История аэропорта Белгорода началась в 1954 году. С самого начала он находился в северной части города, примерно там же, где располагается и сейчас. Первоначально в нём работало всего лишь несколько десятков человек, которые обслуживали грузовые перевозки, доставку почтовых грузов. Также он использовался для рейсов медицинской авиации. Дистанция рейсов была сравнительно небольшой, и для них использовались в основном самолёты По-2, переведённые из Курской авиационной эскадрильи. Для взлёта и посадки использовалась грунтовая полоса. На территории имелось лишь несколько небольших строений, в которых размещались службы аэропорта. Аэропорт стал значимым элементом инфраструктуры Белгородской области и сохраняет эту роль в течение всей своей истории.
Следующий этап в развитии аэропорта Белгорода наступил в 1957 году. В эксплуатацию было введено несколько самолётов Як-12, которые обладали большей дальностью перелётов и могли перевозить грузы и пассажиров. Штат сотрудников аэропорта увеличился, чтобы справляться с возросшей потребностью в авиаперевозках. Был построен метеорологический пункт, а также несколько зданий для технического обслуживания самолётов.
В 1959 году на базе эскадрильи был создан Белгородский объединённый авиаотряд. Это дало возможность дальнейшего расширения аэропорта. К концу пятидесятых годов его штат составлял уже более пятидесяти человек. В нескольких населённых пунктах Белгородской области были открыты приписные аэропорты. В аэропорту Белгорода было установлено современное на тот момент навигационное и радиотехническое оборудование, работали метеорологическая и ремонтная службы, а также другие подразделения, необходимые для обеспечения авиаперевозок.
Рисунок 1 Аэропорт Белгорода (EGO) (Источник: Википедия)
Новый этап в развитии аэропорта Белгорода наступил в конце 1969 года. С этого времени авиабилеты в Белгород смогли покупать и жители других регионов. Были открыты рейсы сразу по нескольким направлениям, в том числе в Киев, Москву, Анапу, Донецк и другие города. Кроме того, была построена ВПП с искусственным покрытием, благодаря чему аэропорт начал принимать среднемагистральные самолёты. Штат сотрудников аэропорта к концу семидесятых годов составлял уже больше ста пятидесяти человек.
В начале восьмидесятых годов была проведена реконструкция ВПП и её расширение, что позволило принимать новые типы самолётов и обслуживать больший пассажиропоток. К началу восьмидесятых открыты рейсы по многим популярным курортным направлениям в пределах СССР, а также в крупные города страны. Аэропорт использовался в качестве транзитного на рейсах в Мурманск, Тюмень, Астрахань, Свердловск и другие города. Рейсы в Белгород начали совершать и тяжёлые самолёты, такие как Ту-154 или Ил-76.
Статус международного аэропорт получил в 1995 году. С этого времени жители Белгородской области могут покупать авиабилеты на популярные у российских граждан курортные направления. В их числе – различные города Турции, Израиля, Болгарии. Также были открыты регулярные рейсы в Венгрию. Кроме того, аэропорт стал значимой площадкой и для международных грузовых перевозок. Грузы из него отправляются в страны Европы и Азии. Имеется и вертолётная эскадрилья, используемая для решения различных задач местных авиаперевозок по Белгородской области. Выгодное геополитическое положение этого аэропорта позволило ему стать узловой точкой для рейсов, направляющихся в различные страны СНГ и ближнего зарубежья, а также по различным курортным направлениям.
После некоторого спада, который многие российские аэропорты пережили во второй половине девяностых, аэропорт начал восстанавливать свою деятельность. Он остаётся крупным узлом международных и внутренних перевозок грузов и пассажиров. В начале двухтысячных годов была создана аэропортовая служба обеспечения безопасности для приведения работы аэропорта в соответствие с международными стандартами безопасности и качества.
В середине нулевых годов определённой проблемой стала изношенность материально-технической базы аэропорта. Из-за состояния покрытия взлётной полосы число рейсов было несколько сокращено. Кроме того, в 2004 году из эксплуатации были выведены воздушные суда, принадлежавшие аэропорту, так как они выработали свой ресурс. В настоящее время рейсы осуществляют воздушные суда, принадлежащие отдельным авиакомпаниям. В 2010-2011 годах ОАО «Белгородавиа», собственностью которого является и аэропорт, перешло под контроль Белгородской области. После этого была начата программа реконструкции аэропорта, которая включает в себя и ремонт взлётно-посадочной полосы.
Рисунок 2 Первая посадка крупного авиалайнера в аэропорту Белгорода (Источник: Белгородские известия)
Несмотря на постоянно ведущиеся работы по реконструкции, аэропорт продолжает функционировать. Выполняются международные рейсы на чартерной и регулярной основе. Новая взлётно-посадочная полоса была введена в эксплуатацию в феврале 2012 года. В этом же месяце аэропорт впервые в своей истории принял самолёт Airbus A320. Впоследствии он получил разрешение и на приём авиалайнеров Boeing 737. В аэропорту работают ЮТэйр, Руслайн, Ямал и несколько других крупных российских авиакомпаний.
2012 год стал знаковым для аэропорта Белгорода. Пассажиропоток за этот год достиг почти 200 000 человек, и это более чем в два раза превысило показатели пассажиропотока за 2010 год. Примечательно, что более 40 000 человек было обслужено на международных рейсах. Таким образом, и международные, и местные направления остаются актуальными для большого количества пассажиров. В 2013 году планируется далее увеличивать этот показатель и обслужить до 250 тысяч пассажиров.
Дальнейшие планы строительства включают в себя полное обновление существующего аэровокзального комплекса. Ожидается, что будет открыта новая автостоянка, установлено новое аэропортовое оборудование. Пропускная способность аэропорта Белгорода может составить до 500 тысяч пассажиров в год. На территории аэровокзала будут открыты офисы – представительства крупных авиакомпаний, совершающих рейсы из Белгорода. Открытие нового здания запланировано на 2013 год. Его проект выбирался в результате конкурса. Победу одержал вариант, предложенный институтом «Аэропроект», который будет примечателен не только по функциональности, но и по своему внешнему виду. Площадь нового аэровокзального комплекса составляет более 12 000 кв. м.
Аэропорт Белгорода является во многом уникальным. Он – один из немногих российских аэропортов, которые осуществляют масштабную реконструкцию всего аэропортового комплекса. Кроме того, он выступает в качестве площадки для многих событий, связанных с историей авиации или знаменательными датами настоящего времени. Новое здание аэровокзала по уровню комфорта и безопасности будет сопоставимо с европейскими аэропортами. Большое внимание при разработке проекта аэровокзала уделялось учёту направлений движения пассажиров. Если планы будут полностью реализованы, аэропорт станет весьма комфортной средой для посетителей. Вполне возможно, что в дизайн в процессе работы будут внесены какие-либо изменения и улучшения в том, что касается отделки и оформления стен. В любом случае, история Белгородского аэропорта опирается на определённые традиции и имеет весьма положительные перспективы дальнейшего развития.
Короткая ссылка на эту страницу: