Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Про монастырскую стену и пьяного монаха Мартиана

clip_image002Из архива К. Битюгина

Белгородский мужской монастырь был одним из старейших учреждений Белгорода. Открытый по указу Бориса Годунова в 1599 году, то есть через три года после основания города, монастырь дважды переносился с места на место, как и сама крепость, и просуществовал почти два с половиной века.

В 50-х годах XVII столетия, когда Белгород был утвержден уже на третьем, окончательном месте, монастырь расположили в городском посаде, на участке неподалеку от впадения речки Везелки в Северский Донец, примерно там, где находится сейчас консервный комбинат (ул. Пугачева).

Этот монастырь упоминается среди белгородских достопримечательностей в известном «Путеводителе…» Ивана Кулегаева, выпущенном в 1911 г. (к тому времени монастырь уже давно был закрыт). Древность монастыря автор «Путеводителя» подтверждал описанием «старинной вековой стены с башнями по углам». Но стена эта, на самом деле, относилась отнюдь не к славным временам жизни города-крепости – сооружена она была в 1804 г. и с нею связана ей предшествовала одна почти анекдотическая история.

Белгородское духовенство в XVIII столетия ни образованностью, ни строгостью нравов не отличалось. В жизнеописании святителя Иоасафа (Горленко), который руководил Белгородской епархией с 1748-го по 1754 год, рассказывается, как трудно приходилось ему в борьбе с нарушениями, подчас дикими, священниками своих обязанностей, происходившими то там то здесь. Так, служитель одного сельского храма использовал икону Божьей Матери чтобы… забить дырку в угольном сарае (!). Икона явилась во сне епископу и пожаловалась на свою горькую судьбу. Можно подумать, провинившийся поп был закован кандалами и сослан в Сибирь? Ничего подобного, епископ только устроил ему выговор и заставил вернуть образ на надлежащее место – очевидно, подобный случай не был чем-то из ряда вон выходящим…

Чересчур вольно подчас вела себя и братия Никольского монастыря, где в конце XVIII столетия оставалось всего лишь двенадцать монахов. Церковные документы того времени сообщают о планах вынести монастырь из города подальше, под Белую гору, одно из причин чему было поведение монахов, ходивших по Белгороду не совсем твердыми ногами и смущавших тем самым добропорядочных обывателей.

Монастырь потерял основные источники дохода после 1764 года, когда Петр III  отобрал церковные земли, заменив их скудноватым государственным содержанием; здания и службы обители стали приходить в упадок и ветшать, а духовное начальство напрасно бомбардировало чиновников просьбами о выделении денег, чтобы починить церковь или устроить ограду.

И вот однажды (случилось это в 1798 году) епископ Белгородский и Обоянский Феоктист обедал с гостями у себя в келии, как вдруг в двери застучали. И как застучали!.. В прихожую вломился, раскачиваясь, монах из св. Николы по имени Мартиан и закричал, что хочет срочно видеть владыку. Он буйствовал, а прислуга пыталась не пустить его, но – не совладала. По выражению документа, поведавшего об этом скандале, Мартиан «усилясь», все же вошел в келию епископа. Но попав туда, перед лицом владыки, под действием винных паров – уже ничего не смог выговорить, так и стоял, таращась.

Владыка приказал взять Мартиана и немедленно водворить назад в монастырь, а настоятелю отцу Вениамину написал рассерженное распоряжение явиться пред светлые очи для объяснений – «за допущение монахов выходить из монастыря и по разным местам бродить им».

Игумен Вениамин, по-видимому, воспользовавшись хоть достаточно неприятным, но громким случаем, напомнить владыке о монастырских неустройствах и отписал «о невозможности удержания» монахов «по неимению в монастыре приличной к тому ограды».

После этого в обители стали наводить порядок. Братии запретили выходить в город без существенных причин, употребление церковного вина во время трапез поставили под строгий контроль, так же как и расход тех немногих денег, что бывали в монашьих руках.

И, наконец, в 1804 г. монастырю сделали каменную ограду.

Закрыт Никольский монастырь был в 1843 г., а после, до самой революции, в его зданиях размещалось уездное духовное училище.

В завершении хочется добавить, что документы о курьезном происшествии были напечатаны в труде Рыльского священника о. Анатолия, посвященном истории белгородских монастырей, более ста лет назад в «Курских епархиальных ведомостях». Церковь не боялась сказать неприглядную подчас правду о себе и собственном прошлом, что может быть примером не только нынешним ее служителям, но историкам и политикам.

Константин Битюгин.

1995 г.



Кол-во просмотров страницы: 5648

Короткая ссылка на эту страницу:


Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

temukan momen emas saat scatterpunya irama scatter sendirijackpot pertama pemain baruagen cuan ways stabilstrategi akun baru waysvario bekas dari scattertrik scatter hitam waysstrategi mahjong wins cuanjackpot cepat mahjong waystips jackpot ways2 penggandamahjong wins lagi gacorpola rahasia mahjong ways bocorcuma butuh 10x spin mahjong winsmahjong ways spin manualpemain banyuwangi raup ratusan juta dari scatter hitam mahjonghadiah besar tengah malam mahjong wins 3pola pro player mahjong winsrtp mahjong ways 2 diam diam naikmahjong ways kembali diserbu pemainaura cuan mahjong ways 2rahasia wd berkali kali di mahjong ways 2heylink macauklubheylink asiaklubheylink hksbetheylink kapten76heylink mpoxoheylink garuda76heylink leo1131garuda76asiaklubmacauklubrawit303mpoxlABC1131 AMPviral asiaklubviral macauklubpondok88andreuground.esbrenoparaiso.comtheinditravel.comAsli777Mpogalaxyminhut.id.vnstaging.aopanet.orgtsvweb.comawsbet.net