С.Е.Шаповалов.
Из числа участников Отечественной войны 1812 г., биографически связанных с Ивнянским краем, т.е. территорией нынешнего Ивнянского района Белгородской области, к настоящему времени известны три лица. Они представляют собою своего рода вертикальный срез русской армии того времени: генерал, офицер и солдат. Это генерал-майор Илья Михайлович Дука, штабс-капитан Пётр Андреевич Клейнмихель, рядовой солдат Фёдор Козьмич Чаплыгин (воинские звания приведены по состоянию на лето 1812 г.).
Дука Илья Михайлович
Портрет работы Дж. Доу. 1824 г. Военная галерея Зимнего Дворца
Биография генерала И.М. Дуки (1767 или 1768 — 1830) в общих чертах освещалась в публикациях краеведов нашей области В.И.Щербаченко, Т.В.Масалитиной, Н.Т.Слюниной, поэтому биографические сведения о раннем периоде его жизни мы не приводим. В начале войны 1812 г. И.М.Дука в звании генерал-майора командовал 2-й бригадой 2-й кирасирской дивизии в составе 2-й Западной армии П.И.Багратиона, отступал вместе со всею армией от границы до Смоленска, а с 10 августа, после смерти дивизионного командира генерала Кнорринга, принял командование всею дивизией. Возглавляя 2-ю кирасирскую дивизию, И.М.Дука 24 августа 1812 г. участвовал в Шевардинском бою, а 26 августа – в Бородинском сражении.
При Шевардине дивизия Дуки, входившая в состав ведущего этот бой отряда генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Горчакова, большую часть дня находилась в резерве. Горчаков вплоть до наступления темноты, по его выражению, «кирасирскую дивизию … не употреблял ещё в дело и держал оную вне выстрелов». Именно этот, неиспользованный ранее, резерв тяжёлой кавалерии пригодился в конце боя и сыграл важную роль при отражении последней, уже ночной, атаки французов. В ходе этого последнего этапа боя «кирасирская дивизия поспела прилететь, пошла в атаку, опрокинул неприятеля и взяла у него четыре пушки». Главнокомандующий М.И. Кутузов в донесении императору Александру I, отправленном на следующий день, отметив твёрдость, оказанную всеми участвовавшими в Шевардинском бою войсками, особо выделил роль кирасиров Дуки: «2-я же кирасирская дивизия, должна будучи даже в темноте сделать последнюю из своих атак, особенно отличилась». Ту же высокую оценку он повторил и в личном письме жене, Екатерине Ильиничне Кутузовой: «Вчерась на моём левом фланге дело было адское: мы несколько раз прогоняли и удержали место, кончилось уже в тёмную ночь. Наши делали чудеса, особливо кирасиры, и взяли французских пять пушек».
В начале Бородинского сражения, утром 26 августа 1812 г., 2-я кирасирская дивизия располагалась во второй линии войск, в числе резервов 2-й русской армии. К 8-ми часам утра, когда началась третья атака французов на Семёновские (Багратионовы) флеши, дивизия по приказу Багратиона была выдвинута вперёд и нанесла удар по правому флангу наступающих французских войск, с южной стороны флешей, поддерживая контратаку сводной гренадерской дивизии М.С. Воронцова и 27-й пехотной дивизии Д.П. Неверовского на самих флешах. В «Очерках Бородинского сражения» писателя-декабриста Ф.Н. Глинки этот момент боя описан таким образом: «Сводные воронцовские батальоны … кидались на неприятеля с штыком и прикладом. Их подкрепляли полки бесстрашного Неверовского, мужественного Дуки … Тут всё схватилось, всё обдалось кровью!.. С обеих сторон рубились с каким-то наслаждением, хвастались упрямством и отвагою!» Французскую пехоту мощным ударом поддержала кавалерия маршала Мюрата, но её действия были парализованы не менее мощной контратакой кирасиров дивизии Дуки. В результате этого ожесточённого боя, третья французская атака к 9 часам утра была отражена. Позднее, между 10-ю и 11-ю часами, полки 2-й кирасирской дивизии, совместно с остатками дивизий Воронцова и Неверовского, а также с подошедшими подкреплениями 3-й пехотной дивизии П.П. Коновницына и 2-й гренадерской дивизии принца Карла Мекленбургского, отразили пятую по счёту атаку французов и содействовали пехоте в очередном возвращении захваченных неприятелем флешей. Дивизия Дуки, насчитывавшая к началу сражения около 2800 человек, на Бородинском поле потеряла 631 человека, т.е. более 22 % личного состава. В это число вошли 102 убитых, 282 раненых и 247 пропавших без вести воинов. В память воинов 2-й кирасирской дивизии к 100-летию Бородинской битвы южнее деревни Семёновской был воздвигнут памятник в виде колонны. А командир дивизии генерал-майор Дука, трижды лично водивший дивизию в контратаки на батареи противника, за отличие в Бородинском сражении был награждён орденом св. Анны I класса.
Памятник воинам 2-й кирасирской дивизии
на Бородинском поле южнее деревни Семеновское
Впоследствии, в ходе осенне-зимнего контрнаступления русской армии, дивизия И.М.Дуки сражалась под Тарутиным, Малоярославцем, Вязьмой, а за бои у г. Красного 5 и 6 ноября 1812 г. командир дивизии получил орден св. Владимира 2-й степени. 5 ноября 2-я кирасирская дивизия Дуки действовала в составе отряда генерал-лейтенанта князя Д.В. Голицына. Утром дивизия, совместно с войсками 3-го пехотного корпуса, отражала атаки наполеоновской гвардии у села Уварово, на юго-восточных подступах к городу Красному. Затем, в ходе контратаки, кирасиры и пехота уничтожили 1-й гвардейский вольтижёрный полк французов, пытавшийся овладеть батареей на позициях корпуса Голицына. Во второй половине того же дня полки 2-й кирасирской дивизии приняли участие в разгроме отставшей колонны 1-го французского корпуса маршала Даву, двигавшегося к Красному по Смоленской дороге с северо-востока. А 6-го ноября, в последний день четырёхдневного Красненского сражения, в то время как главные силы французов спешно отступали на запад, войска русских отрядов Д.В. Голицына и М.А. Милорадовича развернулись фронтом на восток, вдоль реки Лосмины. Здесь они встретили и разгромили брошенный Наполеоном на произвол судьбы арьергард французской армии – 3-й корпус маршала Нея. В разгроме этого корпуса и пленении его остатков также участвовала 2-я кирасирская дивизия.
По окончании Отечественной войны, в 1813-1814 гг. И.М. Дука участвовал в заграничном походе русской армии. 13 июня 1813 г. он был назначен начальником 3-й кирасирской дивизии, незадолго до того сформированной, а 15 сентября произведён в генерал-лейтенанты. В этом новом звании он сражался в «битве народов» под Лейпцигом, где 4 октября 1813 г. был ранен пулей в голову. За отличие в этом сражении генерал-лейтенант Дука получил наградную золотую шпагу, украшенную алмазами. Уже месяц спустя, 5 ноября, он вернулся в строй, догнав свою дивизию в Баденском герцогстве. С 21 декабря 1813 г. Дука участвовал в ряде сражений на французской территории, а 19 марта 1814 г. во главе войск 3-й кирасирской дивизии вступил в капитулировавший Париж.
После завершения наполеоновских войн части дивизии, вернувшиеся в Россию, были расквартированы в Курской губернии. Здесь И.М.Дука вступил в брак с дочерью ивнянского помещика Никанора Ивановича Переверзева – Елизаветой Никаноровной Ильинской. В 1826 г. он был произведён в генералы от кавалерии, а 5 февраля 1827 г. уволен в отпуск «до излечения болезни». Последние годы жизни генерал провёл на родине жены, в Ивне. Здесь он и умер 16 февраля 1830 г. Погребение состоялось 22 февраля, в присутствии представителей Арзамасского конно-егерского полка и артиллеристов, почтивших память покойного воинскими почестями. Могила И.М.Дуки к настоящему времени не сохранилась, и точное место захоронения пока определить не удалось. В апреле 2007 г. в Ивнянском детском противотуберкулёзном санатории, расположенном в бывшем дворянском усадебном парке, на одном из сохранившихся зданий постройки XIX века была установлена мемориальная доска в честь генерала от кавалерии И.М. Дуки.
Мемориальная доска в честь генерала от кавалерии И.М. Дуки
П.А.Клейнмихель (1793-1869) , сын генерала А.А. Клейнмихеля, незадолго до начала Отечественной войны, в марте 1812 г. был переведён из лейб-гвардии Конного полка в лейб-гвардии Преображенский полк с назначением адъютантом к генералу от артиллерии А.А.Аракчееву (которому доводился крестным сыном) и 17 апреля произведён из поручиков в штабс-капитаны.
П.А. Клейнмихель Герб рода Клейнмихелей
После отъезда Аракчеева, вместе с Александром I , из армии в июле 1812 г. молодой Клейнмихель был откомандирован в распоряжение генерал-лейтенанта Н.И.Лаврова, командовавшего 5-м пехотным корпусом, составленным из гвардейских полков. Во время Бородинского сражения Клейнмихель, в качестве курьера, под огнём противника доставлял приказы командира корпуса командирам гвардейских полков, ведущих боевые действия на левом фланге 2-й русской армии. В аттестате, подписанном Лавровым 30 августа 1812 г., его участие в сражении было охарактеризовано таким образом: «Был посылаем, под самыми жестокими и беспрерывными выстрелами неприятельскими, с разными нужными приказаниями, которые развозил как расторопный и отличный офицер»[27]. За Бородинское сражение П.А.Клейнмихель был награждён орденом св. Владимира 4-й степени с бантом, впоследствии принимал участие в заграничном походе 1813-1814 гг., а вскоре после взятия Парижа в 1814 г. стал флигель-адъютантом Александра I . С этого времени началось его восхождение по ступеням военно-административной иерархии, приведшее, уже в царствование Николая I, к званию генерала от инфантерии, графскому титулу, должностям дежурного генерала Главного штаба, директора департамента военных поселений, управляющего военным министерством, главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями Российской империи. Связь П.А.Клейнмихеля с Ивнянским краем определилась, так же, как у И.М.Дуки, путём заключения брака с ещё одной родственницей ивнянских помещиков – Клеопатрой Петровной Хорват (Ильинской). Венчание состоялось в 1832 г. в Троицкой церкви села Ивня. Один из сыновей четы Клейнмихелей – Константин Петрович – впоследствии, с 1879 г., стал владельцем Ивнянского имения.
Третий участник Отечественной войны, Ф.К.Чаплыгин, происходил из однодворцев деревни Ольховатой Обоянского уезда Курской губернии (ныне село Ольховатка Ивнянского района Белгородской области).
С. Ольховатка Ивнянского района – родина Ф.К. Чаплыгина
Основным источником биографических сведений о нём является соответствующий раздел «Формулярного списка Курского внутреннего гарнизонного батальона нижним воинским чинам …», составленного 11 сентября 1826 г . Родился он в 1786 или 1787 г. Осенью 1806 г. принят в рекруты и 15 ноября поступил на службу в 28-й егерский полк, в котором непрерывно прослужил более 15 лет. Уже в июне 1807 г., незадолго до заключения Тильзитского мира, принял участие в походе против французских войск в Восточной Пруссии. В 1809 г. участвовал в походе против австрийцев в Галиции, а в 1810 г. – в боевых действиях против турецких войск на Дунае: в осаде крепостей Силистрия, Шумла и Рущук. К началу войны 1812 г. Ф.К.Чаплыгин служил рядовым солдатом в войсках 3-й Западной армии генерала А.П.Тормасова, дислоцированной на Волыни и в Полесье и прикрывавшей от вторжения противника Луцко-Киевское направление. На первом этапе Отечественной войны он участвовал в сражениях против союзных Наполеону саксонского и австрийского корпусов Ренье и Шварценберга при городе Кобрине 15 июля и при селе Поддубно 31 июля 1812 г. Участник сражения при Поддубно русский генерал-майор Бернадос охарактеризовал действия воинов 28-го егерского полка, в котором в качестве «нижнего чина» служил Чаплыгин, таким образом: «Я должен отдать справедливость всем вообще господам штаб- и обер-офицерам и нижним чинам полков Владимирского пехотного и 28-го егерского … У всех на лице начертано было желание жить или со славою умереть за Отечество, и все исполняли долг службы и предопределения своего. Каковым единственно одним рвением, мужеством, храбростию, неколебимостию и искусством каждого по своей части, не дано было и на минуту поверхности над собою превосходным силам неприятеля». Позднее, в ходе ноябрьских боёв на реке Березине, Чаплыгин сражался у сёл Стахово и Брилёво против отступавших войск главной французской армии, а затем участвовал в преследовании неприятеля от Борисова до Вильно. После переправы через Неман он принял участие в заграничном походе русской армии, первоначально по территориям княжества (герцогства) Варшавского и «в Прусских пределах». В марте-апреле 1813 г. участвовал в осаде и взятии крепости Торн на Висле, а с мая по сентябрь – в ряде боёв с французами в Саксонии, в том числе в сражении при Бауцене. С 19 ноября по 11 декабря, в ходе блокады крепости Майнц, находился на аванпостах, а 20 декабря форсировал Рейн при Мангейме. В январе-марте 1814 г. наш земляк по территории Франции с боями дошёл до Парижа. Уже 1 апреля полк выступил в обратный поход в Россию, где и протекала дальнейшая служба Ф.К. Чаплыгина. С 25 декабря 1816 г. по 15 апреля 1817 г. он находился в «домовом отпуску», во время которого, вероятно, посетил родную деревню, где «остались на прежнем жилище» его жена Пелагея Свиридовна и сын Филипп. Строевую службу солдат Чаплыгин нёс до апреля 1821 г., когда был «переименован в фурлейты», а затем в денщики. 8 мая 1822 г. солдата переводят из егерского полка в Курский внутренний гарнизонный батальон, в котором он прослужил ещё 4 года. К этому времени он имел следующие знаки отличия: «За 1812 год установленную медаль и высочайше установленные на левом рукаве за безпорочную пятнадцатилетнюю службу две нашивки из жёлтой тесьмы».
В сентябре 1826 г. Ф.К. Чаплыгин, в числе ряда других гарнизонных солдат и унтер-офицеров, был «выключен» с военной службы «в полицейские служители Курской губернии». Дальнейшая его судьба, подробности прохождения полицейской службы, время смерти и место
захоронения остаются неизвестными.
Помимо Ф.К. Чаплыгина, удалось выявить имена ещё трёх уроженцев ивнянских сёл, его сослуживцев по Курскому гарнизонному батальону, в качестве рядовых солдат участвовавших в походах против наполеоновской армии. Биографические сведения о них содержатся в том же архивном деле[34]. Это Фёдор Петрович Пересыпкин и Иван Фёдорович Воробьёв из села Михайловское (Верхопенье) и Алексей Гаврилович Глебов из деревни Череновой (ныне село Череново). Непосредственными участниками Отечественной войны 1812 г. они не были, однако принимали участие в заграничных походах 1813-1815 гг. Таким образом,имеющийся биографический материал о защитниках Отечества, чья жизнь связана с Ивнянским краем, свидетельствует об их достойном вкладе в разгром империи Наполеона.
С.Е.Шаповалов
Редакция сайта благодарит администрацию Ивнянского историко-краеведческого музея за предоставленный материал.
Короткая ссылка на эту страницу:
П.А.Клейнмихель мой прародитель
И мой тоже)))Выходит мы родня. 😡
Драспель-Дадукевич фамилия моей покойной бабушки.Родом с Харькова.После ВОВ жила во Львове.