Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Корочанские двухгодичные педагогические курсы. Педагогический техникум. Корочанское педагогическое училище.

В.В. Потапов.

clip_image002

3-й этаж здания бывшей женской гимназии.

15 сентября 1917 г. в Короче основана учительская семинария, которая в декабре 1919 г. была преобразована в школу 2-й ступени, полный курс которой окончили 15 вос­питанников. 1 июля 1920 г. школа реорганизована в 3-годичные педагогические курсы, а 9 июля 1922 г. состоялся выпуск 15 школьных работников. С начала 1922/23 учебного года 3-годичные курсы стали 2-годичными.

По состоянию на 1 июня 1922 г. на курсах обучалось 76 курсантов (21 — подготовитель­ное отделение, 39 — первое отделение и 16 — второе отделение). Курсы занимали 8 комнат в нижнем этаже здания бывшей женской гимназии имени Д.К. Кромского и 6 комнат во фли­геле при нем, располагавшемся на углу Пролетарской и Рабоче-Крестьянской улиц. При курсах имелось общежитие на 40 курсантов. С 4 ноября 1921 г. заведующим педкурсами состоял бывший учитель мужской Александровской гимназии Михаил Палладиевич Парманин.

clip_image004

Первый директор Корочанского педагогического техникума М.П. Парманин. Фото 1932 г.

Штат преподавателей состоял из 13 человек. Это — выпускник Киевского университета С.С. Высоцкий (математика), выпускник Юрьевского университета С.И. Феофилов (история литературы с методикой родного языка), выпускник Харьковского университета В.П. Долго­полов (психология и введение в философию), выпускник Рижского политехнического инсти­тута А.И. Лявданский (естествознание), выпускник Московского университета Ф.П. Нуж­ный, Н.К. Стоббе (токарное искусство) и другие. Часть из них преподавание на курсах сочетали с основной работой в других учебных заведениях города.

 

Педагогический техникум

С 1 сентября 1923 г. 3-годичные педагогические курсы были преобразованы в Корочанский педагогический техникум. За день до этого педагогический совет на альтернативной осно­ве избрал М.П. Парманина директором техникума. Он занимал 8 комнат нижнего этажа I школы I ступени (бывшее здание женской гимназии) и 5 комнат в деревянном флигеле по Рабоче-Крестьянской улице (кабинет заведующего, канцелярия, библиотека, психологический кабинет, естественно-исторический кабинет). Освещение было керосиновое. В здании бывшей женской гимназии не действовали: центральное водяное отопление, канализация и вентиля­ция. На первом этаже было холодно. 3-й этаж отапливался печами.

При техникуме имелся опытно-показательный земельный участок (в 6-ти верстах от города) площадью 45 десятин. На 1 января 1924 г. обучалось 97 учащихся. Занятия проводи­лись с 14 до 20 час. Имелись кружки: драматический, научно-политический, историко-литературный, педагогический, ме­теорологический и сельскохозяйственный; хор и струнный оркестр, столярная и токарная мастерские. В марте было исключено 19 учащихся из-за их социального происхожде­ния. 4 мая состоялся праздник древонасаждения, в ходе ко­торого во дворе было посажено 100 саженцев. В период 4-5 июня 1924 г. 30 учащихся 1-го и 3-го курсов под руковод­ством М.П. Парманина совершили пешую экскурсию в Яблоново «с целью проведения смычки между городом и дерев­ней».

26 июня 1924 г. свидетельства об окончании первого выпуска Корочанского педагогического техникума получили 28 учащихся.

В мае 1924 г. был упразднен Корочанский уезд. А в июле в «Курской правде» появилась информация о предстоящем закрытии Корочанского педтехникума. Распоряжением Белго­родского УОНО Корочанская школа II ступени к 15 сентября 1924 г. переводится в помеще­ние I школы I ступени и бывшего педтехникума. На переход в Белгородский педтехникум изъявили желание 4 преподавателя: М.П. Парманин, Д.В. Берлизев, С.И. Феофилов и С.С. Высоцкий. Несмотря на ходатайства в Губпрофобр избранной делегации, техникум в Короче был закрыт.

clip_image005

Долгополов М.В. (1918—2001 гг.)

Педагогический техникум в 1930-е годы. Из воспоминаний выпускника (1936 г.) Ко­рочанского педтехникума Михаила Васильевича Долгополова:

«В 1933 г. молодые люди, окончившие 7 классов в Короче, Бехтеевке, Погореловке и близлежащих селах, поступили в Корочанский педагогический техникум. Эти юноши и девушки пожелали стать учителями в существовавших и открывающихся школах нашего района и Курской области. Набор студен­тов был большой — около 90 чел., которые обучались в 3-х параллельных классах. Техни­кум размещался на 3-м этаже здания бывшей женской гимназии им. Почетного гражданина г. Короча Д.К. Кромского.

Преподаватели и студенты в учебном процессе пользовались кабинетами химии, физики, биологии, спортзалом, театральной сценой совместно с учителями и учащимися средней школы. Все здание выглядело снаружи красивым и величественным, а внутри прекрасно отделанным с блестящими деревянными полами, а в залах даже паркетом из дуба. Освещение было электри­ческое от собственной электростанции. Здание с фасада имело каменную ограду, в пролетах которой были вставлены решетки красивого орнамента кузнечной ручной работы. С тыльной стороны здания был спланирован прекрасный парк, состоящий из могучих лиственных деревьев лесных пород юга России, а также разносортных яблоневых деревьев. В центре главной аллеи находилась эстрада, на ко­торой в летние вечера выходных дней играл самодеятельный духовой оркестр. Позже гуляющий сад был переведен в дру­гое место — прекрасный фруктовый сад поместья Зее, национа­лизированный после ее смерти. Ныне — это сад им. Гая.

Мое поступление в педагогический техникум было обус­ловлено моральным климатом, царящим в семье — отец мой Долгополов Василий Петрович, окончивший Харьковский университет, ранее был учителем Корочанской Александ­ровской гимназии, а потом учителем педтехникума. Мать, Долго­полова Наталия Михайловна, окончившая Бестужевские курсы в Петрограде, была учителем в сельскохозяйственном техни­куме. Бабушка была учителем-гувернанткой у богатых лю­дей.

В 1-й группе «А» нашего набора было много студентов, проживающих в Короче и пригороде, знавших друг друга и учившихся с первого класса в Корочанской ФЗС, впослед­ствии — десятилетке. Класс был дружный, веселый, работоспо­собный, активный. Многие студенты были своеобразно талан­тливы, возглавляли классные и школьные органы самоуправле­ния, школьную печать, кружки самодеятельности. Учились мы хорошо, с желанием и упор­ством. Многие трудились, обучая взрослых неграмотных людей — ведь в стране была орга­низована «борьба» с неграмотностью, а молодежь всегда впереди. Активное участие сту­денты техникума принимали в «битве» за урожай и его уборке в колхозах района, готовили доклады и номера художественной самодеятельности, выступая в клубе сел Подкопаевки и Погореловки.

Учителей своих мы уважали и любили за их самоотверженный труд, преданность своим идеалам и мастерство. Многие являлись непререкаемым авторитетом не только среди учите­лей района, но и области. Они были подлинными интеллигентами. Булгаков Григорий Михай­лович — знал несколько азиатских языков, немецкий язык; обучал студентов немецкому языку; музыкант-скрипач. Молчанов Евгений Васильевич — художник-портретист. Долгополов Васи­лий Петрович в гимназии преподавал латинский и греческий языки. После революции — учи­тель русского языка и литературы. В педтехникуме — преподаватель методики русского языка, руководил педпрактикой. Решетников Михаил Петрович — музыкант, руководил художествен­ной самодеятельностью. Алексеев Вячеслав Петрович — агроном, преподавал естествознание. Высоцкий Стефан Станиславович окончил университет Святого Владимира в Киеве. Физик- математик, знал несколько иностранных языков. Булгакова Евгения Михайловна окончила университет, преподавала географию. Сапрыкин Федор Тимофеевич окончил университет, преподавал русский язык и литературу, был завучем педтехникума. Зубрилов Владимир Тимо­феевич — учитель физкультуры.

Общеобразовательные предметы мы изучали на первом и частично на втором курсах. На третьем курсе изучали специальные предметы и проходили педагогическую практику в начальных классах. В конце третьего курса нас распределили по школам и классам и мы в течение месяца давали уроки, которые оценивали учителя школ и директор. Моя практика проходила в третьем классе Погореловской школы, который вела опытная учительница Калинина. Выпускные экзаме­ны прошли успешно в июле 1936 г. Студентов, которые учились на «отлично» и «хорошо», послали работать в старшие классы школ семилеток района и Курской области. Меня назначили учителем географии, немецкого языка и физкультуры в Кощеевскую семилетнюю школу. Директором шко­лы тогда был Бородавкин Григорий Терентьевич, а завучем Коротков Яков Сергеевич.

Корочанское педагогическое училище.

Во второй половине 1936 г. (или первой половине 1937 г.) Корочанский педагогический техникум был преобразован в педагогическое училище. Оно занимало весь 3-й этаж и несколько небольших комнат в нижнем этаже бывшего здания женской гимназии. На 1-м этаже распо­лагались: кабинет директора, канцелярия, библиотека, заочный сектор, кладовая.

Затем педучилищу был отдан и флигель во дворе школы (в послевоенное время в нем размешались комнаты для труда).

clip_image006

Выпускницы педучилища А.Т. Стешенко (1938) и А.П. Максименко (1937)

Из воспоминаний выпускницы (1940 г.) педучилища Анны Павловны Максименко:

«Шел 1937-й год. Мы с подругой Карайченцевой (Кидановой) Татьяной За­харовной заканчивали 7-й класс Корочанской средней школы. Встал вопрос: «Куда идти учиться дальше?». В Короче было 2 средних учебных заведения: сельхозтех­никум и педучилище. Выбрали последнее, хотя учителями быть и не мечтали. В то время при поступлении в педучилище был конкурс. Сдали экзамены (по русскому языку и математике) хорошо и были зачислены на 1-й курс педучилища. Набирали 3 класса. Мы попали в 1-й класс «А». Классные комнаты были только по левую сторону 3-го этажа, затем шла площадка шириной 4-5 метров и красивая решетка. Это называлось — хоры. С правой стороны находилась огромная светлая зала высотой в 2 этажа с огромными окнами, у которых стояли 2 большие пальмы. Если смотреть с хор, то по левой стороне было возвы­шение (сцены не было) и висел портрет В.И. Ленина. На переменах дети не бегали, а старшеклассники прохаживались, иногда вместе с учителями.

Жизнь в педучилище была интересной и содержательной: хорошо было организовано соцсоревнование, проводились коллективные походы в кино, выпускалась интересная стен­ная газета, регулярно проводились профсоюзные собрания. На 3-м курсе проходила пас­сивная и активная педпрактика в базовой школе, которая располагалась в здании напротив соборной церкви. Первый свой урок провела в 3 классе по географии на тему: «Движение Земли вокруг Солнца» и получила оценку «4». По окончании училища проводились военные лагеря в течение двух недель. Директором педучилища на первом курсе был Федор Дави­дович Жилин, а на втором и третьем — Андрей Иванович Юшин, который погиб в Великую Отечественную войну. Завучем был Евгений Стефанович Холявик. Его жена Валентина Ивановна была нашим классным руководителем и преподавала педагогику. Русский язык и литературу на 1-м курсе преподавала Мария Николаевна Рыжкова. Она была молодой, доброй и красивой. Мы все были в нее влюблены, особенно мальчики. Литера­туру на 3-м курсе преподавал очень хороший учитель Николай Гаврилович Солодовников (в дальнейшем — секретарь Белгородского облисполкома). Мы любили литературу и заслушивались на его уроках. Методику русского языка на 1-м курсе вел Василий Петрович Долгополов. Говорил тихо, но был строгим и требовательным. Матема­тику вел Стефан Станиславович Высоц­кий. Он уже был стар, говорил тихо, не­внятно. Его сменил Александр Иванович Лотко (погиб на фронте). Методику мате­матики вела Полина Константиновна Фо­менко, физику — молодой учитель Петр Георгиевич Юров, географию — Зинаида Михайловна Базилевич, биологию — Вячес­лав Петрович Алексеев, химию — Олимпи­ада Семеновна Титова, музыку и пение — Михаил Петрович Решетников, физкульту­ру — Александра Ивановна Юшина, рисо­вание — Евгений Васильевич Молчанов и историю — Николай Яковлевич Киселев.

В конце 1939 г. — начале 1940 г. был призыв партии: «Поступать юношам в военные училища». Из нашего курса после нового года ушли в училища: Павел Киреев, Федор Цоцорин, Василий Цапков. После окончания училища в 1940 г. я была направлена на работу в Поповскую семилетнюю школу, а Татьяна Захаровна — в Ивицкую начальную школу».

 

1941 год. Из воспоминаний М.П. Решетникова: «Приближалось 1 сентября. Начинали съезжаться в Корочу студенты педучилища, которые в летнее время находились у себя дома, и новички, выдержавшие вступительные экзамены. Но педучилище по указанию администра­тивных органов учебную работу не начинало. Вскоре все преподаватели вместе с учащимися были направлены на уборку урожая (картофель, свекла, подсолнечник) в разные колхозы своего района. Меня, Е.В. Молчанова, Клавдию Петровну Солодовникову и Олимпиаду Се­меновну Титову направили с двумя классами студентов на работу в с. Плотавец. Нас размес­тили в классных комнатах местной школы, где мы находились около двух недель до окончания уборки. В Плотавской школе мы дневали и ночевали. Горячую пишу колхоз давал нам 3 раза в день. Спали на соломе, прямо на полу. С началом дождей и ненастной погоды мы вернулись в Корочу.

Учебные занятия начались, но с приближением военных действий к Белгороду занятия в педучилище были прерваны на неопределенное время. Началась консервация имущества. Все преподаватели и технический персонал училиша были освобождены от работы согласно приказу директора педучилища Е.С. Холявика от 25 октября 1941 г. № 14».

 

1943-1955 годы. Свою деятельность после освобождения Корочи от оккупантов педу­чилище возобновило 5 (или 10-го) мая 1943 г. Оно размешалось в здании, в котором ныне районный дом пионеров, и в двух зданиях Пушкарской начальной школы, т.к. довоенное здание было разрушено. Учебников, тетрадей, чернил и письменных принадлежностей не было. В качестве тетради использовались старые книги и газеты. Чернилами служил раствор марганца или сок красной свеклы.

clip_image007

Выпускницы педучилища Григоренко Шура и Чуйкова Анна (справа)

 

Из воспоминаний выпускницы (1951 г.) педучилища Анны Нестеровны Никифоровой (Чуйковой):

«В Корочанское педучилище я поступила в послевоенном голодном 1947 г. без сдачи вступительных экзаменов, т.к. 7-й класс Плотавской школы окончила с отличием. Классным руководителем был Бударный Федор Алексеевич, он же вел у нас математику. Был очень требовательным, справедливым, всех нас называл на «вы», что нас очень удивляло. Нас учили преподаватели: Архипова Любовь Сергеевна, Пузанова Варвара Андреевна, Шаталова Нина Николаевна (русский язык и литература), Пузанов Иосиф Петрович (физика), Базилевич Зинаида Михай­ловна (география), директор Козлов Владимир Ефимо­вич (история), Решетников Михаил Петрович и Мерецкая Евгения Антоновна (пение и музыка), Молчанов Ев­гений Васильевич (рисование и чистописание), Егоров Александр Иванович и Бочарова Александра Иванов­на (физкультура), Мазникова В.Г. и Горячих А.Т. (био­логия и химия).

Жили мы бедно. Питались в своей столовой. Выра­щивали овощи на своем земельном участке. Получали в буфете по карточкам 400 граммов хлеба. Но энергии было много. Успевали делать все: хорошо учились, за­нимались в кружках, спортивных секциях. У нас прово­дились прекрасные вечера, посвященные знаменатель­ным датам. Я часто была ведущей на таких вечерах. Был у нас свой оркестр под руководством Карайченцева Василия Михайловича и хороший хор. Мы часто выступали перед населением города и окрестных сел. Педагогическую практику проходили в базовой школе.

В классе я сидела за одним столом с Никифоровым Виктором, человеком добрым, энергичным, талантливым. Он и учился хорошо, и на скрипке играл, хорошо рисовал, прекрасно танцевал и пел, а на школьном участке копал целину за всех слабых и мало­мощных, к которым относилась и я. Мы стали друзьями в педучилище, а позже — мужем и женой. В 1951 г. мы окон­чили училище и разъехались по разным местам. Виктор Григорьевич с большой группой был направлен в Дагес­тан. Он стал преподавать музыку в педучилище (г. Буй­накск), а через несколько месяцев был призван на Чер­номорский флот. А я была направлена учителем русского языка и литературы в Томаровскую среднюю школу Яковлевского района. В 1954 г. Виктор Григорьевич вернулся из армии, мы поженились и стали работать в Корочанской средней школе».

clip_image009

Похвальный лист № 1 учащейся 4-го курса Бурлаковой Розе Сергеевне за отличные успехи и примерное повеление. 31 января 1953 г.

 

Из воспоминаний выпускницы (1953г.) педучилища Розы Сергеевны Оболенской (Бурлаковой):

«В 1949 году окон­чила с похвальным листом 7 классов Корочанской сред­ней школы. После школы очень хотела стать врачом, но для учебы в мединституте не было средств. Со слезами подала заявление в педучилище. Но когда на практике, давая урок во 2 классе, я увидела восторженные глаза ребятишек, услышала их голоса, то поняла, что буду учи­тельницей и никогда об этом не пожалела в дальнейшем. В училище участвовала во всех мероприятиях. Особенно нравились мне спортивная гимнастика и хор. В составе команды училища участвовала в Курске на областных сорев­нованиях по легкой атлетике. Зимой у нас были соревнова­ния в беге на лыжах (от моста на Бехтеевке до Ясного колод­ца). Пела в хоре. Избиралась членом комитета комсомола училища. После окончания педучилища в числе лучших вы­пускников меня направили на учебу в институт, но по семей­ным обстоятельствам не смогла поехать на учебу, и получила направление в родную Мальцевскую семилетку учителем ма­тематики».

clip_image011

Оболенская Р.С.

В дальнейшем Р.С. Оболенская работала директором четырех школ в Корочанском районе: Мальцевской восьми­летней, Мелиховской средней (1970 — 1974), Корочанской школы-интерната (1974 — 1975) и Корочанской средней (1986 — 1989).

25 сентября 1955 г. педучилище в Короче было расфор­мировано и закрыто. Старшие классы были отправлены для завершения обучения в Валуйское педучилище, а младшие — в Грайворонское педучилище. Среди выпускников Корочанского педагогического училища — генерал-майор Л.П. Баюра, контр-адмирал М.А. Калашников.

 

Директора педагогического техникума и педагогического училища: Николай Георгиевич Попов (на 1931 г.), Галуцких, Федор Антонович Гончаров, Федор Давидович Жилин, Анд­рей Иванович Юшин (1938 — 1941), Евгений Стефанович Холявик (по 25.10.1941 г.), Нико­лай Степанович Мазников (по 1950 г.), Василий Ефимович Козлов, Семен Самуилович Майсюк, Сыромятников.

clip_image013

Педагоги и ученики педучилища. Выпуск 1951 г.

 

Из книги В.В. Потапова «Короча: события и люди».

Редакция сайта благодарит В.В. Потапова (г. Курск) за разрешение на размещение материала.



Кол-во просмотров страницы: 8545

Короткая ссылка на эту страницу:


Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: