В. Цокур.
Предисловие.
Каждый из нас, конечно же, хочет прожить в этом подлунном мире долго и, по возможности, счастливо. У пяти молодых, красивых и вполне благополучных женщин, находившихся в 1919 году в нашем городе, жизнь — как раз — таки сложилась в полной противоположности ко всему тому, чего они так хотели от нее для самих себя
Трое из них были коренные белгородки. Две других — залетки. Одна из Харькова, а вторая из Корочи. У всех пяти было одинаковое имя – Мария. Имя красивое, благозвучное и нет никакого другого, которое бы чаще этого упоминалось бы в русской песне. Но ведь оно означает и то, чего никто и никогда не захотел бы вот так заполучить это как некую данность. Это имя означает — « обладательница горькой жизни». Кто же возжелает себе такую планиду?
Время и весь ход жизненных событий у пяти Марий полностью подтвердят фатальность этой предначертанности . Судьбы у них действительно и точно совпадут с их именной семантикой.
Две — совсем еще юные создания – были гимназистками Белгородской женской гимназии им. Царствующего Дома Романовых (ныне школа №9).
Другие были постарше. Но всем пяти выпадет разлихая бабья доля, отмеренная им лихолетьем Гражданской войны. На каждую из них падет жребий судьбы стать избранницей любви. Такой скоротечной и такой несчастной. На каждую из них будет положен глаз местного бугайствующего комиссарства из Белгородского ревкома. И она-то, вот эта любовь комиссарская, постылая, нежеланная, навязанная им против их женской природы, она-то и погубит их всех.
Белгород. 1870 -1918 гг.
Любовь, брак, семья – именно на них всегда держались устои жизни и в Белгороде, и по всей Росссии. Все это освящалось Церковью. Четырнадцать храмов Белгорода крестили, венчали или же отпевали его жителей. Глубокая провинция. Сельский уклад жизни. Его незыблемость казалась отныне и навсегда. Но уже через 17 лет в городе появятся устроители новой жизни. Все местные и бывшие: присяжный поверенный Меранвиль де Сент-Клер, учитель Озембловский, фельдфебель Лютенко, каторжанин Саенко. Все они стали закладывать основы коммунистического общества. Однако, коммунистические новации, как правило, население встречало в штыки. Особое неприятие тогда вызывали советские начинания в вопросах семьи и брака.
В некоторых городах Советской России новации местных большевиков начинались сразу же с издания ими декретов о «социализации женщин» и создания комиссариатов свободной любви. Отчебучили нечто такое и на моей родине – на Кубани. По мандатам комиссара внутренних дел Бронштейна в Екатеринодаре устраивались весной 1918 года облавы на молодых и красивых девушек из буржуазных семей и учениц местных учебных заведений. Их отлавливали и доставляли во дворец Всевойскового Атамана к самому Бронштейну, а также еще и в номера гостиницы Бристоль к матросам из отряда Фомы Мокроусова.
В Белгороде не было такого комиссариата. Но с введением декретирования гражданских браков и разводов и в нем вскоре начался процесс активного разрушения христианской семьи и норм морали.
В дореволюционном Белгороде, в смысле его быта и нравов, было много чего такого разного. В городе и ранее всегда были и пьянство, и супружеская неверность и домогательства «любви» по службе. Что было, то было. Были в провинциальном Белгороде и краснофонарная Щемиловка, и Щемиловский кабак.
Щемиловка… Она всегда обслуживала исключительно клиентуру знаменитого Щемиловского кабака. Это злачное место неизбежно, по закону своей греховности, всегда притягивало жителей города, а также и его гостей. Адюльтер, пороки, краснофонарный бизнес всегда были в Белгороде осуждаемы и обществом, и Церковью. И как бы ни был богат человек тогда, какой бы полнотой власти он ни обладал, но чтобы он вот так, вдруг, мог открыто стать на стезю порока в городе, не считаясь ни с кем и ни с чем? Такого отродясь здесь не бывало. Это уже белгородское комиссарство ударилось во все тяжкие открыто и нагло. Частенько, и сразу же после 17-го года, комиссары и чекисты стали бывать и в домах Щемиловки. Но там они никогда не расплачивались за оказанные им услуги. Все на халяву желали обслуживаться. Обычай «за так» был введен белгородским комиссарством именно с ревкомовских времен. И маузер под нос девицам из номеров в Белгороде стали совать тоже с тех самых времен. После принудиловка военного коммунизма, введенная комиссарством в Белгородских борделях, была перенесена и в стены советских учреждений нашего города.
Именно в те-то времена и закрутил напропалую с 17-летней гимназисткой Марией Зойсс свой комиссарский роман бывший 30-летний учитель — поляк Озембловский, ставший по воле случая председателем Белгородского уисполкома.
Нахрапом и внаглую тогда же стал подбивать любовные клинья к своей подчиненной военный комиссар уезда Лютенко. Амурничал безоглядно с гимназисткой кровавый комиссар уездной милиции Саенко. Большой специалист по пусканию белгородским мужикам большой крови при проведении им реквизиций на селе. Сожительствовал с вдовой белгородского купца 33-х летний председатель Белгородского ревкома Меранвиль де Сент-Клер. В общем, понесло тогда белгородское комиссарство в любовный разнос. Нашел на них любовный стих и угар в те зимнее-весенние месяцы кровавого 19-го.
Белгород. 1919 г.
Это был год невероятного ревкомовского и чекистского беспредела в городе и уезде, год большой крови, тысячных расстрелов белгородцев и россиян, год переменчивости военных удач. В гущу этих событий в том же 19-м попадают и пять белгородских Марий. Для четырех из них этот год будет роковым.
Не уступив домогательствам военного комиссара Лютенко, пойдет по его оговору под трибунал совслужащая комиссариата Мария Лазарева.
15.03.19 г. Белгородский Революционный трибунал рассмотрел ее дело и определил, что «признавая ее склонность к авантюризму, а также принимая во внимание еще и оскорбление Революционного Трибунала, лишить Лазареву Советской работы во всех Советских учреждениях навсегда». По тем временам и реалиям обстановки такое определение по сути своей было тем же «вышаком».
27.03.19 г. в Белгороде произойдет бунт караульного батальона. Его подавят. А после этого арестуют де Сент-Клера. Ему инкриминировалось тогда отсутствие революционной бдительности и преступное бездействие в период самих мятежных событий.
Вместе с предревкома был арестован еще и увоенком Лютенко. Однако никого из этих двух комиссаров Курский трибунал так и не расстреляет. Выручили их тогда друзья де Сент-Клера. Лютенко только и того, что исключат из партии. Он надолго исчезнет из Белгорода. Уездного же вождя вообще отзовут из Курска в Москву на предмет его повышения по службе.
Жизнь города в зимне-весенний период того года, конечно же, не исчерпывалась только этими двумя событиями. Она была несравненно многообразнее. Но все, что бы ни происходило в нем, осенялось тогда красным знаменем Белгородского ревкома. Летом, а точнее, 23 июня, в Белгород вступят воинские части корпуса генерала Кутепова. А ранним утром 25 июня добровольцы из Марковской дивизии в ближнем питомнике, недалеко от артиллерийских складов (сейчас это пересечение улиц Литвинова и Б. Хмельницкого — В. Ц.) на ветке развесистого дуба повесят гимназистку Машеньку Озерову. Рядом с нею вздернут и самого Саенко, который буквально неделю назад как оставил славные ряды белгородских защитников революции, бежал от них из Курска и, переодевшись в женскую одежду, пришел в дом к Озеровым, прося их укрыть его в нем.
Начальник Белгородского гарнизона генерал Шпаковский удовлетворил тогда просьбу родителей Маши, дав соответствующим чинам разрешение на выдачу тела казненной для погребения. Ее похоронили на Новорусском кладбище.
Узнав о казни Саенко, но, не ведая еще о его дезертирстве, белгородские чекисты, в порядке красной мести, расстреляли тогда в Курске более 50 белгородских заложников, которые числились за ГубЧКа. В этих списках значилась и Мария Павловна Пивоварова. Пассия де Сент-Клера. Чекисты арестовали женщину еще в мае, сразу же после отъезда из Белгорода председателя ревкома. А прикончат ее спустя два месяца.
Извилистой и трагической станет жизненная дорога и у Марии Зойсс. Еще в июне 1918 года Озембловского переведут из Белгорода в Курск и назначат на должность председателя ГубЧКа. Через четыре месяца за преступления по должности его снимут с нее и исключат из партии. Но под суд все же не отправят. Спасут его от суда друзья-поляки. Озембловский из подвалов ЧК возвратится вновь на поприще учительства. В сентябре 1919 года он предпринимает попытку бежать на Украину. Но… 20.09.19 г. его в вагоне «дачки», шедшей из Белгорода в Харьков, опознает офицер-доброволец, которого Озембловский допрашивал и пьггал в своем кабинете. На ст. Основа, под самым Харьковым, его выведут из вагона, подтянут к пристанционному фонарному столбу и привяжут к нему вниз головой. Марию же расстреляют у инвентарного деревянного щита возле водонапорной башни.
Княжна Мария
На долю этой молодой женщины выпал груз таких жизненных невзгод и столько горя, что остается только удивляться ее несгибаемой стойкости. Мария была старшей дочерью князя И. И. Мещерского, одного из предводителей дворянства Корочанского уезда. Род Мещерских — древнейший среди дворянских родов в России. После смерти И. И. на попечении его вдовы, Анны Леонидовны, кроме Марии останутся младшие их дети — Клера и Марк. В апреле 1918 года смерть заберет у Марии ее брата. Семнадцатилетнего Марка, гимназиста Корочанской Александровской гимназии, арестуют, а затем и расстреляют шахтеры из отряда братьев Кабановых. Кстати говоря, одного из них звали также Марком.
Отряд «Молния» был махровой партизанской вольницей, нагрянувшей в уездный город для установления в нем явочным путем советской власти. Смерть младшего сына не только потрясла Анну Леонидовну, но и слегка помрачила ее рассудок. Она станет агрессивной и несдержанной в своих поступках и высказываниях. Особенно в адрес представителей советской власти. Эта несдержанность через два года оборвет ее жизнь.
В 1919 году она вместе с Марией и Клерой выехала в Крым. В ноябре 1920 года на улице уже красного Севастополя ее пристрелит грайворонский патруль из 46 СД. Весной 1921 года сестры Мещерские возвратились в Корочу. При одной из многочисленных чекистских проверок на дому полупридушенную Марию затащит в постель Иосиф Светлицкий, возглавлявший тогда чекистское ведомство Корочанского уезда. В ноябре 1923 года Светлицкого переведут в Белгород, а в 1924-м в Курск. К тому времени он оформил (иначе уже было и нельзя) свои брачные отношения с Марией в официальном порядке. Для нее же это был не просто мезальянс. Это было постоянное осознание ею торжества насилия над ней. Осознание загубленности своей жизни этим профессиональным садистом и каторжанином. А им он был и по своей психологии, и по своим поступкам. Вскоре скоротечная чахотка сожгла легкие княгине буквально за несколько месяцев. Ко всем прочим тяжким и этот недуг она заполучила от Светлицкого.
Ретроспектива
В 1925 году в Белгороде начнется кампания переименований его улиц. Улицу Покровскую, которая более 130 лет вела всех верующих к храму Покрова, переименуют на улицу имени Троцкого. А с 1928 года, 70 лет уже, она носит имя первого председателя Курской ГубЧКа Озембловского. Присваивались имена разные улицам города и в последующие годы.
В 70-х годах в Белгороде появится почему-то улица имени матроса Фомы Мокроусова. Того самого, который весной 1918 года шарахал в Екатеринодаре местных гимназисток, а его лихие отрядные ухари-братишечки устраивали им матросские групповухи. Сподобили его даже в анналы событийности. Мол громил красный моряк-черноморец в ноябре 1917 года корниловские ударные батальоны под Белгородом. А Фома-то в то самое время мел своими широченными клешами брусчатку Садовой улицы в Ростове и Императорской в Таганроге. Вот и верь после этого людям.
А что же с памятью людской деется в наши дни? Помнят ли в нашем городе тех пятерых женщин с красивым именем Мария? Как-никак, а все же пять судеб, пять молодых жизней, оборванных столь жестоко и безжалостно. И что же, все пять так и канули в неизвестность? И ни креста, ни могильного холмика, ни памяти людской? Так ничего и не осталось? Да, ничего. Впрочем…
Память о прошлом в нашем городе все же чтут. В 1959 году в Белгороде был открыт мемориальный памятник «Слава героям». Это памятник-кенотаф, т.е. надгробие над могилой без тела покойного. На его бронзовых досках выбиты и имена героев: Иван Озембловский, Мария Зойсс (Зое) и Василий Саенко. Почему они? Этого вам никто не объяснит. Так уж сталось.
Бесспорно, героям действительно и всегда должна воздаваться слава. Но, скажите, причем здесь чекист Озембловский, заливший Курскую губернию в1918 году кровью 20-ти тысяч жертв Красного террора? Причем здесь дезертир и кровопускатель Саенко, топивший Белгородский уезд в мужицкой крови? Но почему жители Белгорода должны помнить о них? А где же можно почтить память четырех Марий и еще тысяч и тысяч других наших земляков и россиян, для которых белгородская земля стала местом их вечного упокоения?
В. Цокур.
1999г.
Материал передан автором в 2010 году.
Короткая ссылка на эту страницу: