: хорошо было организовано соцсоревнование, проводились коллективные походы в кино, выпускалась интересная стенная газета, регулярно проводились профсоюзные собрания. На 3-м курсе проходила пассивная и активная педпрактика в базовой школе, которая располагалась в здании напротив соборной церкви. Первый свой урок провела в 3 классе по географии на тему: «Движение Земли вокруг Солнца» и получила оценку «4». По окончании училища проводились военные лагеря в течение двух недель. Директором педучилища на первом курсе был Федор Давидович Жилин, а на втором и третьем — Андрей Иванович Юшин, который погиб в Великую Отечественную войну. Завучем был Евгений Стефанович Холявик. Его жена Валентина Ивановна была нашим классным руководителем и преподавала педагогику. Русский язык и литературу на 1-м курсе преподавала Мария Николаевна Рыжкова. Она была молодой, доброй и красивой. Мы все были в нее влюблены, особенно мальчики. Литературу на 3-м курсе преподавал очень хороший учитель Николай Гаврилович Солодовников (в дальнейшем — секретарь Белгородского облисполкома). Мы любили литературу и заслушивались на его уроках. Методику русского языка на 1-м курсе вел Василий Петрович Долгополов. Говорил тихо, но был строгим и требовательным. Математику вел Стефан Станиславович Высоцкий. Он уже был стар, говорил тихо, невнятно. Его сменил Александр Иванович Лотко (погиб на фронте). Методику математики вела Полина Константиновна Фоменко, физику — молодой учитель Петр Георгиевич Юров, географию — Зинаида Михайловна Базилевич, биологию — Вячеслав Петрович Алексеев, химию — Олимпиада Семеновна Титова, музыку и пение — Михаил Петрович Решетников, физкультуру — Александра Ивановна Юшина, рисование — Евгений Васильевич Молчанов и историю — Николай Яковлевич Киселев.
В конце 1939 г. — начале 1940 г. был призыв партии: «Поступать юношам в военные училища». Из нашего курса после нового года ушли в училища: Павел Киреев, Федор Цоцорин, Василий Цапков. После окончания училища в 1940 г. я была направлена на работу в Поповскую семилетнюю школу, а Татьяна Захаровна — в Ивицкую начальную школу».
1941 год. Из воспоминаний М.П. Решетникова: «Приближалось 1 сентября. Начинали съезжаться в Корочу студенты педучилища, которые в летнее время находились у себя дома, и новички, выдержавшие вступительные экзамены. Но педучилище по указанию административных органов учебную работу не начинало. Вскоре все преподаватели вместе с учащимися были направлены на уборку урожая (картофель, свекла, подсолнечник) в разные колхозы своего района. Меня, Е.В. Молчанова, Клавдию Петровну Солодовникову и Олимпиаду Семеновну Титову направили с двумя классами студентов на работу в с. Плотавец. Нас разместили в классных комнатах местной школы, где мы находились около двух недель до окончания уборки. В Плотавской школе мы дневали и ночевали. Горячую пишу колхоз давал нам 3 раза в день. Спали на соломе, прямо на полу. С началом дождей и ненастной погоды мы вернулись в Корочу.
Учебные занятия начались, но с приближением военных действий к Белгороду занятия в педучилище были прерваны на неопределенное время. Началась консервация имущества. Все преподаватели и технический персонал училиша были освобождены от работы согласно приказу директора педучилища Е.С. Холявика от 25 октября 1941 г. № 14».
1943-1955 годы. Свою деятельность после освобождения Корочи от оккупантов педучилище возобновило 5 (или 10-го) мая 1943 г. Оно размешалось в здании, в котором ныне районный дом пионеров, и в двух зданиях Пушкарской начальной школы, т.к. довоенное здание было разрушено. Учебников, тетрадей, чернил и письменных принадлежностей не было. В качестве тетради использовались старые книги и газеты. Чернилами служил раствор марганца или сок красной свеклы.
Выпускницы педучилища Григоренко Шура и Чуйкова Анна (справа)
Из воспоминаний выпускницы (1951 г.) педучилища Анны Нестеровны Никифоровой (Чуйковой):
«В Корочанское педучилище я поступила в послевоенном голодном 1947 г. без сдачи вступительных экзаменов, т.к. 7-й класс Плотавской школы окончила с отличием. Классным руководителем был Бударный Федор Алексеевич, он же вел у нас математику. Был очень требовательным, справедливым, всех нас называл на «вы», что нас очень удивляло. Нас учили преподаватели: Архипова Любовь Сергеевна, Пузанова Варвара Андреевна, Шаталова Нина Николаевна (русский язык и литература), Пузанов Иосиф Петрович (физика), Базилевич Зинаида Михайловна (география), директор Козлов Владимир Ефимович (история), Решетников Михаил Петрович и Мерецкая Евгения Антоновна (пение и музыка), Молчанов Евгений Васильевич (рисование и чистописание), Егоров Александр Иванович и Бочарова Александра Ивановна (физкультура), Мазникова В.Г. и Горячих А.Т. (биология и химия).
Жили мы бедно. Питались в своей столовой. Выращивали овощи на своем земельном участке. Получали в буфете по карточкам 400 граммов хлеба. Но энергии было много. Успевали делать все: хорошо учились, занимались в кружках, спортивных секциях. У нас проводились прекрасные вечера, посвященные знаменательным датам. Я часто была ведущей на таких вечерах. Был у нас свой оркестр под руководством Карайченцева Василия Михайловича и хороший хор. Мы часто выступали перед населением города и окрестных сел. Педагогическую практику проходили в базовой школе.
В классе я сидела за одним столом с Никифоровым Виктором, человеком добрым, энергичным, талантливым. Он и учился хорошо, и на скрипке играл, хорошо рисовал, прекрасно танцевал и пел, а на школьном участке копал целину за всех слабых и маломощных, к которым относилась и я. Мы стали друзьями в педучилище, а позже — мужем и женой. В 1951 г. мы окончили училище и разъехались по разным местам. Виктор Григорьевич с большой группой был направлен в Дагестан. Он стал преподавать музыку в педучилище (г. Буйнакск), а через несколько месяцев был призван на Черноморский флот. А я была направлена учителем русского языка и литературы в Томаровскую среднюю школу Яковлевского района. В 1954 г. Виктор Григорьевич вернулся из армии, мы поженились и стали работать в Корочанской средней школе».
Похвальный лист № 1 учащейся 4-го курса Бурлаковой Розе Сергеевне за отличные успехи и примерное повеление. 31 января 1953 г.
Из воспоминаний выпускницы (1953г.) педучилища Розы Сергеевны Оболенской (Бурлаковой):
«В 1949 году окончила с похвальным листом 7 классов Корочанской средней школы. После школы очень хотела стать врачом, но для учебы в мединституте не было средств. Со слезами подала заявление в педучилище. Но когда на практике, давая урок во 2 классе, я увидела восторженные глаза ребятишек, услышала их голоса, то поняла, что буду учительницей и никогда об этом не пожалела в дальнейшем. В училище участвовала во всех мероприятиях. Особенно нравились мне спортивная гимнастика и хор. В составе команды училища участвовала в Курске на областных соревнованиях по легкой атлетике. Зимой у нас были соревнования в беге на лыжах (от моста на Бехтеевке до Ясного колодца). Пела в хоре. Избиралась членом комитета комсомола училища. После окончания педучилища в числе лучших выпускников меня направили на учебу в институт, но по семейным обстоятельствам не смогла поехать на учебу, и получила направление в родную Мальцевскую семилетку учителем математики».
Оболенская Р.С.
В дальнейшем Р.С. Оболенская работала директором четырех школ в Корочанском районе: Мальцевской восьмилетней, Мелиховской средней (1970 — 1974), Корочанской школы-интерната (1974 — 1975) и Корочанской средней (1986 — 1989).
25 сентября 1955 г. педучилище в Короче было расформировано и закрыто. Старшие классы были отправлены для завершения обучения в Валуйское педучилище, а младшие — в Грайворонское педучилище. Среди выпускников Корочанского педагогического училища — генерал-майор Л.П. Баюра, контр-адмирал М.А. Калашников.
Директора педагогического техникума и педагогического училища: Николай Георгиевич Попов (на 1931 г.), Галуцких, Федор Антонович Гончаров, Федор Давидович Жилин, Андрей Иванович Юшин (1938 — 1941), Евгений Стефанович Холявик (по 25.10.1941 г.), Николай Степанович Мазников (по 1950 г.), Василий Ефимович Козлов, Семен Самуилович Майсюк, Сыромятников.
Педагоги и ученики педучилища. Выпуск 1951 г.
Из книги В.В. Потапова «Короча: события и люди».
Редакция сайта благодарит В.В. Потапова (г. Курск) за разрешение на размещение материала.
Короткая ссылка на эту страницу: