Бормотова А.Р.
(по материалам Валуйского, Грайворонского, Борисовского, Шебекинского районов)
«Знамя коммуны». 23 июня 1941 г. Валуйки. ГАБО.
В годы Великой Отечественной войны периодическая печать играла важную роль среди других средств массовой информации в силу наиболее эффективного воздействия на массы. Газеты являлись печатными органами областных и районных комитетов партии, поэтому работа редакций контролировалась этими структурами по всем направлениям.
В советском государстве на протяжении всего его существования большое внимание уделялось пропаганде и агитации. А в годы тяжелейшего испытания, коим стала для страны Великая Отечественная война, роль пропаганды возросла особенно. В тот период времени партийные структуры руководили периодической печатью как наиболее эффективным средством массовой агитации. Они решали наиболее важные вопросы функционирования редакций и типографий, могли определять объем тиража газет, регулировать содержательную сторону публикаций. Это подтверждают документы, сохранившиеся в архивах Белгородской и Курской областей (Отметим, что в период Великой Отечественной войны 23 района Белгородской области входили в состав Курской области, из которой были выделены в 1953 году).
Руководство партийных органов печатью осуществлялось по нескольким направлениям. Условно из них можно выделить два наиболее значимых:
1. Организационный контроль, а именно:
а) кадровые решения по руководящему составу редакций, то есть назначения ответственных редакторов;
б) утверждение штатов редакций и типографий газет;
в) доведение до населения через прессу важнейших указов и постановлений правительства и местных партийных органов;
г) определение объема тиражей газет;
д) подготовка и проведение советских праздников и освещение их в печати.
2. Управление материальной стороной дела:
а) решение финансовых вопросов: определение размера зарплат сотрудников, выделение дотаций редакциям;
б) контроль за приобретением и расходом типографиями газетной бумаги.
Рассмотрим эти направления подробнее.
В начальный период войны перед газетами области стояла задача оперативной перестройки работы на военный лад. Этот вопрос регулировали обком и райкомы партии. Большинство областных и краевых газет стали выходить на двух полосах не чаще, чем 5 раз в неделю. Районные газеты были переведены на еженедельный выпуск на двух полосах. Столь значительное сокращение количества газет и журналов, а также ограничение их периодичности и тиражей были вынужденными мерами, которые позволили в значительной степени преодолеть трудности в организации печатной пропаганды на фронте и создать разветвленную сеть военных периодических изданий.
Нормативной базой реорганизации районных печатных изданий Белгородской области в связи с требованиями военного времени было постановление ЦК ВКП(б) от 20 августа 1941 года «О районных газетах». Исходя из этого, редакторам районных газет предписывалось подавать докладные записки в обкомы ВКП(б) о выполнении вышеназванного постановления.
Областные и районные газеты являлись печатными органами областных и районных комитетов ВКП(б) соответственно и находились у них в непосредственном подчинении. К примеру, газета «Знамя коммуны» Валуйского района находилась в подчинении у Валуйского РК ВКП(б) и исполкома депутатов трудящихся, о чем свидетельствует регистрационная карточка газеты, которая ежегодно подавалась Управлению издательств и полиграфии при исполкоме Курского областного совета депутатов трудящихся.
Кадровые перестановки в редакциях газет во многом были связаны с началом боевых действий. В связи с уходом сотрудников в ряды Красной Армии, на заседаниях бюро РК ВКП(б) отделам кадров райкомов поручалось подбирать и укомплектовывать штаты редакций. Причем, подчеркивалось, что эти люди должны быть «грамотными, политически развитыми и проверенными товарищами». Например, в первые дни войны ушел на фронт редактор районной газеты «Знамя коммунизма» Грайворонского района Красюков. В связи с этим, на заседании бюро Грайворонского РК ВКП(б) 27 июня 1941 года новым редактором райгазеты утвердили Курзанову Пелагею Андреевну. Но, уже в октябре 1941 года по причине выезда из района, ее освободили от обязанностей редактора газеты. Вместо нее был назначен Галушко Григорий Владимирович, занимавший на момент назначения должность пропагандиста РК ВКП(б). Эти решения были утверждены на заседании бюро РК ВКП(б) 4 октября 1941 года.
Отметим, что штаты редакций районных газет в целом были немногочисленными. Например, в составе штата редакции газеты «Знамя коммуны» Валуйского района в 1941-1942 гг. были следующие должности: ответственный редактор, счетовод, печатник, наборщик, сторож-уборщица. В составе типографии: заведующий производством, наборщик-ученик, печатник, переплетчик, вертельщики, сторож-уборщица, счетовод. В общей сложности тринадцать человек.
В суровых условиях военного времени на областных и районных газетах лежала важная функция доведения до населения распоряжений и постановлений правительства и местных партийных органов.
Особым вопросом в период Великой Отечественной войны были тиражи газет.
Сокращение тиражей районных газет, а также уменьшение их формата проводилось с целью экономии, обусловленной условиями военного времени. Однако, иногда тираж районной газеты мог увеличиваться по постановлению райкома. Например, тираж районной газеты «Борисовская коммуна» был увеличен в сентябре-октябре 1941 года на 40 экземпляров для «культурного обслуживания воинских частей и госпиталя». Производилось это за счет сокращения числа подписчиков, так как фонд газетной бумаги был ограничен, следовательно, увеличение тиража должно было уложиться в рамки установленного фонда бумаги. Ответственные редакторы были обязаны подавать сведения об использовании лимита тиража газет. В них указывалось, на какие цели был израсходован тираж газеты: какое количество экземпляров ушло по подписке, сколько было отпущено для реализации через розничную сеть торговли, а также выслано государственным учреждениям и редакциям других газет для обмена опытом, какое количество оставлено на подшивку, а также работникам редакции и типографии.
Однако, несмотря на уменьшение тиражей, все же следует отметить, что именно районным изданиям отводилась особая роль в реализации пропагандистских планов. Они продолжали пользоваться повышенной популярностью, поскольку в них доминировала знакомая читателям местная тематика. В связи с началом войны по районным комитетам ВКП(б) было разослано директивное письмо Курского обкома от 29 июня 1941 года «О необходимости усиления массово-политической работы и повышения революционной бдительности», в котором говорилось: «Обком партии требует от РК ВКП(б) и всех членов партии усиления агитационно-разъяснительной работы среди населения, тщательного изучения политических настроений». Подчеркивалось, что агитационно-разъяснительная работа должна вестись на основании материалов центрального печатного органа партии – газеты «Правда».
Обком и райкомы в своем руководстве периодической печатью большое внимание уделяли ее организующей функции. В связи с этим именно на газеты возлагалось освещение подготовки и проведения ключевых советских праздников. Особое значение для прессы имел день большевистской печати, который в Советском Союзе отмечался 5 мая в честь выхода в свет первого номера газеты «Правда» 22 апреля (5 мая) 1912 года.
Ко дню большевистской печати редакторам газет поручалось организовать ряд мероприятий. Проводились соревнования редколлегий, подведение итогов которых было приурочено к празднику, проходили смотры низовой печати. Отметим, что особое внимание уделялось стенным газетам, проверять работу которых были обязаны секретари первичных партийных и комсомольских организаций. Ежегодно ко дню большевистской печати редакциями районных газет Курской области подготавливались отчеты о работе, которые заслушивались и обсуждались на заседаниях бюро райкомов. Как видим, проведение дня большевистской печати использовалось для усиления партийного руководства прессой в целом.
Органы власти контролировали материальные стороны работы редакций и типографий газет. По поручениям райкомов, инспекторы по штатам районных финансовых отделов проводили регулярные проверки правильности выдачи заработной платы сотрудникам районных газет. В случае возникновения финансовых трудностей редакциям выделялись дотации по постановлению бюро райкома. К примеру, рабочим и служащим газеты «Борисовская коммуна» зарплата выдавалась с задержками в месяц. В связи с этим на очередном заседании бюро Борисовского РК ВКП(б) было принято решение выделить для редакции денежные средства с целью ликвидации задолженности.
Говоря о финансовых вопросах, отметим, что редакции районных газет получали доход от реализации номеров через розничную торговую сеть, от продажи бюллетеней со сводками Совинформбюро (которые выпускались практически каждой областной и районной газетой), а также от приема и публикации объявлений. Основные расходы редакций касались приобретения газетной бумаги. К примеру, в 1944 году затраты на бумагу у Валуйской районной газеты «Знамя коммуны» составили 2530 рублей. Помимо этого, денежные средства расходовались на выплату авторских гонораров. Например, в 1945 году такой гонорар в редакции газеты «Знамя коммуны» составлял 30 рублей.
В условиях нехватки материальных ресурсов, партийные органы строго контролировали расход газетной бумаги, о котором редакции обязаны были ежемесячно отчитываться Управлению издательств и полиграфии при исполкоме областного совета депутатов трудящихся. Райкомы проводили проверки использования материальных средств и соблюдения общей финансовой дисциплины. Результаты таких ревизий сообщались в докладах на заседаниях бюро райкомов ВКП(б). Например, в редакции газеты «Пламя» Шебекинского района, были выявлены факты незаконного приобретения бумаги. В подобных случаях материалы передавались на рассмотрение районному прокурору. В ежемесячных отчетах, которые редакции направляли Управлению издательств и полиграфии при исполкоме областного совета депутатов трудящихся, указывались сведения о количестве полученной бумаги, о ее расходе и об остатке на начало следующего месяца.
Подводя итоги, отметим, что руководство партийными органами периодической печатью проводилось практически по всем ключевым направлениям деятельности редакций и типографий газет. Строгий контроль был вполне эффективен в условиях военного времени, когда печатная пропаганда и агитация выходили на первый план в поддержании боевого духа народа.
Бормотова А.Р.,
кандидат исторических наук ,
Курский государственный университет
Редакция сайта благодарит автора Бормотову А.Р. и Замулина В.Н. за переданный материал.
Короткая ссылка на эту страницу: