«Белгородская правда» 16 мая 1939 г.
Один из дней учителей и учащихся Старогородской средней школы
«Белгородская правда»
18 октября 1939 г., № 247 (2957), стр. 2-3.
РАННИМ УТРОМ
7 часов утра… В коридорах и классных комнатах пусто. И только в нижнем этаже уборщицы заканчивают работу.
Пришел директор Александр Кириллович Шеенко. Переходя из класса в класс, он проверил все ли готово к занятиям: классные доски, мел для них, протоплены ли печи.
В его блокноте появилась запись. «Поправить классную доску в восьмом классе»… «Проверить, почему плохо нагрета печь в зале».
Пока директор совершал обход, в раздевалках и коридорах наступило оживление. С улицы вливались веселым потоком дети. Легкий мороз разрумянил их щеки.
ЗАРЯДКА
8 часов… Звонок.
—На физзарядку! — раздается по коридорам.
Перед зданием школы на ровной площадке стройными рядами выстроились ребята. Руководительница физкультуры— ученица 9 класса Вера Головкина звонко отчеканивает:
—Раз—два! Раз—два!
Ее движения и всего коллектива стройны и красивы.
Десять минут прошли незаметно. Зарядка окончилась. |
Подана команда: «Вольно»!
Слово взял директор тов. Шеенко.
—Ребята,— сказал он,—я расскажу вам о том, какие события произошли у нас и за границей за последние дни. Коротко и ясно тов. Шеенко сообщил о ратификации Президиумом Верховного Совета СССР пакта о взаимопомощи между СССР и Литвой, о передаче Литве города Вильно и Виленской области, о речах Даладье и Чемберлена в палате общин, о военных действиях на Западном фронте и между Японией и Китаем, о подготовке к выборам в Народное Собрание Западной Украины.
Внимательно выслушали ребята политинформацию и организованно двинулись в школу.
В УЧИТЕЛЬСКОЙ
Один за другим входят учителя, раздеваются, заглядывают в расписание уроков.
Вошла ученица 9 класса Аня Рыжикова
—Александр Кириллович,— обратилась она к директору.—Для нашего избирательного участка нужна литература. Дайте нам «Положение о выборах».
И тут же с воодушевлением стала рассказывать о том, какие беседы были проведены вчера с избирателями.
Александр Кириллович одобрительно качает головой, обещая дать необходимый материал.
Из 9 и 10 классов выделены агитаторами на избирательных участках 12 учеников. Они хорошо знают Конституцию, умеют разбираться в новом избирательном законе.
Надо видеть с каким усердием взялись они за работу!
На общественную арену смело вышли воспитанники школы.
«МАТЕМАТИКА-ЭТО НЕ ПРОСТО МАТЕМАТИКА»
Так любит повторять преподаватель математики Семен Тимофеевич Бобылев — кандидат в члены ВКП(б) и активный агитатор.
Ему лет 30. Но это уже опытный учитель, любящий свое дело.
Математика—это не просто математика!—Эту мысль он особенно четко провел недавно в своем необычном докладе «О коммунистическом воспитании на уроках математики».
Коммунистическое воспитание детей в школе Бобылев не считает какой-то частью оторванной от любого предмета, преподаваемого в школе,— будь это обучение чтению пли письму, естествознание или математика. Обучение и воспитание—это одно целое, — говорит он. И, потому уроки по математике в трех шестых и двух седьмых классах, где он преподает, умело сочетаются с данными о великом строительстве в нашей стране. Цифры у него – это цифры побед сталинских пятилеток.
Дисциплина в его классах— лучшая в школе. Ученики выписывают здесь больше газет и журналов чем в других классах, регулярно читают «Пионерскую правду», «Комсомольскую правду».
Вот и сегодня. Еще нет и 8 часов, а Бобылев уже в седьмом классе «А». Он рассказал учащимся о последних событиях в нашей стране и за рубежом, —
провел беседу о творчестве Лермонтова.
Так начал свой рабочий день Семен Тимофеевич Бобылев.
НА БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЕ
Звонок. Большая перемена! Сколько новых развлечении сулит она детворе!
Вот в зале вокруг пионервожатой Паши Межевикиной собралась чуть-ли не половина всех учащихся. Им есть что послушать, есть что поглядеть.
Пионерка из отряда имени Ленина Шура Артамонова декламирует стихотворение «Осень». Звенят перед затихшей аудиторией слова:
Убран хлеб, зазеленела озимь,
Скошен клевер, обмолочен лен…
На место Шуры стала Надя Дроздова. Под звуки гармонии она декламирует «Гибель Чапаева».
В уральских степях непогода и мрак
Лисицей во мгле пробирается враг,
Чапаев не слышит, чапаевцы снят,
Дозор за рекой неприятелем снят…
Большое участие приняли дети в исполнении под гармошку песни из кинофильма «Трактористы»— « Три танкиста».
Большая перемена закончилась танцами.
У школьной библиотеки, насчитывающей, кстати сказать, до 1000 книг, в эту перемену тоже было оживленно. Заведующая библиотекой — комсомолка тов. Куценко выдавала ребятам книги: Пушкин, Лермонтов и т.д.
МАТЬ УЧЕНИЦЫ НА УРОКЕ
—Александр Кириллович, —обратилась тов. Выродова к директору,—разрешите мне побывать на уроке в 8 классе. Там моя дочка учится.
Директор разрешил.
В простеньком платочке товарищ Выродова сидела в классе и слушала урок но естествознанию. Она неустанно восхищалась величиной и глубиной знаний, какие дает школа.
На доске большое полотно с изображением скелета человека. Преподавательница Татьяна Трифоновна Полякова задавала вопросы. Лукина, Лаптева, Ползикова и другие хорошо разбирались в строении скелета, называли их. И только Санин сперва запутался в определении подвижности и неподвижности сочленений, но потом и он выбрался из затруднительного положения. На доске появилось изображение человеческой мускулатуры.
—Это для вас новый урок, — произнесла Татьяна Трифоновна, рассказывая о строении и свойствах мускулов.
И ФИЗИКА — ТОЖЕ НЕ ПРОСТО ФИЗИКА
Стрелки показывают половину девятого. Звонок. Быстро пустеют коридоры.
В седьмой класс «Б» вошел тов. Шеенко. Он преподает физику.
Ученики встали.
— Здравствуйте!
— Здравствуйте!— дружно ответили ребята.
— Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует?
Поднялась Лена Кравцова.
— Сегодня явились все.
Урок начался с проверки выполнения домашнего задания.
Шеенко задал вопросы:
— Какие единицы количества тепла вы знаете? Что такое калорийность топлива? Что называется тепловой отдачей? Кипением? Отчего зависит быстрота испарения?
Уверенно и точно отвечали Ящикова, Жейкова, Бронникова, Бавыкина, Чередниченко и др.
Отличные отметки получили Ящикова и Чередниченко, другие ответили на «хорошо» и только один Делов—на «посредственно».
Преподаватель перешел к беседе на тему: «История изобретения паровой машины и ее устройство». Увлекательно говорит он о первых примитивных машинах, о том, как Уатт изобрел паровую машину. Внимательно слушают ученики.
Внимание усилилось, когда перед классом появились чертежи первых несложных машин и модель паровой машины. Ученики следили за каждым движением указки преподавателя.
Шеенко воодушевился. Он с жаром говорит о том, что в нашей стране теперь есть самые мощные в мире паровозы, что советский транспорт создан у нас под гениальным руководством вождя народов товарища Сталина и его соратников — Л. М. Кагановича и Серго Орджоникидзе.
С увлечением рассказывает он о том, как могучая Красная Армия, перейдя границу бывшей Польши, увидела там жалкие малосильные паровозы, а когда туда прибыли наши великаны «Ф. Д.» и «ИС», то удивлению трудящихся Западней Украины и Западней Белоруссии не было конца.
У ОРДЕНОНОСЦА ДРОЗДЕНКО
Четвертый класс. За партами — сорок учащихся. Они слушают учительницу — орденоносца тов. Дрозденко.
Она говорит им о том, как тяжело жилось ненцам в старое время и как советская власть перестроила жизнь народов тундры, выгнала купцов-хищников и организовала тундровые советы
Неожиданно тов. Дрозденко спрашивает :
— Кто из вас знает к какому — большому событию готовится сейчас наша страна?
Большинство детей подняло руки
— К выборам депутатов трудящихся в местные Советы,— бойко отвечает маленькая девочка.
А в тундре будут выборы — Советов? — спрашивает учитель — На этот вопрос ответила другая девочка.
— Ну, а теперь, ты, Клава, расскажи нам, что такое фактории?
Клава выходит к карте, показывает па ней границы тундры и рассказывает о том, как в старое время к жителям тундры приезжали купцы, спаивали их водкой и скупали за гроши меха и другие ценные товары. А теперь по всей тундре раскинута сеть советских факторий.
Много рассказывали дети и о культурной работе в тундре. Они хорошо знают, что такое красные чумы, почему народы тундры раньше не знали письменности, а теперь у них есть буквари на ненецком и чукотском языках.
В ДРУГИХ КЛАССАХ
Над чем работает детвора в других классах?
Вот шестой класс «Б». На партах разложены географические карты.
Преподаватель тов. Немыкин знакомит учащихся с Францией, с ее поверхностью, климатом, почвой, границами.
Ученики сразу находят на карте все, что требует преподаватель, дают подробные ответы, как будто читая открытую книгу.
В шестом классе «А» предаватель тов. Ковальский начал урок с повторения пройденной темы о рабстве в Римской империи.
На все вопросы учащиеся дают исчерпывающие ответы. Затем тов. Ковальский провел беседу об обогащении римских откупщиков и ростовщиков.
Перед учениками развертывалась тяжелая картина: ограбление рабовладельцами провинций. Образование крупного землевладения, разорения крестьян.
УЧКОМ ЗА РАБОТОЙ
До 15 сентября в школе были старосты. По новому положению день в каждом классе выбрали организаторов.
17 сентября общешкольное собрание избрало учком из 7 человек. Председателем его стала ученица 9 класса комсомолка (она же и агитатор) Слюнина, а секретарем — ученица 7 класса Мамченко
Учком наметил план работы. Этот план вывесили на видном месте. Сегодня учком на своем заседании проверил, что сделано по плану. Прежде всего заслушали отчеты классных организаторов о ходе соревнования.
По плану намечено было выпустить общешкольную и классные стенгазеты. Это выполнено.
Выделенные по плану для ликвидации неграмотности среди взрослого населения семь учеников 9 и 10 классов уже провели по два занятия.
Для помощи классным организаторам в проведении празднования XXII годовщины Октября учком наметил следующее: выделить Веру Головкину докладчиком на детский утренник, пять учащихся — для художественного оформления здания школы, выпустить стенгазеты в каждом колхозе сельсовета и на десятидворках, организовать выступление художественной самодеятельности перед населением в октябрьские праздники, прикрепить отличников к неуспевающим для помощи в учебе.
Сегодня же учком получил сообщение — учащиеся-агитаторы распространили па избирательных участках 200 экземпляров Положения о выборах.
ДЕНЬ У ЗАВУЧА
Завуч тов. Кельина провела день в больших заботах.
Еще утром к ней пришли два отстающих ученика седьмых классов Поршнев и Серичева.
—Вера Дмитриевна, — говорили они , — мы не хотим быть на плохом счету, вычеркните нас из списка отстающих, мы выправили свои отметки, ответили на «хорошо».
Тов. Кельина похвалила ребят. Довольные они убежали.
Сегодняшний день принес Вере Дмитриевне новую радость: отстающих в седьмых классах было 40, а теперь их 8.
За день Вера Дмитриевна побывала на уроках двух учителей у тов. И. Копейченко (в 5 классе «Б») и у тов. Тысячник (в 3 классе).
ОТСТАЮЩИЕ ОТЧИТЫВАЮТСЯ
Почти во всех классах с начала учебного года были отстающие ученики. Нет-нет и получит кто-нибудь плохую отметку.
Число отстающих быстро увеличивалось.
В начале октября учителя встревожились. Как быть? Что делать? В чем причины этого?
Решили собрать учащихся с плохими отметками отдельно по классам: сначала пятых, потом седьмых, восьмых, девятых и узнать о причинах отставания у самих отстающих. Так и сделали. Выяснилось, что причина отставания—многие ребята просто ленятся.
С отстающими провели беседу, взяли обещание перебороть лень, стать добросовестными школьниками и на основе соревнования добиться успеха.
Беседы не прошли даром. Лед тронулся. Отстающие поняли, что быть позади — это позор, и дали обязательство к 15 октября резко улучшить свои отметки.
Сегодня по седьмым классам передали сообщение:
—Отстающим явиться на собрание!
Собрались. Дирекция вместе с учкомом опросили каждого, кто и как выполнил свое обязательство.
Подсчитали и оказалось:
— Из 40 отстающих 18 — полностью выправили свои отметки, 14— еще не успели этого сделать до конца, и у 8 ребят отметки плохие. Однако все они поняли, что их отставание может стать постоянным, привычным и дали слово приналечь на учебу и быть дисциплинированными.
ПЕРЕДОВИКИ
Первым кандидатом, избиравшегося учкома, общее собрание выдвинуло ученицу 9 класса, члена ВЛКСМ тов. Слюнину. На заседании учкома ее избрали председателем. Кто она и почему завоевала авторитет коллектива?
Слюнина — инициатор социалистического соревнования в школе. Она первой подала мысль о необходимости провести собрание неуспевающих и всерьез поговорить с ними о том, что каждый советский школьник может и должен учиться отлично.
— Мы должны быть настоящими строителями нового коммунистического общества, — не раз— упоминала она в своих выступлениях на собраниях.
И недаром коллектив учителей выдвинул Слюнину агитатором на избирательный участок. Хорошо изучив Сталинскую Конституцию и избирательный закон, она страстно несет свои знания в массы, знакомит избирателей с событиями, происходящими в нашей стране и в странах капитала.
Заместителем Слюниной избрана активистка – комсомолка тов. Мамченко. Вожатая звена, ученица 8 класса тов. Лукина. Проявившая себя на пионерской работе, стала членом учкома.
В числе передовых ученик 10 класса тов. Рыков, ученица 7 класса пионерка Городова. Заслуженное место в рядах передовиков занимает руководительница физкультуры Вера Головкина. Ее не раз выделяли докладчиком на собрании учащихся.
И недаром учком на сегодняшнем заседании назначил ее в помощь классным организаторам в проведении торжественного заседания 6 ноября. На детском утреннике. посвященном ХХII годовщине октября. Она выступит с докладом.
ВЕЧЕРОМ…
Уроки окончились. Школа опустела. Тихо. II только внизу слышны мелодичные звуки гитары и мандолины. Это занимается музыкальный кружок.
6 часов… Учителя собрались на педсовещание. На повестке дня два важных вопроса. Первый—утверждение плана празднования XXII годовщины Великого Октября, второй — обсуждение призыва учителей 135-й школы гор. Москвы — развернуть соревнование за лучшие показателя. Совещание решило встретить ХХII годовщину Октября отличными показателями и вызвать на соревнование коллектив Болховецкой средней школы.
Для заключения договора с этой школой совещание выделило учителей тт. А. Шеенко, Е. Дрозденко и Ковальского,от учащихся— Слюнину и от пионерской организации—тов. Межевикину.
— Пусть результаты соревнования с Болховецкой школой будут нашим ответом на обращение московских учителей.
Материал организован П. Горбулиным
Из документов ОГКУ «Государственный архив
Белгородской области».
Короткая ссылка на эту страницу: