Белгород на старинных открытках
Время неумолимо летит вперед. Меняют свой облик города, села, деревни. В отличие от людей, города и другие населенные пункты с годами не стареют, а наоборот, молодеют.
На протяжении всей своей многовековой истории древний Белгород не раз менял свой облик. Белгород XVII века отличается от Белгорода XVIII века. В XVIII столетии он был совсем не похож на тот, каким стал в XIX столетии, а в начале XX века он, конечно же, был не таким, каким мы видим его сегодня.
Все меньше остается старожилов, которые помнят дореволюционный Белгород. Очень мало сохранилось фотографий того времени. В уездном городе фотографов можно было сосчитать по пальцам, да и те в основном снимали не виды города, а портреты людей.
И все же мы можем представить, как выглядел наш город в прошлом. И помогут в этом нашему современнику старинные открытки, точнее, открытые письма и почтовые карточки, как их тогда называли.
В отличие от других уездных городов Курской губернии Белгороду повезло значительно больше. Если старинных открыток с видами Валуек, Старого и Нового Оскола известно всего лишь несколько десятков, то открыток с видами Белгорода насчитывается несколько сотен. Правда многие из них повторяют одни и те же сюжеты: здания, храмы и другие достопримечательности, но сняты они с разных точек, что отличает их друг от друга. А многие открытки отличаются только надписями на лицевой и оборотной сторонах.
Оборотная сторона открытки может многое рассказать опытному филокартисту: кто ее издатель, где печаталась и где она побывала. А особенно дотошный исследователь постарается собрать информацию и об авторе письма. По почтовым штемпелям можно определить не только возраст открытки, но и географию переписки белгородцев с другими городами. На штемпелях указаны названия самых разных городов: Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Харькова, Одессы и многих других. Большая часть открыток так и осталась там, куда они адресовались, но некоторые из них, побывав в далеких городах и селах, в конце концов возвратились и даже теперь продолжают возвращаться на родину. А происходит это, в первую очередь, благодаря неутомимым коллекционерам — филокартистам, которые в поиске «своих» старинных открыток ведут переписку и обмен с такими же увлеченными коллегами по всей стране и возвращают реликвии в родной Белгород.
Письма на старинных открытках написаны в основном карандашом, реже — пером, но несмотря на столетний возраст, большинство из них не стерлись, не выгорели и достаточно легко читаются. Тексты писем незатейливы. Чаще всего их авторы передавали привет свои родным, друзьям и знакомым, поздравляли их с Пасхой и другими праздниками, с днем рождения и днем ангела, делали короткие сообщения или просто напоминали о себе. Вот только несколько писем на старинных открытках с видами Белгорода:
«Москва, Карачаский пер., дом 32, кв.8. Николаю Михаил. Позднякову.
Здравствуйте, милые. Проснулись в Белгороде. Небо ясное. Солнце греет, но не жарко. Целую вас. Не беспокойтесь, что у Игоря повышенная температура.»
«Янновка, Ахтырский уезд Харьковской губ. В церковно-приходскую школу. Е [е] В [ысоко] Б[лагородию] Ниониле Елисеевне. Г. Голенко.
Дорогая Ниночка! Поздравляю тебя с днем Ангела, от души желаю тебе всего хорошего в жизни. Таня и Шура тебя целуют. Твоя Лена. Пиши о всем».
«М.Новоселица Бесарабский губ., штаб 20-ой пограничной Хоитинской бригады. Его Высокородию Георгию Антоновичу корнету Ахтенко.
Сейчас возвращаюсь домой из Белгорода. Пишу в вагоне и поэтому плохо. Шлю Вам свой привет и все наилучшие пожелания. Была у мощей св. Иоасафа, помолилась и за вас. Надеюсь, вы не забыли еще меня и поэтому я получу скоро от вас весточку, уважаемая А.»
«Москва. Немецкая улица, д. Корякина, кв.11. Е[е] В[ысоко] Благородию] Марие Андреевне г-же Копетиной.
1913 года 9 июля 7 ½ час. Белгород. Дорогая мама! Еще отодвинулась немного. Уже в Белгороде, какой большой город! Приближаемся к Харькову. Чувствую себя пока очень хорошо. Шлю поклон и привет. Передайте, пожалуйста, всем-всем привет и поклон. Желаю всего хорошего. Лидия.»
Эти бесхитростные личные послания почти столетней давности уже благодаря своему древнему возрасту представляют историческую ценность.
Первые иллюстрированные открытки (открытые письма) с видами городов появились в России в 1895 году, вскоре после распоряжения Министерства внутренних дел от 19 октября 1894 года, которое разрешало пересылку по почте открыток частного изготовления. В 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе в Париже был установлен формат 9(14 см. До 1904 года на лицевой стороне открытки, там где размещалось изображение, оставлялись поля для письма, а на оборотной писался только адрес. В 1904 году место для письма, адреса и марки установили на оборотной стороне открытки. С 1909 года открытые письма получили официальное название «почтовые карточки», но в течение еще нескольких лет издатели по привычке часто печатали на открытках старое название.
Когда появилась первая открытка с видом Белгорода — неизвестно. К сожалению, издатели, как правило, не датировали выпускаемые ими открытые письма. Исключением является серия открыток, изданных контрагентством «А.С. Суворин и К0», на которых указан год издания — 1916. Но если невозможно установить год выхода в свет открытки, то почтовый штемпель на ней или указанная автором письма дата подскажут, в каком году та или иная открытка уже находилась в обращении. Самая ранняя открытка с видом Белгорода, известная нам, датирована 1903 годом. Но вполне возможно, что у кого-нибудь из белгородцев или иногородних жителей хранятся открытки с более ранним годом на почтовом штемпеле или датой автора письма.
Основные сюжеты, изображенные на открытках с видами старого Белгорода: общие виды города, улицы, площади, храмы, монастыри, административные здания, учебные заведения, вокзал, меловые и известковые заводы, меловые горы и окрестности города. Существует более десятка открыток с монтажом из нескольких сюжетов на каждой и надписью «Привет из Белгорода».
Авторы большинства открыток, как уже отмечалось, неизвестны. До нас дошли фамилии только двух фотографов, снимавших виды Белгорода на открытки. Это — А. М. Иваницкий и А. Д. Ермаков. Их фамилии указаны на открытках. Об А. Д. Ермакове сведений никаких не имеется, а биография харьковского фотографа А. М. Иваницкого восстановлена.
Родился Алексей Михайлович в 1854 году в Белгороде, но уже в детстве уехал в Харьков, где поступил во 2-ю Харьковскую гимназию. Из-за тяжелого материального положения окончить ее мальчику не удалось и он вынужден был поступить учеником в фотомастерскую Глентцтнера, владевшего фотомастерскими в Харькове и Белгороде. В 1911 году Алексей Михайлович сделал серию снимков Белгорода на почтовые карточки, которые издал А. А. Вейнбаум. Особую известность фотографу принесли фотоснимки крушения царского поезда в 1888 году под Харьковом на станции Борки. А. М. Иваницкий запечатлел на фотокарточках многих известных деятелей литературы и культуры: А. П. Чехова, А. М. Горького, Ф. И. Шаляпина, В. Ф. Комиссаржевскую, Н. К .Садовского и других. Алексей Михайлович трагически погиб во время гражданской войны. По дороге в Крым он пал от рук махновцев. Дата гибели и место захоронения нашего земляка и известного украинского фотографа неизвестны.
Самое большое количество открыток (несколько сотен единственных и повторяющихся видов) издал белгородский купец Александр Александрович Вейнбаум. Печатал он их в Швеции, в Стокгольме. На оборотной стороне стоят выходные данные: «Издание магазина А. А. Вейнбаума, Белгород. Акц. общ-во: во «Гранберг» в Стокгольме». Видимо, акционерное общество «Гранберг» на определенный срок купило право печатать открытки. А продавал их издатель в Белгороде. В одной из старых публикаций читаем: «В магазине Вейнбаума можно приобрести открытые письма с видами Белгорода. Полная коллекция, состоящая из 37 «открыток», стоит всего 1р. 25к.»
Купец и издатель Александр Александрович Вейнбаум родился в 1867 году и проживал в Белгороде с женой Августой и дочерью Ниной. Глава семейства содержал типографию, гостиные номера и магазин, которые располагались в двухэтажном доме по улице Корочанской (позже ул. Императора Николая II, Гражданская, ныне проспект им. Ленина). Немалые доходы приносила купцу Вейнбауму типография, в которой он печатал по заказам различную продукцию: бланки, афиши, объявления, конверты, свадебные и визитные карточки, обложки для ученических тетрадей и т. д.
Огромную ценность в наше время представляют брошюры, изданные А. А. Вейнбаумом. Их было немного, печатались они небольшим тиражом и сегодня являются библиографической редкостью. Назовем некоторые из них: И. Кулегаев «Заметки о преподавании естествоведения в младших классах городских училищ» (1903г.), «Смоленский собор гор. Белгорода. К 200-летию прославления чудотворной иконы Божией Матери 2 октября 1703 года. (1703-1903гг.)» (1904г.), «Отчеты о деятельности городской управы» за 1910-1913 годы, «Церковное прославление святителя и чудотворца Иоасафа, епископа Белгородского по воспоминаниям очевидцев и современников» (1916г.).
Жизнь издателя А. А. Вейнбаума оборвалась трагически. По воспоминаниям старейшего белгородского печатника, работника типографии Вейнбаума Г.С.Тарасова: «Состоявшийся над ним (А. А. Вейнбаумом — А.К.) суд приговорил его к высшей мере наказания — расстрелу. Высшая инстанция Советского суда приговор утвердила, и он был приведен в исполнение».
По проспекту Ленина сохранился дом № 41, в котором находилась типография, магазин и гостиные номера А. А. Вейнбаума.
Открытки с видами Белгорода выпускало московское издательство контрагентства «А. С. Суворин и К0».
Александр Сергеевич Суворин (1834-1912) — известный русский издатель и журналист. Книгоиздательскую деятельность начал в Петербурге в 1872 году с выпуска «Русского календаря». В 1876 году приобрел газету «Новое время». В 1880-х годах предпринял массовое издание сочинений русских и иностранных писателей в серии «Дешевая библиотека». А. С. Суворин издавал так же историческую литературу, книги по искусству, адресные книги. Наряду с книгоиздательской деятельностью он издавал открытки с видами губернских и уездных городов России. Его издательство контрагентства «А. С. Суворин и К0» выпустило с указанием порядковых номеров две серии открыток с видами Белгорода. На одной серии, как уже отмечалось, имеется дата выпуска, на другой она отсутствует. На обоих сериях указано место печати: «Фототипия Шерер, Набгольц и К0» и «Отто Ренар». На открытых письмах, отпечатанных в фототипии «Отто Ренар», указан фотограф А. Д. Ермаков.
Открытые письма для Белгорода выпускало и другое московское издательство — товарищество «Контрагент печати». Печатались они в фототипиях «Шерер, Набгольц и К0» и «Отто Ренар». На открытых письмах, отпечатанных в фототипии «Отто Ренар», указан фотограф А. Д. Ермаков.
Черно-белые, а также цветные почтовые карточки издавались в Белгороде книжным и писчебумажным магазином «Черняков и К0». Серию черно-белых и цветных открытых писем выпустил Н. В. Тюленев при своем табачном, писчебумажном и игрушечном магазине. Выходили также прекрасные цветные открытки с видами Свято-Троицкого мужского монастыря (общий вид, Свято-Троицкий собор, Знаменская церковь, покои святителя Иоасафа). Несомненно они выполнены с негативов изданий А. А. Вейнбаума, так как в точности повторяют его черно-белые открытки. Жаль, что на этих высококачественно выполненных открытках не указаны ни фотограф, ни издатель, ни дата выпуска.
Переиздавались открытки с видами дореволюционного Белгорода и в советское время, в 1920-х годах. Выпускало их издательство «Контрагенство печати» 1-ой образцовой типографии ГИЗа в Москве. На этих открытках уже указывался тираж — 3000 экземпляров. Большая часть их отпечатана со старых дореволюционных негативов.
В советских изданиях, начиная с 1960-х годов и до середины 1980-х годов, было опубликовано всего несколько открыток с видами старого Белгорода. С середины 1980-х годов они стали публиковаться чаще, в основном в газетах. Белгородское городское общество русской культуры «Отечество» выпустило комплект открыток начала XX века «Привет из Белгорода», но качество исполнения их очень низкое. В книге «Старый Белгород» (1992г.) опубликовано 10 открыток с видами дореволюционного Белгорода. Хочется надеяться, что в недалеком будущем исполнится мечта многих белгородских коллекционеров, краеведов и историков и наконец будет выпущен фотоальбом или каталог открыток с видами старого Белгорода.
А. Н. Крупенков. Краевед.
Короткая ссылка на эту страницу: