Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

По страницам «Белгородской правды»

clip_image002

«Белгородская правда» 16 мая 1939 г.

 

Один из дней учителей и учащихся Старогородской средней школы

«Белгородская правда»

18 октября 1939 г., № 247 (2957), стр. 2-3.

РАННИМ УТРОМ

7 часов утра… В коридорах и классных комнатах пусто. И только в нижнем этаже уборщи­цы заканчивают работу.

Пришел директор Александр Кириллович Шеенко. Переходя из класса в класс, он проверил все­ ли готово к занятиям: классные доски, мел для них, протоплены ли печи.

В его блокноте появилась запись. «Поправить классную доску в восьмом классе»… «Проверить, почему плохо нагрета печь в за­ле».

Пока директор совершал обход, в раздевалках и коридорах на­ступило оживление. С улицы вли­вались веселым потоком дети. Лег­кий мороз разрумянил их щеки.

ЗАРЯДКА

8 часов… Звонок.

—На физзарядку! — раздается по коридорам.

Перед зданием школы на ровной площадке стройными рядами выстроились ребята. Руководительница физкультуры— ученица 9 класса Вера Головкина звонко отчеканивает:

—Раз—два! Раз—два!

Ее движения и всего коллек­тива стройны и красивы.

Десять минут прошли незамет­но. Зарядка окончилась. |

Подана команда: «Вольно»!

Слово взял директор тов. Шеенко.

—Ребята,— сказал он,—я расскажу вам о том, какие события произошли у нас и за границей за последние дни. Коротко и ясно тов. Шеенко сообщил о ратификации Президиумом Верховного Совета СССР пакта о взаимопомощи между СССР и Литвой, о передаче Лит­ве города Вильно и Виленской области, о речах Даладье и Чем­берлена в палате общин, о воен­ных действиях на Западном фрон­те и между Японией и Китаем, о подготовке к выборам в Народное Собрание Западной Украины.

Внимательно выслушали ребя­та политинформацию и органи­зованно двинулись в школу.

clip_image004

В УЧИТЕЛЬСКОЙ

Один за другим входят учителя, раздеваются, заглядывают в расписание уроков.

Вошла ученица 9 класса Аня Рыжикова

—Александр Кириллович,— обратилась она к директору.—Для нашего избирательного участка нужна литература. Дайте нам «Положение о выборах».

И тут же с воодушевлением стала рассказывать о том, какие беседы были проведены вчера с избирателями.

Александр Кириллович одобрительно качает головой, обещая дать необходимый материал.

Из 9 и 10 классов выделены агитаторами на избирательных участках 12 учеников. Они хо­рошо знают Конституцию, умеют разбираться в новом избирательном законе.

Надо видеть с каким усердием взялись они за работу!

На общественную арену смело вышли воспитанники школы.

«МАТЕМАТИКА-ЭТО НЕ ПРОСТО МАТЕМАТИКА»

Так любит повторять преподаватель математики Семен Тимофеевич Бобылев — кандидат в члены ВКП(б) и активный агитатор.

Ему лет 30. Но это уже опыт­ный учитель, любящий свое дело.

Математика—это не просто математика!—Эту мысль он особенно четко провел недавно в своем необычном докладе «О ком­мунистическом воспитании на уроках математики».

Коммунистическое воспитание детей в школе Бобылев не считает какой-то частью оторванной от любого предмета, преподаваемого в школе,— будь это обучение чтению пли письму, естествознание или математика. Обучение и воспитание—это одно целое, — говорит он. И, потому уроки по математике в трех шестых и двух седьмых классах, где он преподает, умело сочетаются с данными о великом строительстве в нашей стране. Цифры у него – это цифры побед сталинских пятилеток.

Дисциплина в его классах— лучшая в школе. Ученики выписы­вают здесь больше газет и журналов чем в других классах, регулярно читают «Пионерскую правду», «Комсомольскую правду».

Вот и сегодня. Еще нет и 8 часов, а Бобылев уже в седьмом классе «А». Он рассказал учащимся о последних событиях в нашей стране и за рубежом, —

провел беседу о творчестве Лермонтова.

Так начал свой рабочий день Семен Тимофеевич Бобылев.

clip_image006

НА БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЕ

Звонок. Большая перемена! Сколько новых развлечении сулит она детворе!

Вот в зале вокруг пионервожа­той Паши Межевикиной собра­лась чуть-ли не половина всех учащихся. Им есть что послу­шать, есть что поглядеть.

Пионерка из отряда имени Ленина Шура Артамонова деклами­рует стихотворение «Осень». Зве­нят перед затихшей аудиторией слова:

Убран хлеб, зазеленела озимь,

Скошен клевер, обмолочен лен…

На место Шуры стала Надя Дроздова. Под звуки гармонии она декламирует «Гибель Чапаева».

В уральских степях непогода и мрак

Лисицей во мгле пробирается враг,

Чапаев не слышит, чапаевцы снят,

Дозор за рекой неприятелем снят…

Большое участие приняли дети в исполнении под гармошку пес­ни из кинофильма «Трактори­сты»— « Три танкиста».

Большая перемена закончилась танцами.

У школьной библиотеки, насчи­тывающей, кстати сказать, до 1000 книг, в эту перемену тоже было оживленно. Заведующая библиотекой — комсомолка тов. Куценко выдавала ребятам книги: Пушкин, Лермонтов и т.д.

МАТЬ УЧЕНИЦЫ НА УРОКЕ

—Александр Кириллович, —обра­тилась тов. Выродова к директору,—разрешите мне побывать на уроке в 8 классе. Там моя дочка учится.

Директор разрешил.

В простеньком платочке товарищ Выродова сидела в классе и слушала урок но естествознанию. Она неустанно восхищалась величиной и глубиной знаний, какие дает школа.

На доске большое полотно с изображением скелета человека. Преподавательница Тать­яна Трифоновна Полякова задавала вопросы. Лукина, Лаптева, Ползикова и другие хорошо разбирались в строении скелета, называли их. И только Санин сперва запутался в определении подвижности и неподвижности сочленений, но потом и он выбрался из затруднительного положения. На доске появилось изображение человеческой мускулатуры.

—Это для вас новый урок, — произнесла Татьяна Трифоновна, рассказывая о строении и свойствах мускулов.

И ФИЗИКА — ТОЖЕ НЕ ПРОСТО ФИЗИКА

Стрелки показывают половину девятого. Звонок. Быстро пусте­ют коридоры.

В седьмой класс «Б» вошел тов. Шеенко. Он преподает фи­зику.

Ученики встали.

— Здравствуйте!

— Здравствуйте!— дружно от­ветили ребята.

— Садитесь. Кто сегодня де­журный? Кто отсутствует?

Поднялась Лена Кравцова.

— Сегодня явились все.

Урок начался с проверки вы­полнения домашнего задания.

Шеенко задал вопросы:

— Какие единицы количества тепла вы знаете? Что такое ка­лорийность топлива? Что назы­вается тепловой отдачей? Кипе­нием? Отчего зависит быстрота испарения?

Уверенно и точно отвечали Ящикова, Жейкова, Бронникова, Бавыкина, Чередниченко и др.

Отличные отметки получили Ящикова и Чередниченко, другие ответили на «хорошо» и только один Делов—на «посредствен­но».

Преподаватель перешел к беседе на тему: «История изобрете­ния паровой машины и ее уст­ройство». Увлекательно говорит он о первых примитивных машинах, о том, как Уатт изобрел паровую машину. Внимательно слушают ученики.

Внимание усилилось, когда пе­ред классом появились чертежи первых несложных машин и модель паровой машины. Ученики следили за каждым движением указки преподавателя.

Шеенко воодушевился. Он с жаром говорит о том, что в нашей стране теперь есть самые мощные в мире паровозы, что советский транспорт создан у нас под гениальным руководством вождя народов товарища Сталина и его соратников — Л. М. Кагановича и Серго Орджоникидзе.

С увлечением рассказывает он о том, как могучая Красная Армия, перейдя границу бывшей Польши, увидела там жалкие ма­лосильные паровозы, а когда туда прибыли наши великаны «Ф. Д.» и «ИС», то удивле­нию трудящихся Западней Укра­ины и Западней Белоруссии не бы­ло конца.

У ОРДЕНОНОСЦА ДРОЗДЕНКО

Четвертый класс. За партами — сорок учащихся. Они слушают учительницу — орденоносца тов. Дрозденко.

Она говорит им о том, как тяжело жилось ненцам в старое время и как советская власть перестроила жизнь народов тундры, выгнала купцов-хищников и организовала тундровые советы

Неожиданно тов. Дрозденко спрашивает :

— Кто из вас знает к какому — большому событию готовится сей­час наша страна?

Большинство детей подняло руки

— К выборам депутатов тру­дящихся в местные Советы,— бойко отвечает маленькая девочка.

А в тундре будут выборы — Советов? — спрашивает учитель — На этот вопрос ответила дру­гая девочка.

— Ну, а теперь, ты, Клава, расскажи нам, что такое факто­рии?

Клава выходит к карте, пока­зывает па ней границы тундры и рассказывает о том, как в старое время к жителям тундры приезжали купцы, спаивали их водкой и скупали за гроши меха и другие ценные товары. А те­перь по всей тундре раскинута сеть советских факторий.

Много рассказывали дети и о культурной работе в тундре. Они хорошо знают, что такое красные чумы, почему народы тундры раньше не знали письменности, а теперь у них есть буквари на ненецком и чукотском языках.

В ДРУГИХ КЛАССАХ

Над чем работает детвора в других классах?

Вот шестой класс «Б». На партах разложены географические карты.

Преподаватель тов. Немыкин знакомит учащихся с Францией, с ее поверхностью, климатом, почвой, границами.

Ученики сразу находят на карте все, что требует преподаватель, дают подробные ответы, как будто читая открытую книгу.

В шестом классе «А» предаватель тов. Ковальский начал урок с повторения пройденной темы о рабстве в Римской империи.

На все вопросы учащиеся дают исчерпывающие ответы. Затем тов. Ковальский провел беседу об обогащении римских откупщиков и ростовщиков.

Перед учениками развертыва­лась тяжелая картина: ограбление рабовладельцами провинций. Образование крупного землевладения, разорения крестьян.

clip_image008

УЧКОМ ЗА РАБОТОЙ

До 15 сентября в школе были старосты. По новому положению день в каждом классе выбрали организаторов.

17 сентября общешкольное собрание избрало учком из 7 человек. Председателем его стала ученица 9 класса комсомолка (она же и агитатор) Слюнина, а секретарем — ученица 7 класса Мамченко

Учком наметил план работы. Этот план вывесили на видном месте. Сегодня учком на своем заседании проверил, что сделано по плану. Прежде всего заслушали отчеты классных организаторов о ходе соревнования.

По плану намечено было вы­пустить общешкольную и клас­сные стенгазеты. Это выполнено.

Выделенные по плану для ликвидации неграмотности среди взрослого населения семь учени­ков 9 и 10 классов уже провели по два занятия.

Для помощи классным органи­заторам в проведении празднова­ния XXII годовщины Октября учком наметил следующее: выде­лить Веру Головкину докладчиком на детский утренник, пять уча­щихся — для художественного оформления здания школы, вы­пустить стенгазеты в каждом колхозе сельсовета и на десятидворках, организовать выступле­ние художественной самодеятель­ности перед населением в октябрь­ские праздники, прикрепить от­личников к неуспевающим для помощи в учебе.

Сегодня же учком получил со­общение — учащиеся-агитаторы распространили па избиратель­ных участках 200 экземпляров Положения о выборах.

ДЕНЬ У ЗАВУЧА

Завуч тов. Кельина провела день в больших заботах.

Еще утром к ней пришли два отстающих ученика седьмых классов Поршнев и Серичева.

—Вера Дмитриевна, — говорили они , — мы не хотим быть на плохом счету, вычеркните нас из списка отстающих, мы выправили свои отметки, ответили на «хорошо».

Тов. Кельина похвалила ребят. Довольные они убежали.

Сегодняшний день принес Ве­ре Дмитриевне новую радость: от­стающих в седьмых классах бы­ло 40, а теперь их 8.

За день Вера Дмитриевна по­бывала на уроках двух учителей у тов. И. Копейченко (в 5 классе «Б») и у тов. Тысячник (в 3 классе).

ОТСТАЮЩИЕ ОТЧИТЫВАЮТСЯ

Почти во всех классах с нача­ла учебного года были отстаю­щие ученики. Нет-нет и получит кто-нибудь плохую отметку.

Число отстающих быстро увели­чивалось.

В начале октября учителя встревожились. Как быть? Что делать? В чем причины этого?

Решили собрать учащихся с плохими отметками отдельно по классам: сначала пятых, потом седьмых, восьмых, девятых и узнать о причинах отставания у самих отстающих. Так и сдела­ли. Выяснилось, что причина отставания—многие ребята просто ленятся.

С отстающими провели беседу, взяли обещание перебороть лень, стать добросовестными школьниками и на основе соревнования добиться успеха.

Беседы не прошли даром. Лед тронулся. Отстающие поняли, что быть позади — это позор, и дали обязательство к 15 октября резко улучшить свои отметки.

Сегодня по седьмым классам передали сообщение:

—Отстающим явиться на соб­рание!

Собрались. Дирекция вместе с учкомом опросили каждого, кто и как выполнил свое обязательство.

Подсчитали и оказалось:

— Из 40 отстающих 18 — полностью выправили свои отмет­ки, 14— еще не успели этого сделать до конца, и у 8 ребят отметки плохие. Однако все они поняли, что их отставание может стать постоянным, привычным и дали слово приналечь на учебу и быть дисциплинированными.

ПЕРЕДОВИКИ

Первым кандидатом, изби­равшегося учкома, общее собра­ние выдвинуло ученицу 9 клас­са, члена ВЛКСМ тов. Слюнину. На заседании учкома ее избрали председателем. Кто она и почему завоевала авторитет коллектива?

Слюнина — инициатор социали­стического соревнования в школе. Она первой подала мысль о необходимости провести собрание неуспевающих и всерьез пого­ворить с ними о том, что каждый советский школьник может и должен учиться отлично.

— Мы должны быть настоя­щими строителями нового комму­нистического общества, — не раз упоминала она в своих выступле­ниях на собраниях.

И недаром коллектив учите­лей выдвинул Слюнину агитато­ром на избирательный участок. Хорошо изучив Сталинскую Конституцию и избирательный закон, она страстно несет свои знания в массы, знакомит избирателей с событиями, происходящими в нашей стране и в странах капи­тала.

Заместителем Слюниной избрана активистка – комсомолка тов. Мамченко. Вожатая звена, ученица 8 класса тов. Лукина. Проявившая себя на пионерской работе, стала членом учкома.

В числе передовых ученик 10 класса тов. Рыков, ученица 7 класса пионерка Городова. Заслуженное место в рядах передовиков занимает руководительница физкультуры Вера Головкина. Ее не раз выделяли докладчиком на собрании учащихся.

И недаром учком на сегодняшнем заседании назначил ее в помощь классным организаторам в проведении торжественного заседания 6 ноября. На детском утреннике. посвященном ХХII годовщине октября. Она выступит с докладом.

clip_image010

ВЕЧЕРОМ…

Уроки окончились. Школа опустела. Тихо. II только внизу слышны мелодичные звуки гита­ры и мандолины. Это занимается музыкальный кружок.

6 часов… Учителя собрались на педсовещание. На повестке дня два важных вопроса. Пер­вый—утверждение плана празд­нования XXII годовщины Велико­го Октября, второй — обсуждение призыва учителей 135-й школы гор. Москвы — развернуть сорев­нование за лучшие показателя. Совещание решило встретить ХХII годовщину Октября отличными показателями и вызвать на соревнование коллектив Болховецкой средней школы.

Для заключения договора с этой школой совещание выдели­ло учителей тт. А. Шеенко, Е. Дрозденко и Ковальского,от уча­щихся— Слюнину и от пионер­ской организации—тов. Межевикину.

— Пусть результаты соревно­вания с Болховецкой школой бу­дут нашим ответом на обращение московских учителей.

clip_image012

Материал организован П. Горбулиным

 

Из документов ОГКУ «Государственный архив
Белгородской области».

Скачать оригинал газеты



Кол-во просмотров страницы: 7156

Короткая ссылка на эту страницу:


Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: