Александр Лимаров
Елена Кривцова
НОВЫЕ СТРАНИЦЫ СТАРОЙ ИСТОРИИ
интернет-версия статьи, опубликованной в газете «Наш Белгород» от 8.02.2014
А. А. Вейнбаум.
Имя владельца белгородской типографии начала XX века А.А. Вейнбаума хорошо знакомо историкам и краеведам. В здании бывшей типографии, одном из немногочисленных дореволюционной постройки, сейчас размещается управление культуры области. Но все же подробности истории строительства этого здания, как и биографии ее владельца, были до сих пор неизвестны. В 2013 г. исполнилось 110 лет этому одному из лучших старинных домов города — дому А.А. Вейнбаума.
В документах фонда Курского губернатора за 1892 г. сохранился анонимный донос «о злоупотреблениях» владельца белгородской типографии Александра Александровича Вейнбаума: «… «выкрест» из евреев …в подрыв губернской типографии послал брата своего еврея Самуила Вейнбаума, (которого выписал из Лодзи)» в волостные правления Белгородского уезда «для привлечения к отпечатыванию книг волостных и сельских правлений в его типографии». Кроме того, его обвиняли в печатании запрещенной литературы. В результате проведенной Белгородским уездным исправником «внезапной ревизии» выяснилось, что типография существует законно, продукция печатается по заказам всех волостей Белгородского уезда, пяти волостей Корочанского и четырех — Новооскольского уездов. А с момента открытия в типографии отпечатана всего одна книга священника Г. Томашевского «Домашний архив», и та — с разрешения московской цензуры. Не найдя никаких криминальных действий в деятельности типографии, дело закрыли.
Обложка первого издания типографии А. Вейнбаума «Домашний архив»
Спустя много лет в своих воспоминаниях наборщик типографии Тарасов, работавший у Вейнбаума с 1912 г., повторит некоторые детали этого доноса, обвиняя его в фиктивном переходе в православие. В документах Белгородской земской управы конца XIX века Александр Вейнбаум числится как харьковский мещанин. Так кто же он? Белгородский купец или харьковский мещанин, и как появился в нашем городе?
БЕЛГОРОДСКАЯ ТИПОГРАФИЯ
В Белгороде с 19 сентября 1869 г. существовала типография, владельцем которой являлся виленский мещанин Манис Моисеевич Гордон, имевший свои типографии в Харькове и Старобельске. Помимо этого он занимался продажей типографского оборудования и других принадлежностей через киевского агента Юлеуса Бонштейта. Появление этого человека в нашем городе не было случайным. В Российской империи еще со времен Екатерины II велась жесткая антисемитская внутренняя политика, так называемая «черта оседлости», позволяла евреям проживать только в западных областях. Однако в эпоху реформ Александра II было сделано ряд послаблений для купцов первой гильдии и лиц, имеющих научную степень. По закону 1865 г. право проживать в центральных губерниях получили и некоторые евреи-ремесленники, и именно в этот период в Харькове выдано разрешение на открытие типографии Манису Гордону.
Белгородская типография Гордона на протяжении более 20 лет печатала «Курские епархиальные ведомости», отчеты Белгородской городской управы, брошюры, различные частные заказы. 14 мая 1891 года виленский мещанин Манис Гордон заключил «условие» на продажу типографии, «находящуюся в г. Белгороде, на Смоленской улице, дом Григорьевой № 5, 2 части, 3 квартала» с харьковским мещанином, наборщиком газеты «Южный край» Александром Александровичем Вейнбаумом, проживающим в Харькове на улице Большой Москалевской.
Первая белгородская типография располагалась по адресу ул. Смоленская №5, 2 части, 3 квартала в доме Григорьевой.
Спустя два года Гордон продаст и харьковскую типографию. В своем прошении о приобретении типографии А. Вейнбаум представил удостоверение конторы газеты «Южный край» о «занятии в оной» наборщиком, а также указал, что он «присоединен» к православию в Вознесенской церкви г. Харькова.
Типография газеты «Южный край», в которой работал наборщиком А.Вейнбаум. Внизу — современный вид на здание типографии
«Было-стало» г. Харькова отсюда.
Прошение это, видимо, не встретив препятствий, было удовлетворено, и уже 18 мая Александр Александрович получил свидетельство на право приобретения типографии «о двух ручных станках и содержания таковой в городе Белгороде». Всего через год типография сменила свой адрес на дом 23 по улице Корочанской, который принадлежал мещанке Евдокии Яковлевой.
Дом Евдокии Яковлевой, куда переехала типография А. Вейнбаума
Рядом с её домом в 1895 г. владелец типографии А. Вейнбаум выстроил одноэтажную каменную лавку. «Принимая в соображение материальную стоимость лавки» земская управа для взимания государственного имущественного налога оценила ее в 1000 рублей. Дом же Григорьевой, в котором прежде размещалась типография, в том же 1895 году был куплен городской управой.
Строительство торговой лавки указывает, что коммерческие интересы Александра Вейнбаума распространялись значительно шире типографской деятельности, а подтверждением служит то, что в 1902 г. он уже значится как белгородский купец. Все строения на его участке к этому году были снесены, оставлены только флигель и сарай, а в 1903 г. «на месте снесенных дома и каменной лавки» по ул. Корочанской, 22 был построен «дом двухэтажный каменный и флигель деревянный», оцененные в 7000 рублей.
План дома А.Вейнбаума (ул. Гражданская, 35), выполненный в 1919 г.
Дом этот до сих пор является достопримечательностью нашего города. Сначала, на фоне небольших строений уездного Белгорода, он выделялся своими размерами, сейчас – радует своей стариной и индивидуальностью. А тогда, в начале XX века, в нем была устроена владельцем лучшая, по словам современника, гостиница с телефоном и ванной, а на первом этаже — книжный, писчебумажный и музыкальный магазин, аптека провизора Когана.
Сургуч, изготовленный в типографии А.Вейнбаума, применяемый для рельефных печатей почтовых отправлений.
Типография же теперь разместилась во флигеле, продолжала работать и осваивать новые виды печатной продукции.
ИЗДАНИЯ ТИПОГРАФИИ
Александр Вейнбаум уверенно развивал свое типографское дело — издавал книги, почтовые открытки, наладил выпуск газеты «Белгородский листок». По воспоминаниям внучки, когда в город пришло известие об отречении царя от престола в 1917 г., собственноручно набрал срочный номер газеты. А первая книга, изданная им в белгородской типографии, являлась автобиографической повестью священника Харьковской епархии Григория Томашевского, служившего в городе Люботин, а с 1877 г. — настоятеля харьковской Святодуховской церкви. Позже он также числился вторым священником в Вознесенской церкви, а ведь именно в ней Александр принял православие! Григорий Томашевский проживал на одной улице с Розалией Вейнбаум, возможно состоящей в родстве с белгородским издателем. Выпуск же автобиографической книги «Домашний архив», вероятно, явился своего рода благодарностью издателя за содействие во вступление в православие.
Справа — Вознесенская церковь г. Харькова, где принял православие А. Вейнбаум
Почтовые открытки с видами нашего города – бесспорно, главная заслуга и достижение владельца типографии Вейнбаума. Но, как оказалось, такие открытки были напечатаны не только с достопримечательностями Белгорода, но и с видами Оренбурга. Запечатленный на почтовых открытках еще один старинный город России тоже не является случайностью. У Александра было два младших брата, один из них, Спиридон, жил в Оренбурге, второй брат Анатолий – в Белгороде, был женат на Виргинии Грикке, родной сестре бабушки Татьяны Михайловны Коноровой – коренной белгородки, и ныне живущей в нашем городе.
Братья Вейнбаум. Слева направо — Спиридон, Анатолий, Александр
В ее семейном архиве сохранились фотографии юной Виргинии, которая тогда жила в монастыре, а история их знакомства с Анатолием достойна отдельного рассказа. Вскоре после революции в Оренбург переехал и Анатолий с женой. В архиве Татьяны Михайловны сохранились замечательные фотографии Виргинии с дочерью, сделанные в Оренбурге.
Виргиния Вейнбаум (Грикке) с дочерью.
На оренбургских открытках стоит надпись «Магазин А. Вейнбаума»: вероятно, и там у него была налажена торговля через брата Спиридона.
Почтовые карточки г. Оренбурга, изданные А. Вейнбаумом, известны 14 оренбургских сюжетов.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
После событий революции 1917 г. всё в жизни владельца типографии изменилось — дом и типография были национализированы. В апреле 1919 г. был составлен план усадебного места Александра Вейнбаума, в примечании к которому указаны проживающие. Среди них нет самого хозяина, а только его жена, полное имя которой Августа Мальвина Тереза Адольфовна Николаевна Вейнбаум.
Жизнь белгородского издателя закончилась трагически, события гражданской войны, волной захлестнувшие и наш город, не оставили ему шансов остаться в живых. По свидетельствам очевидцев, он пытался скрыться от непримиримых оппонентов в родном Харькове. Но все оказалось тщетно, он был расстрелян вместе с женой. По воспоминаниям родных, его дочь, боясь преследования, долгое время хранила справку о том, что ее отец работал наборщиком в харьковской типографии, вероятно, ту самую, которую он представлял при покупке типографии в Белгороде. Прошло не одно десятилетие, прежде чем вспомнили имя белгородского издателя. С благодарностью и сожалением.
Александр Лимаров
Елена Кривцова
Авторы благодарят за помощь в написании статьи
Татьяну Михайловну Конорову, г. Белгород
Коллекционеров
Аркадия Хильковского, г. Харьков
Александра Еременко, г. Москва
Редакция сайта благодарит авторов за разрешение на использование материала.
Реклама:
Узнайте всё про русскую баню здесь: http://nstroy53.ru/publ/istoriya-russkoy-brusovoy-bani
Короткая ссылка на эту страницу: