Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Памятник-автомобиль ГАЗ-АА

Alexander del SanchesS

Продолжаем тему легендарной газовской полуторки. Памятник автомобилю ГАЗ-АА находится в Белгороде, на территории воинской части. Тематика военно-историческая, увековечен подвиг советских воинов-автомобилистов и боевой техники. Существует с 1987 г. Представляет собой предметную инсталляцию — образец военной техники. Является официальным памятником воинской славы.

clip_image002

 

История создания

Проходя по проспекту Славы (быв. Фрунзе) нетрудно заметить высокий блестящий шпиль, возвышающийся над каменным забором войсковой части. Военный городок, занимающий большую часть квартала, имеет более чем вековую историю, образовавшись с постройки т.н. «Мачуринских казарм» — сохранившегося старинного здания из красного кирпича. До Великой Отечественной войны здесь попеременно базировалось большое число самых различных военных соединений. С начала 1960-х началась долгая история учебного центра, эксплуатирующего автотехнику. В разные годы он назывался: 49-я военная школа младших специалистов автотракторной службы, 61-я отдельная учебная автомобильная бригада, 192-й учебный центр войск ПВО, учебный центр Военно-воздушных сил, сейчас вместе с ним действует и отдельная школа сержантов.

clip_image004

Появление здесь «полуторки» напрямую связано с профилем части в советское время — автовойска. Мемориальная композиция была воздвигнута ранее и сначала представляла собой тот самый блестящий шпиль в основании которого находилась эмблема автомобильных войск. В преддверии 70-й годовщины Октябрьской революции страна, как и подобало в юбилейные годы, усиленно занималась благоустройством. Командование части решило усилить символическую стелу памятником в честь воинов-автомобилистов. При обсуждении выбор пал на сам автомобиль, что одновременно увековечивало подвиг не только водителей, но и непосредственно техники. Выбор, надо сказать, беспроигрышный, по-военному чёткий и понятный, неоспоримый в части изобразительных средств. Пока велись поиски подходящего экземпляра, ритуальная площадка перед плацем была подготовлена под новый атрибут.

clip_image006

У каждого кто видел этот автомобиль не возникает сомнения в его боевом прошлом, выглядит он вполне соответствующе машинам времён войны. Так ли это на самом деле? Какова его судьба? Об этом, несмотря на высокий охранный статус регионального культурного наследия в доступных источниках не упоминается. А зря, поскольку история этого экземпляра абсолютно заслуженно позволила водрузить его на постамент.
Грузовичок выделяется в ряду своих собратьев. Командование части обнаружило его в соседней Воронежской области. Вплоть до конца 80-х этот автомобиль не просто сохранялся, а время от времени использовался как развозной транспорт! Полуторка успешно прошла всю войну, за это время много раз повреждалась и восстанавливалась, лишившись большего числа «родных» деталей. Затем машину списали, но постоянный водитель выпросил разрешение оставить её у себя. Так ГАЗ и оказался в Воронеже. Здесь ветеран подарил боевому товарищу новую мирную жизнь, бережно ухаживая и ремонтируя железного коня. Официально владеть грузовиком было нельзя, поэтому он не был зарегистрирован и очень мало ездил, но поддерживался в рабочем состоянии и иногда помогал в быту. Ко времени снятия ограничений машина стала большим раритетом и слух о действующей полуторке широко распространился. В Белгород ГАЗ пришел своим ходом, в части его немного «обездвижили» и с помощью автокрана установили на постамент.
Первоначально памятник был цельной тематической композицией: автомобиль, стела, «вечный огонь» и два боковых каменных прямоугольных крыла с датами начала и окончания войны — 1941 слева и 1945 справа. Этот вид запечатлен на групповой фотографии офицерского состава части (из архива полковника Александра Мешкова):

clip_image008

Затем было принято решение о трансформации памятника в своеобразный «красный уголок» под открытым небом. Площадка претерпела изменения и превратилась из узкотематической в более разнородную. В соответствие с постановлением главы администрации области от 12.05.97г. № 229 автомобиль ГАЗ-АА на пьедестале поставлен на учёт как памятник воинской славы.

clip_image010

 

Общее описание

Памятник находится в Белгороде, в основном городке войсковой части (быв. 27898, в/ч 20925 и 30616-15), на проспекте Славы. Установлен на изолированной территории, вблизи северной ограды ориентирован на юго-восток. Автомобиль с бортовым кузовом установлен на наклонном бетонном постаменте, облицованном белыми панелями, высотой 2 м, под инсталляцию обустроена отдельная площадка на возвышении. Окраска машины — зелёный защитный цвет. На передней грани постамента — табличка со стихотворным посвящением:

Отчизны мирных дней слуга
В разрывах бомб познала славу.
Советским людям как могла
Победу общую ковала.

Склони же голову пред ней
За тот большой огромный труд.
И песню, начатую ей
Теперь другие допоют.

clip_image012

На данный момент автомобиль-памятник — это часть единого памятно-экспозиционного комплекса. Перед постаментом выделен прямоугольный участок, имеющий мощение серого цвета, в нём размещён оформленный в виде звезды в окружении венка «Вечный огонь». За основанием постамента слева расположен дополнительный архитектурный элемент — декоративный обелиск в форме четырёхгранной пики высотой 25 м. Пика выполнена из металла на прямоугольном пьедестале, облицована нержавеющей сталью. Справа от памятника установлен в качестве экспоната образец современной техники — автомобиль МАЗ-543, на шасси которого размещён муляж боевой системы С-300. Техника снабжена информационными табличками: ГАЗ — на правом борту кузова, МАЗ — спереди на решетке радиатора. Справа и слева комплекс завершают монументальные стенды, один из которых посвящён боевому пути части, на другом находится доска почёта. Экспозиционная площадка архитектурно выделена в ландшафте двуступенчатым подъемом и мощением цементной плиткой красного цвета.

clip_image014

 

История прототипа

ГАЗ-АА/ММ — самый распространенный грузовой автомобиль Великой Отечественной войны. Относится к малому классу грузовиков, современный аналог этого типа — ГАЗель.

Машина ведет свою историю с 20-х годов XX века. Изначально это лицензионная копия американского автомобиля Форд-АА, немного модернизированная согласно отечественным требованиям. Выпуск автомобилей этой серии начался в СССР в 1930 г. в Нижнем Новгороде методом отверточной сборки из готовых машинокомплектов.

clip_image018

Первые партии ничем не отличались от оригинальной модели, имели шильдик Форда, затем производство постепенно переводилось на отечественную комплектацию. По договору с США было закуплено 72 тыс. машинокомплектов, оборудовано два автосборочных завода в Н.Новгороде и Москве (КИМ) и началось строительство полноценного завода-гиганта. В 1932 г. завод вступил в строй, к этому времени исходная модель была доведена и из коммерческого «большого пикапа» превратилась в универсальный малотоннажник. Модель, запущенная в производство сначала называлась НАЗ-АА, а после переименования Нижнего Новгорода в Горький — ГАЗ-АА.

clip_image020

Первые партии сильно отличались по качеству и отделке из-за проблем со смежниками — часть кабин выполнялась не из металла, а из дерева и прессованного картона, затем нормой стал классический вариант с цельной кабиной, дерматиновой крышей и округлыми крыльями. К семейству АА относится и разновидность ММ, отличавшаяся форсированным двигателем — 50 л.с. против 40 у первой модификации. В годы войны конструкцию из-за дефицита материалов и ради максимального количества предельно упростили — прямоугольные крылья из кровельной жести, деревянные или брезентовые двери, часто одна фара, отсутствовал бампер, упрощался кузов, на задний мост ставились односкатные колеса. Отсутствовали глушитель и передние тормоза — словом оставляли только то, без чего машина просто не могла ехать.

clip_image021

Уже в довоенные годы полуторка стала самым распространённым грузовиком страны, но не только количественные показатели делают её главным автомобилем Победы — помимо непосредственного предназначения шасси использовалось для установки различного вооружения, радиостанций, прожекторов и многого другого. Автобусы на её базе были санитарными и штабными. Кроме того очень важным была всеядность мотора, который работал буквально на всём. Низкая степень сжатия (4,2) позволяла в жару использовать не только низкооктановые сорта бензина, но и горючие вещества, изначально для ДВС не предназначенные — например, керосин или спирт. Но и этим дело не ограничивалось: завод выпускал газогенераторную версию (ГАЗ-42), работавшую в прямом смысле на дровах — и подобные установки механики иногда делали сами, были случаи использования как топлива… водорода из аэростатов!

clip_image023

На ГАЗе последняя полуторка была собрана 10 октября 1949 года, а на Ульяновском автозаводе (УльЗИС), собиравшем ГАЗ-ММ с 1947 года, выпуск этих грузовиков прекратили лишь к 1951-му. С 1932 года и до начала войны ГАЗ, завод имени КИМ и автосборочный завод в Ростове-на-Дону в общей сложности выпустили более 800 тысяч полуторок моделей «АА» и «ММ». В годы войны Горьковский автозавод собрал 102 300 грузовиков.

 

Интересные легенды 

— Автомобиль-раритет прибыл на место будущей стоянки своим ходом, совершив пробег в 250 км.
— По слухам взамен него был предоставлен куда более современный и вместительный грузовик.

clip_image025

Alexander del SanchesS

http://sanchess-city31.livejournal.com/62623.html

Редакция сайта благодарит Alexander del SanchesSа за разрешение на размещение материала.



Кол-во просмотров страницы: 5398

Короткая ссылка на эту страницу:


Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: