Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Белгород на старинных открытках

Белгород на старинных открытках

Время неумолимо летит вперед. Меняют свой облик города, села, деревни. В отличие от людей, города и другие населенные пункты с годами не стареют, а наоборот, молодеют.

clip_image001

На протяжении всей своей многовековой истории древний Белгород не раз менял свой облик. Белгород XVII века отличается от Белгорода XVIII века. В XVIII столетии он был совсем не похож на тот, каким стал в XIX столетии, а в начале XX века он, конечно же, был не таким, каким мы видим его сегодня.

Все меньше остается старожилов, которые помнят дореволюционный Белгород. Очень мало сохранилось фотографий того времени. В уездном городе фотографов можно было сосчитать по пальцам, да и те в основном снимали не виды города, а портреты людей.

И все же мы можем представить, как выглядел наш город в прошлом. И помогут в этом нашему современнику старинные открытки, точнее, открытые письма и почтовые карточки, как их тогда называли.

В отличие от других уездных городов Курской губернии Белгороду повезло значительно больше. Если старинных открыток с видами Валуек, Старого и Нового Оскола известно всего лишь несколько десятков, то открыток с видами Белгорода насчитывается несколько сотен. Правда многие из них повторяют одни и те же сюжеты: здания, храмы и другие достопримечательности, но сняты они с разных точек, что отличает их друг от друга. А многие открытки отличаются только надписями на лицевой и оборотной сторонах.

clip_image002

Оборотная сторона открытки может многое рассказать опытному филокартисту: кто ее издатель, где печаталась и где она побывала. А особенно дотошный исследователь постарается собрать информацию и об авторе письма. По почтовым штемпелям можно определить не только возраст открытки, но и географию переписки белгородцев с другими городами. На штемпелях указаны названия самых разных городов: Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Харькова, Одессы и многих других. Большая часть открыток так и осталась там, куда они адресовались, но некоторые из них, побывав в далеких городах и селах, в конце концов возвратились и даже теперь продолжают возвращаться на родину. А происходит это, в первую очередь, благодаря неутомимым коллекционерам — филокартистам, которые в поиске «своих» старинных открыток ведут переписку и обмен с такими же увлеченными коллегами по всей стране и возвращают реликвии в родной Белгород.

Письма на старинных открытках написаны в основном карандашом, реже — пером, но несмотря на столетний возраст, большинство из них не стерлись, не выгорели и достаточно легко читаются. Тексты писем незатейливы. Чаще всего их авторы передавали привет свои родным, друзьям и знакомым, поздравляли их с Пасхой и другими праздниками, с днем рождения и днем ангела, делали короткие сообщения или просто напоминали о себе. Вот только несколько писем на старинных открытках с видами Белгорода:

«Москва, Карачаский пер., дом 32, кв.8. Николаю Михаил. Позднякову.

Здравствуйте, милые. Проснулись в Белгороде. Небо ясное. Солнце греет, но не жарко. Целую вас. Не беспокойтесь, что у Игоря повышенная температура.»

«Янновка, Ахтырский уезд Харьковской губ. В церковно-приходскую школу. Е [е] В [ысоко] Б[лагородию] Ниониле Елисеевне. Г. Голенко.

Дорогая Ниночка! Поздравляю тебя с днем Ангела, от души желаю тебе всего хорошего в жизни. Таня и Шура тебя целуют. Твоя Лена. Пиши о всем».

«М.Новоселица Бесарабский губ., штаб 20-ой пограничной Хоитинской бригады. Его Высокородию Георгию Антоновичу корнету Ахтенко.

Сейчас возвращаюсь домой из Белгорода. Пишу в вагоне и поэтому плохо. Шлю Вам свой привет и все наилучшие пожелания. Была у мощей св. Иоасафа, помолилась и за вас. Надеюсь, вы не забыли еще меня и поэтому я получу скоро от вас весточку, уважаемая А.»

«Москва. Немецкая улица, д. Корякина, кв.11. Е[е] В[ысоко] Благородию] Марие Андреевне г-же Копетиной.

1913 года 9 июля 7 ½ час. Белгород. Дорогая мама! Еще отодвинулась немного. Уже в Белгороде, какой большой город! Приближаемся к Харькову. Чувствую себя пока очень хорошо. Шлю поклон и привет. Передайте, пожалуйста, всем-всем привет и поклон. Желаю всего хорошего. Лидия.»

Эти бесхитростные личные послания почти столетней давности уже благодаря своему древнему возрасту представляют историческую ценность.

Первые иллюстрированные открытки (открытые письма) с видами городов появились в России в 1895 году, вскоре после распоряжения Министерства внутренних дел от 19 октября 1894 года, которое разрешало пересылку по почте открыток частного изготовления. В 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе в Париже был установлен формат 9(14 см. До 1904 года на лицевой стороне открытки, там где размещалось изображение, оставлялись поля для письма, а на оборотной писался только адрес. В 1904 году место для письма, адреса и марки установили на оборотной стороне открытки. С 1909 года открытые письма получили официальное название «почтовые карточки», но в течение еще нескольких лет издатели по привычке часто печатали на открытках старое название.

Когда появилась первая открытка с видом Белгорода — неизвестно. К сожалению, издатели, как правило, не датировали выпускаемые ими открытые письма. Исключением является серия открыток, изданных контрагентством «А.С. Суворин и К0», на которых указан год издания — 1916. Но если невозможно установить год выхода в свет открытки, то почтовый штемпель на ней или указанная автором письма дата подскажут, в каком году та или иная открытка уже находилась в обращении. Самая ранняя открытка с видом Белгорода, известная нам, датирована 1903 годом. Но вполне возможно, что у кого-нибудь из белгородцев или иногородних жителей хранятся открытки с более ранним годом на почтовом штемпеле или датой автора письма.

Основные сюжеты, изображенные на открытках с видами старого Белгорода: общие виды города, улицы, площади, храмы, монастыри, административные здания, учебные заведения, вокзал, меловые и известковые заводы, меловые горы и окрестности города. Существует более десятка открыток с монтажом из нескольких сюжетов на каждой и надписью «Привет из Белгорода».

Авторы большинства открыток, как уже отмечалось, неизвестны. До нас дошли фамилии только двух фотографов, снимавших виды Белгорода на открытки. Это — А. М. Иваницкий и А. Д. Ермаков. Их фамилии указаны на открытках. Об А. Д. Ермакове сведений никаких не имеется, а биография харьковского фотографа А. М. Иваницкого восстановлена.

Родился Алексей Михайлович в 1854 году в Белгороде, но уже в детстве уехал в Харьков, где поступил во 2-ю Харьковскую гимназию. Из-за тяжелого материального положения окончить ее мальчику не удалось и он вынужден был поступить учеником в фотомастерскую Глентцтнера, владевшего фотомастерскими в Харькове и Белгороде. В 1911 году Алексей Михайлович сделал серию снимков Белгорода на почтовые карточки, которые издал А. А. Вейнбаум. Особую известность фотографу принесли фотоснимки крушения царского поезда в 1888 году под Харьковом на станции Борки. А. М. Иваницкий запечатлел на фотокарточках многих известных деятелей литературы и культуры: А. П. Чехова, А. М. Горького, Ф. И. Шаляпина, В. Ф. Комиссаржевскую, Н. К .Садовского и других. Алексей Михайлович трагически погиб во время гражданской войны. По дороге в Крым он пал от рук махновцев. Дата гибели и место захоронения нашего земляка и известного украинского фотографа неизвестны.

Самое большое количество открыток (несколько сотен единственных и повторяющихся видов) издал белгородский купец Александр Александрович Вейнбаум. Печатал он их в Швеции, в Стокгольме. На оборотной стороне стоят выходные данные: «Издание магазина А. А. Вейнбаума, Белгород. Акц. общ-во: во «Гранберг» в Стокгольме». Видимо, акционерное общество «Гранберг» на определенный срок купило право печатать от­крытки. А продавал их издатель в Белгороде. В одной из старых публикаций читаем: «В магазине Вейнбаума можно приобрести открытые письма с видами Белгорода. Полная коллекция, состоящая из 37 «открыток», стоит всего 1р. 25к.»

Купец и издатель Александр Александрович Вейнбаум родился в 1867 году и проживал в Белгороде с женой Августой и дочерью Ниной. Глава семейства содержал типографию, гостиные номера и магазин, которые располагались в двухэтажном доме по улице Корочанской (позже ул. Императора Николая II, Гражданская, ныне проспект им. Ленина). Немалые доходы приносила купцу Вейнбауму типография, в которой он печатал по заказам различную продукцию: бланки, афиши, объявления, конверты, свадебные и визитные карточки, обложки для ученических тетрадей и т. д.

Огромную ценность в наше время представляют брошюры, изданные А. А. Вейнбаумом. Их было немного, печатались они небольшим тиражом и сегодня являются библиографической редкостью. Назовем некоторые из них: И. Кулегаев «Заметки о преподавании естествоведения в младших классах городских училищ» (1903г.), «Смоленский собор гор. Белгорода. К 200-летию прославления чудотворной иконы Божией Матери 2 октября 1703 года. (1703-1903гг.)» (1904г.), «Отчеты о деятельности городской управы» за 1910-1913 годы, «Церковное прославление святителя и чудотворца Иоасафа, епископа Белгородского по воспоминаниям очевидцев и современников» (1916г.).

Жизнь издателя А. А. Вейнбаума оборвалась трагически. По воспоминаниям старейшего белгородского печатника, работника типографии Вейнбаума Г.С.Тарасова: «Состоявшийся над ним (А. А. Вейнбаумом — А.К.) суд приговорил его к высшей мере наказания — расстрелу. Высшая инстанция Советского суда приговор утвердила, и он был приведен в исполнение».

clip_image003

clip_image004

По проспекту Ленина сохранился дом № 41, в котором находилась типография, магазин и гостиные номера А. А. Вейнбаума.

Открытки с видами Белгорода выпускало московское издательство контрагентства «А. С. Суворин и К0».

Александр Сергеевич Суворин (1834-1912) — известный русский издатель и журналист. Книгоиздательскую деятельность начал в Петербурге в 1872 году с выпуска «Русского календаря». В 1876 году приобрел газету «Новое время». В 1880-х годах предпринял массовое издание сочинений русских и иностранных писателей в серии «Дешевая библиотека». А. С. Суворин издавал так же историческую литературу, книги по искусству, адресные книги. Наряду с книгоиздательской деятельностью он издавал открытки с видами губернских и уездных городов России. Его издательство контрагентства «А. С. Суворин и К0» выпустило с указанием порядковых номеров две серии открыток с видами Белгорода. На одной серии, как уже отмечалось, имеется дата выпуска, на другой она отсутствует. На обоих сериях указано место печати: «Фототипия Шерер, Набгольц и К0» и «Отто Ренар». На открытых письмах, отпечатанных в фототипии «Отто Ренар», указан фотограф А. Д. Ермаков.

Открытые письма для Белгорода выпускало и другое московское издательство — товарищество «Контрагент печати». Печатались они в фототипиях «Шерер, Набгольц и К0» и «Отто Ренар». На открытых письмах, отпечатанных в фототипии «Отто Ренар», указан фотограф А. Д. Ермаков.

Черно-белые, а также цветные почтовые карточки издавались в Белгороде книжным и писчебумажным магазином «Черняков и К0». Серию черно-белых и цветных открытых писем выпустил Н. В. Тюленев при своем табачном, писчебумажном и игрушечном магазине. Выходили также прекрасные цветные открытки с видами Свято-Троицкого мужского монастыря (общий вид, Свято-Троицкий собор, Знаменская церковь, покои святителя Иоасафа). Несомненно они выполнены с негативов изданий А. А. Вейнбаума, так как в точности повторяют его черно-белые открытки. Жаль, что на этих высококачественно выполненных открытках не указаны ни фотограф, ни издатель, ни дата выпуска.

Переиздавались открытки с видами дореволюционного Белгорода и в советское время, в 1920-х годах. Выпускало их издательство «Контрагенство печати» 1-ой образцовой типографии ГИЗа в Москве. На этих открытках уже указывался тираж — 3000 экземпляров. Большая часть их отпечатана со старых дореволюционных негативов.

В советских изданиях, начиная с 1960-х годов и до середины 1980-х годов, было опубликовано всего несколько открыток с видами старого Белгорода. С середины 1980-х годов они стали публиковаться чаще, в основном в газетах. Белгородское городское общество русской культуры «Отечество» выпустило комплект открыток начала XX века «Привет из Белгорода», но качество исполнения их очень низкое. В книге «Старый Белгород» (1992г.) опубликовано 10 открыток с видами дореволюционного Белгорода. Хочется надеяться, что в недалеком будущем исполнится мечта многих белгородских коллекционеров, краеведов и историков и наконец будет выпущен фотоальбом или каталог открыток с видами старого Белгорода.

А. Н. Крупенков. Краевед.



Кол-во просмотров страницы: 11740

Короткая ссылка на эту страницу:


Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

hadiah fantastis tanpa undi mahjong wins 3ABC1131 Slot Dana Gacorakun game server filipinateknik mahjong ways 2ciri akun game gacor calon maxwinakun gacor princessakun gacor mahjong1913 mahjong cepat kaya1914 mahjong menang besar1915 mahjong spin sekali1916 mahjong kok jadi gini1921 starlight princess bukan sulap1922 mahjong sujud dulu1923 mahjong saatnya berrsinar1924 mahjong fenomena langkajalan menuju jackpot mahjong wins 3sensasi cuan ngalir mahjong winskemenangan terbukti jelas mahjong ways 2pola kemenangan rahasia mahjong ways 2kemenangan menantimu di mahjong ways dan mahjong wins 3jalan pintas menang spektakuler mahjong ways 3mesin cetak cuan mahjong winsgame seru cuan tumpah mahjong wins 3main mahjong wins black scatterkekuatan dadu mahjong ways 2main mahjong dompet makin beratcuan ngalir tanpa henti mahjong ways 2jackpot menggoda mahjong wayspanen cuan beruntun mahjong ways 2kisah fahmi trik sweet bonanza rutin kirim uang orang tuaformula pola spiral mahjong ways 2 perkalian x2000algoritma mahjong ways ramadan lebih stabil dan gacor1925 game ghacor waktu luang1926 koi gate sikat terusheylink macauklubheylink asiaklubheylink hksbetheylink kapten76heylink mpoxoheylink garuda76garuda76asiaklubmacauklubrawit303amp rawit303ABC1131mpoxlABC1131 AMP