Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Неизвестный святой

П.Ю. Субботин

clip_image002

Священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский.

Человеческие судьбы не подвластны времени. И через годы, даже через сотни лет они в нас будят интерес к своим невыдуманным сюжетам, падениям и взлетам, к трагизму ситуаций, переплетению душ. Время касается всего — камня, документа, наших лиц. Но суть чужих переживаний и злоключений тех, кого уж нет, вне времени.

Пока мы можем сами чувствовать, их судьбы будут нам понятны и близки. Их страсть и вера, их борьба и жизненный путь ярким пламенем озаряют закоулки прошлого, высвечивая их лица и приближая к нам.

Прошлый 2012 год стал годом археологического открытия, вернувшего Белгороду мощи его святого мученика — епископа белгородского Никодима (Кононова). Внимание историков, краеведов и общественности вновь обратилось к личности этого незаурядного человека.

Святитель Никодим — удивительный пример совмещения в одном лице кропотливого исследователя, духовного писателя, пламенного проповедника, деятельного администратора и христианского мученика. По злой иронии наступающего века последним дореволюционным белгородским епископом, убитым малограмотными революционерами, был ученый-монах с академическим образованием, чьи труды по истории и агиографии переиздаются до сих пор.

Будущий епископ Никодим, в миру Александр Михайлович Кононов, родился в семье священника-миссионера Архангельской губернии. Закончив духовную семинарию, а после — Санкт-Петербургскую духовную академию, он в 1896 г. принял монашеский постриг и в сане архимандрита трудился в качестве ректора Калужской и Олонецкой духовных семинарий. Задолго до своего прибытия в Курскую губернию он проявил себя как неутомимый исследователь святого подвижничества и истории монастырей русского севера.

9 января 1911 года архимандрит Никодим был возведен в Москве в епископа Рыльского, викария (помощника главного епископа) Курской епархии. Прибыв на место служения, епископ Никодим принял самое активное участие в подготовке и проведении торжества прославления святителя Иоасафа в лике святых и много труда и энергии положил на изучение биографии святителя Иоасафа, примеров его почитания в народе и обстоятельств его прославления.

В 1913 г. владыка Никодим был переведен на епископскую кафедру в Белгород, где и оставался до самой своей гибели. После февральской революции, с мая 1917 г., епископ Никодим временно исполнял обязанности архиерея Курской епархии. После выборов нового архиерея епископ Никодим вернулся в Белгород и приступил к реализации своего давнего замысла — о выделении Белгородского викариатства (церковного округа) из состава Курской епархии в самостоятельную епархию. За этими пастырскими, научными и организационными трудами и застал епископа Никодима Октябрьский переворот 1917 г.

После массового бегства белгородских семей, принадлежавших к городской дореволюционной элите, епископ Никодим остался единственным крупным представителем старорежимного времени, обладавшим авторитетом среди населения и возглавлявшим местное духовенство, которое революционерами рассматривалось как контрреволюционная сила.

Неудивительно, что в глазах местных большевиков владыка окончательно превратился в их главного врага.
Епископ Никодим регулярно, как до, так и после прихода большевиков, произносил с амвона обличительные речи против насилия и грабежа, чинимого революционными массами, чем раздражал и без того враждебно настроенных революционеров.

Наместник белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря о. Митрофан вспоминал: «В проповедях своих епископ Никодим изобличал большевиков, предостерегая от них народ, и всячески старался раскрыть народу глаза на истинную грабительскую политику большевизма. Большевикам содержание проповедей епископа Никодима не нравилось, и не раз они угрожали епископу, что примут в отношении него самые крутые меры, если он будет затрагивать в своих проповедях большевиков и критиковать их действия».

Повторное вступление большевиков в Белгород сопровождалось массовыми грабежами населения, взятием заложников за выкуп, отнятием у населения жилья, вымогательством, изнасилованиями, расстрелами и избиениями. Игнорировать происходящее епископ Никодим не мог и продолжал обличать творящееся насилие несмотря на угрозы в свой адрес. Это пусть моральное, но противостояние большевикам сыграло роковую роль в судьбе архиерея, предопределив его скорую смерть.

Сразу по возвращении епископа Никодима из Киева, где он принимал участие в съезде архиереев юга России и ходатайствовал перед правительством Скоропадского о выделении средств на нужды Белгородской епархии, он был арестован, но потом отпущен. Вновь сказав обличающую насилие проповедь, он был арестован снова.
Весть об аресте епископа облетела весь Белгород. У женского монастыря, где в то утро должен был служить владыка, начали собираться люди. Преподавательницы женской гимназии стали просить свою начальницу Марию Дмитриевну Кияновскую выступить в качестве представителя от народа с просьбой отпустить владыку. Мария Дмитриевна и часть собравшихся направились к зданию ревкома, остальная, значительно большая часть людей, двинулась к арестному дому (на месте современного старого Дома быта).

Увидев перед зданием ревкома протестующих, большевики пришли в большое волнение — председатель исполкома Меранвиль и комендант Стефан Саенко вызвали солдат и не выходили до их прибытия. Солдаты прибыли, здание было оцеплено, на толпу навели пулеметы. Появились сильно напуганные Меранвиль и Саенко. Кияновская стала просить освободить епископа, но ни Меранвиль, ни Саенко её не слушали. Саенко находился в состоянии крайнего возбуждения и, размахивая нагайкой, в исступлении кричал: «Явная преступница! За буржуя стоишь!». Постепенно, кроме солдат, толпу наводнили агенты чрезвычайки, были схвачены Мария Дмитриевна, священник Преображенской церкви о. Владимир Лимарев и еще несколько человек.
Тем временем на другом конце города несколько сотен человек подошло к арестному дому, прося отпустить епископа. Явился начальник тюрьмы и, стреляя из револьвера, потребовал разойтись. Люди расходиться отказывались и настаивали на освобождении епископа. Тогда начальник тюрьмы вызвал несколько десятков вооруженных солдат и, стреляя в воздух, рассеял толпу.

Разогнав жителей при помощи солдат и стрельбы, большевики продолжили аресты. По указанию Меранвиля в мужской монастырь явились оба Саенко — комендант города и начальник милиции. Обвинив монахов в провоцировании народного волнения, комендант приказал начальнику милиции арестовать настоятеля о. Митрофана, казначея о. Даниила, благочинного о. Серафима и ризничего о. Неофита, после чего тот препроводил их в комендатуру.

Там их снова встретил С.А. Саенко со словами: «Через вас, попов да монахов, вся революция пропала, я вас всех перережу или постреляю». Позднее, в 5 часов вечера в комендатуру был приведен и о. Порфирий Амфитеатров — один из самых уважаемых в городе священнослужителей. На пожарный двор (сейчас — двор Белгородского строительного колледжа) была выведена Мария Дмитриевна и убита Стефаном Саенко из револьвера тремя выстрелами в упор. Труп Кияновской раздели, сняли украшения и вывезли за город, где выбросили в снег вместе с другими расстрелянными.

Через несколько дней расстреляли и отца Порфирия.
В ночь после этих событий владыка Никодим был острижен, переодет в солдатскую шинель, фуражку и расстрелян во дворе белгородской тюрьмы. Расстрел производили председатель уездной ЧК Васильев М.А., старший оперуполномоченный ЧК Набоков С.П. и начальник милиции Саенко В.А. Тело владыки было закопано на месте расстрела.

Приготовленная для епископа могила была вырыта не по его росту, труп в ней не помещался и его фактически втиснули в эту могилу на коленях лицом вниз. Указываемые позднее другими современниками переломы шейных позвонков, якобы от удара железным прутом, свидетельствуют, что труп владыки практически утрамбовывали в яму. Надзиратель тюрьмы, присутствовавший при откапывании владыки, потом говорил: «Его, видимо, туда утаптывали ногами, чтобы он поместился в ней».

В феврале тело владыки было выкопано и перевезено в общую яму за городским кладбищем. Именно там его и обнаружила специальная комиссия деникинской армии после освобождения Белгорода летом 1919 года. Останки были торжественно перезахоронены у северной стены Свято-Троицкого собора мужского монастыря.

Святитель Никодим был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года в лике новомученика и исповедника. Однако точное место его захоронения было неизвестно, и только начало перепланировки квартала, где до революции располагался Свято-Троицкий собор с монастырем, внесло окончательную ясность в этот вопрос.

clip_image004

Раскопки на месте монастыря

В ноябре 2012 года останки владыки Никодима были обнаружены в кирпичном склепе при проведении поисковых работ у фундамента строящегося нового здания епархиального управления — там, где и были захоронены в 1919 году. Для идентификации останков была создана специальная комиссия и проведен ряд экспертиз, в том числе баллистическая (в останках были обнаружены пули). В результате сопоставления всех полученных данных комиссия вынесла решение о принадлежности останков владыке Никодиму.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского. Внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима 20 октября/2 ноября 2012 года». Гробница священномученика была включена в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.

clip_image006

Лития у склепа

24 марта 2013 года, в день Торжества Православия, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Белгорода обретенные мощи священномученика Никодима, епископа Белгородского, были впервые торжественно изнесены для поклонения верующим. С тех пор они находятся в соборе в специальной раке в северной части, в противоположной стороне от мощей Св. Иоасафа.

clip_image008

Павел Субботин,
директор Государственного архива
Белгородской области

Редакция сайта благодарит Павла Юрьевича Субботина за предоставленный материал.



Кол-во просмотров страницы: 4436

Короткая ссылка на эту страницу:


Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

hadiah fantastis tanpa undi mahjong wins 3ABC1131 Slot Dana Gacorakun game server filipinateknik mahjong ways 2ciri akun game gacor calon maxwinakun gacor princessakun gacor mahjong1913 mahjong cepat kaya1914 mahjong menang besar1915 mahjong spin sekali1916 mahjong kok jadi gini1921 starlight princess bukan sulap1922 mahjong sujud dulu1923 mahjong saatnya berrsinar1924 mahjong fenomena langkajalan menuju jackpot mahjong wins 3sensasi cuan ngalir mahjong winskemenangan terbukti jelas mahjong ways 2pola kemenangan rahasia mahjong ways 2kemenangan menantimu di mahjong ways dan mahjong wins 3jalan pintas menang spektakuler mahjong ways 3mesin cetak cuan mahjong winsgame seru cuan tumpah mahjong wins 3main mahjong wins black scatterkekuatan dadu mahjong ways 2main mahjong dompet makin beratcuan ngalir tanpa henti mahjong ways 2jackpot menggoda mahjong wayspanen cuan beruntun mahjong ways 2kisah fahmi trik sweet bonanza rutin kirim uang orang tuaformula pola spiral mahjong ways 2 perkalian x2000algoritma mahjong ways ramadan lebih stabil dan gacor1925 game ghacor waktu luang1926 koi gate sikat terusheylink macauklubheylink asiaklubheylink hksbetheylink kapten76heylink mpoxoheylink garuda76garuda76asiaklubmacauklubrawit303amp rawit303ABC1131mpoxlABC1131 AMP