Д. М. Кременёв
Свято-Михайловский храм Ивнянский р-н, с.Новенькое
В статье рассматривается возобновление деятельности православных общин в Томаровском и Ивнянском районах Курской области во время Великой Отечественной войны и взаимоотношение приходов Русской православной церкви с местными властями в первое послевоенное десятилетие.
Великая Отечественная война является одним из самых трагичных периодов российской истории. Но именно во время Великой Отечественной войны начинается церковное возрождение, открываются церкви, возвращаются из лагерей священники. Особенно активно процесс возобновления религиозной жизни проходил на оккупированной территории Советского Союза. По подсчётам М. Шкаровского, только на территории современной Белгородской области в период оккупации было открыто более 300 церквей.
Территория Ивнянского и Томаровского районов Курской области с октября 1941-го по февраль 1943 года находилась под немецкой оккупацией. По имеющимся в нашем распоряжении документам можно сказать, что перед началом Великой Отечественной войны на территории Ивнянского и Томаровского районов Курской области были закрыты все церкви. По всей вероятности, последней, уже перед самой войной, была закрыта Вознесенская церковь в с. Кочетовка Ивнянского района. В заявлении при регистрации в 1944 году говорилось, что церковь возобновила свою деятельность в 1941 году, а до этого не функционировала в течение девяти месяцев.
Все религиозные общины, которые были вновь зарегистрированы в 1944 году, начали свою деятельность в период оккупации района немецкими войсками. Так, Вознесенская община с. Кочетовка Ивнянского района начала функционировать (согласно заявлению при регистрации) с 1941 года, Георгиевская церковь в с. Серетино Томаровского района возобновила свою деятельность 6 декабря 1941 года, Казанская церковь в сл.Томаровка вновь открылась 15 декабря 1941 г.
На 1941 год приходится также возобновление службы в Митрофановской церкви с. Мощеного Томаровского района и Покровской церкви с. Кустовое этого же района. 4 февраля 1942 года была вновь открыта Успенская церковь в с. Пушкарном Томаровского района. В 1942 году были возобновлены службы в православных общинах сёл Песчаное, Хомутцы, Курасовка и Богатое Ивнянского района. В январе 1943 года вновь открылись приходы в с. Новенькое и с. Череново Ивнянского района.
Даты открытия церкви упоминались при регистрации, но в воспоминаниях местных жителей есть один интересный факт. Так, А. И. Голозубов в своей автобиографической работе «В знании прошлого – сила настоящего» писал: «Во время войны в с. Новенькое вернулся мой дядя, долгое время проживший в эмиграции, а с конца 1920-х годов живший в г. Харькове, вёл тихую неприметную жизнь, жил при возобновившей свою деятельность церкви, где и служил сторожем. После освобождения района от немецких войск был арестован, и никто его больше не видел». Таким образом, в этих воспоминаниях указывается иная, более ранняя дата возобновления деятельности церковной общины.
Всего на территории Ивнянского района в период 1944 года было зарегистрировано семь общин, а на территории Томаровского района – пять общин. Из семи религиозных общин, зарегистрированных в Ивнянском районе, в четырёх сёлах: Новенькое, Кочетовка, Песчаное и Череново – богослужения проходили в храмах. Одна община – Вознесенская – в селе Богатое занимала помещение бывшей церковной сторожки. В Томаровском районе из пяти общин в двух – Успенской в с. Пушкарном и Казанской в сл. Томаровка – службы проводились в храмах. Остальные общины располагались в приспособленных для религиозных нужд помещениях – молитвенных домах. Так, например, в с. Хомутцы православная община располагалась в части жилого дома активного члена общины Варвары Ивановны Александровой, который она сдавала общине в аренду. После её смерти в 1950 году и смены хозяина дома община из-за отсутствия помещения была вынуждена закрыться.
Если пример Дмитриевской церкви села Хомутцы (закрытие и снятие с регистрации общины) для Ивнянского района в период 1943–1953 годов был единичен, то в Томаровском районе можно увидеть совсем другую картину. Так, в 1949 году в Томаровском районе была закрыта Покровская церковь с. Кустового. Община возобновила свою деятельность в 1941 году, до 1944 года службы проводились в здании клуба. По всей видимости, в клуб в 1930-х годах было переоборудовано здание церкви, а с 1944 года службы велись в бывшей церковной сторожке.
С 1944 по 1946 год настоятелем общины был о. Евдокий (Маслов). После 1946 года в деле религиозной общины не отмечен ни один священник. 29 июля 1949 года по распоряжению Уполномоченного совета по делам РПЦ по Курской области Золотухина имущество Покровской церкви села Кустового Томаровского района было передано в Казанскую церковь сл. Томаровки.
В 1950 году вслед за Покровской церковью с. Кустового была закрыта Митрофановская церковь села Мощёного Томаровского района. Митрофановская община была зарегистрирована Советом по делам Русской православной церкви в 1944 году, функционировать же начала в 1941 году. Во время Великой Отечественной войны, в 1941– 1945 годах, настоятелем общины был о. Григорий Ермоленко. Под молитвенный дом община арендовала дом у Григория Стефановича Сергеева, который с 11 июля 1945 года по указу архиепископа Курского и Белгородского Питирима стал настоятелем Митрофановской церкви. Имеющиеся в нашем распоряжении документы не позволяют точно сказать, был ли отец Григорий Сергеев рукоположен до 1945 года или же в 1945 году.
5 сентября 1950 года Томаровским райисполкомом была инициирована проверка санитарного состояния помещения Митрофановского молитвенного дома, используемого под культовые нужды. После проверки комиссия постановила службу в молитвенном доме приостановить, так как «помещение, отведённое под молитвенный дом, совершенно не отвечает техническим, санитарным и противопожарным нормам, установленным для зданий общественного назначения». Отец Григорий Сергеев вскоре после закрытия общины был уволен за штат.
16 апреля 1951 года была закрыта Георгиевская церковь в селе Серетино Томаровского района. Свою деятельность община возобновила 6 декабря 1941 года. В район деятельности общины, кроме села Серетино, входили соседние сёла Борисовского района. До 1947 года под молельный дом община арендовала дом у гражданки Горовой, а 3 августа 1947 года община купила дом за 14 тысяч рублей. Но наличие помещения и постоянного настоятеля не спасло Георгиевскую церковь от закрытия. 16 апреля 1951 года Курским исполнительным комитетом областного совета были утверждены выводы комиссии при Томаровском исполкоме «о непригодности» здания Георгиевского молитвенного дома для собрания людей и принято постановление о закрытии молитвенного дома в селе Серетино . 3 июля 1951 года о. Василий Медведев, служивший в общине с 1942 года, сдал имущество церковному совету. Имущество Митрофановской и Георгиевской церквей было передано в Казанскую церковь сл. Томаровки.
В этом же 1951 году Томаровским райисполкомом была инициирована попытка закрыть Успенскую церковь в с. Пушкарном и Казанскую в сл. Томаровка. 30 июня 1951 года исполком Пушкарского сельского совета депутатов трудящихся обсуждал вопрос «О возврате клуба сельсовету, в котором размещена в настоящее время Успенская церковь». В качестве свидетелей Пушкарский сельский совет использовал Бурыкина Тимофея Васильевича, который в 1937 году, будучи председателем Пушкарского сельского совета, принял от районного финансового отдела здание церкви, и Роменского Якова Петровича, которые в 1937 году, будучи инспектором районного финансового комитета, производил передачу Успенской церкви Пушкарскому сельскому совету. 17 июля 1950 года Исполком томаровского районного Совета депутатов трудящихся утвердил ходатайство Пушкарского сельского совета о возврате здания сельского клуба.
16 июля 1951 года председатель Томаровского районного потребительского союза С. Я. Подзолков направляет ходатайство Томаровскому исполкому, о возврате бывшей базы райпотребсоюза- здания Казанской церкви. 17 июля 1951 года ходатайство райпотребсоюза было одобрено. Но 24 сентября 1951 года Курский облисполком отклонил оба ходатайства о закрытии Казанской церкви сл. Томаровка и Успенской церкви с. Пушкарное. На наш взгляд, отклонение прошений Томаровского исполкома о закрытии церквей в сл. Томаровка и с. Пушкарное связанно с опасением возмущений верующих, так как с закрытием Успенской церкви в с. Пушкарном и Казанской в сл. Томаровка в Томаровском районе не осталось бы ни одной действующей церкви.
В ходе Курской битвы, или, как упоминается в официальных документах, «июльских событий 1943 года», здания храмов в сёлах Кочетовка и Новенькое сильно пострадали. В 1944 году председатель исполкома райсовета трудящихся Власов в заявлении уполномоченному Совета по делам РПЦ при СНК СССР по Курской области писал: «В селе Новенькое находится церковь, которая в настоящие время требует капитального ремонта. До июльских событий 1943 года в данной церкви служба проводилась».
В 1952 году, обосновывая свои действия сильным разрушением здания храма, Ивнянским райисполкомом была произведена попытка закрыть церковь в с. Кочетовка, основываясь на том, что «ввиду длительного срока службы и отсутствия продолжительное время ремонта, а так же июльских боёв 1943 года (попало шесть снарядов) здание церкви пришло в полное разрушение и грозит обвалу, что является небезопасным для дальнейшего использования». Это, по мнению членов Ивнянского райсовета, являлось достаточным основанием для закрытия церкви. Следует отметить, что разрушение и ветхость церковного помещения не помешало использовать здание церкви с августа 1951-го по 25 мая 1952 года под склад «Заготзерно», и впоследствии помещение церкви было занята местным колхозом. Прошение Ивнянского райсовета было отклонено исполкомом Курского облсовета, и летом 1952 года церковная община возобновила свою деятельность в церковном здании.
В 1952 году в с. Богатом была предпринята попытка отобрать молитвенный дом у Вознесенской православной общины. Вознесенский храм располагался в здании бывшей церковной сторожки, переданной общине в феврале 1945 года как ранее ей принадлежащей. Сама же Вознесенская церковь была закрыта местными властями в 1937 году: партийными активистами был инициирован сбор подписей жителей с. Богатое о закрытии церкви, деревянное здание храма было раскатано на брёвна и переделано в начальную школу.
24 июня 1952 году на заседании исполкома Богатенского сельсовета одним из вопросов повестки дня было открытие библиотеки в с. Богатое. В ходе заседания было решено открыть с 1 июля 1952 года при Богатенском сельском совете библиотеку, но «ввиду того, что сельский совет не имеет помещение под библиотеку, а считает, бывший дом сельского совета находится в незаконном пользовании под молитвенным домом». Было предложено священнику Вознесенской церкви Владимиру Ивановичу Случевскому освободить молитвенный дом к 27 июлю 1952 года. В этот же день о. Владимиром Случевским была написана жалоба уполномоченному по делам Русской православной церкви при Курском исполкоме Володину, где просит отменить решение Богатенского сельсовета как незаконное, так как здание молитвенного дома на балансе сельского совета не стоит и сельский совет не может распоряжается зданием молитвенного дома.
26 июня 1952 года решение о закрытие молитвенного дома в с. Богатое Курским облисполкомом было признано незаконным, так как закрытие произошло без согласования Совета по делам РПЦ при Курском облисполкоме. Но 25 августа 1952 года председатель Ивнянского райисполкома Шевченко вновь ходатайствует о закрытии общины и передачи здания молитвенного дома под библиотеку. Основания новой просьбы Шевченко видел в том, что до войны здание принадлежало начальной школе. В качестве свидетелей приводил учителей Богатенской школы Абросимову, Мухина и бывшего председателя колхоза «Красный пахарь» Бабанина. Эта просьба также была отклонена Курским облсоветом.
К началу 1953 года на весь Томаровский район осталось всего две действующие церкви: в с. Пушкарном и сл. Томаровки – и район деятельности данных церквей фактически был весь Томаровский район Курской области. В Ивнянском районе действовало шесть приходов. В церковный приход входил не только тот населённый пункт, в котором он находился, и те сёла, где церковь была закрыта или разрушена. Так, в приход Козьма-Демьяновской церкви с. Курасовка Ивнянского района входила не только территория Курасовского сельского совета, но и соседние сёла: с. Вознесеновка, д. Алисовка, д. Богдановка, д. Владимировка, с. Новый посёлок (в заявлении с. Круглик) и с. Ивня. Приход Вознесенской церкви с. Богатое охватывал сёла Богатенского и Драгунского сельских советов Ивнянского района и близлежащие сёла Ракитянского района: Вышние Пены (в документе дер. Хатмынка), с. Меловое и с. Венгеровка.
Таким образом, в Ивнянском и Томаровском районах Курской области мы можем проследить изменение политики Советской власти в отношении общин верующих – от регистрации общин (фактической легализации) во время Великой Отечественной войны до начала нового витка, направленного на закрытие церквей, в 1949–1952 годах.
Все те религиозные общины, которые были зарегистрированы в 1944 году, возобновили свою деятельность во время немецкой оккупации территории Ивнянского и Томаровского района Курской области. Но начавшаяся оттепель во взаимоотношениях советской власти и Русской православной церкви сменилась резким похолоданием в 1949 году. Именно на этот год приходится возобновление антирелигиозной пропаганды, ужесточаются партийные взыскания за исполнение религиозных обрядов. На наш взгляд, поводом стала статья газеты «Правда» – «Саратовская купель», в которой прозвучала резкая критика в упущении в области антирелигиозной пропаганды и пережитков прошлого. Причиной возобновления атеистической пропаганды было недовольство многих партийных чиновников и агитаторов активизацией деятельности церкви на территории Советского Союза. На наш взгляд, просьбы Ивнянского и Томаровского исполкомов о закрытии церквей в с. Богатое, с. Кочетовка, сл. Томаровка и с. Пушкарного было отклонено в связи с боязнью возможных возмущений со стороны верующих, так как в случае закрытия Успенской церкви с. Пушкарного и Казанской сл. Томаровка в Томаровском районе не осталось бы ни одной действующей церкви. А закрытие церкви в с. Богатое и с. Кочетовка Ивнянского района члены Курского облсовета, по всей видимости, посчитали нецелесообразным.
Д. М. Кременёв,
младший научный сотрудник Верхопенского историко-краеведческого музея.
Редакция сайта благодарит автора за сотрудничество.
Короткая ссылка на эту страницу: