Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Князь Николай Жевахов

А.Н. КРУПЕНКОВ


Жевахов Н.Д

Говоря о наших соотечественниках, оказавшихся после Октябрьского переворота за рубежом, мы не можем не вспомнить о товарище (заместителе) обер-прокурора Святейшего Синода, князе Николае Давидовиче Жевахове. Он не был нашим земляком, жил не на Белгородчине, а в Петербурге. Но он был тесно связан с Белгородом, который был для него очень дорог, потому что здесь жил, творил чудеса и нашел свой последний приют его далекий предок Святитель Иоасаф (Горленко). Николай Давидович Жевахов был главным инициатором причисления Святителя Иоасафа к лику святых. По большому счету без его самого активного участия в подготовительной работе к канонизации, скорее всего, и не состоялось бы в сентябре 1911 года этого события всероссийского масштаба. Ведь на протяжении XIX века неоднократно предпринимались попытки причислить епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа к лику святых, но ни одна из них не имела успеха, потому что не было тогда такого неутомимого организатора, активного и авторитетного лидера, который бы проделал такой колоссальный труд, дошел до императора и императрицы и довел дело до конца.

 

Николай Давидович родился 1874 году в семье помещика Пирятинского уезда Полтавской губернии. По отцовской линии он принадлежал к грузинскому роду Джавахишвили, по материнской к украинскому роду Горленко. Дед Николая Давидовича Жевахова князь Дмитрий Михайлович был женат на Любови Давидовне, урожденной Горленко, прадед которой был двоюродным братом Святителя Иоасафа.

Николай Жевахов учился в Киевской гимназии, в 1898 году окончил юридический факультет Университета Святого Владимира в Киеве. С 1902 года служил земским начальником в Полтавской губернии. В 1905 году переехал в Петербург, где служил в отделении сводов Государственной канцелярии.

С конца 1906 года Николай Давидович начинает собирать материалы о Святителе Иоасафе для создания его жизнеописания. С этой целью он посещает те места, где бывал его далекий предок. В Прилуках, где родился Иоаким Горленко, записывает предания о его детстве и предках, в Киеве – материалы о годах учебы, в Лубнах – о службе настоятелем Мгарского монастыря, в Троице-Сергиевой лавре – о периоде его наместничества в знаменитой российской обители. Но чаще всего Николай Давидович посещал Белгород, где прошли последние шесть лет Святителя Иоасафа на поприще епископа Белгородского и Обоянского.

Приезжая в Белгород, он всегда посещал Свято-Троицкий кафедральный собор, где совершал Богослужения святитель Иоасаф, его покои, и обязательно спускался в пещерку, где под стенами Свято-Троицкого собора почивали нетленные мощи Святителя. В Белгороде он близко сошелся с епископом Белгородским Иоанникием (Ефремовым), Рыльским епископом Никодимом (Кононовым), в Курске познакомился с архиепископом Курским и Обоянским Питиримом, который стал ему близким другом. Все эти архиереи были большими почитателями Святителя Иоасафа и оказали Жевахову неоценимую помощь в сборе материалов о нем.

В 1907-1909 годах в типографии Киево-Печерской лавры вышел фундаментальный трехтомный труд Н.Д. Жевахова «Материалы для биографии Святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского и Обоянского». В нем рассказывается о предках и родителях Святителя, его деятельности в бытность настоятелем Лубенского Мгарского монастыря, наместником Троице-Сергиевой лавры и предстоятелем Белгородской епархии. В этом труде опубликованы сочинения Святителя Иоасафа, многочисленные чудесные исцеления по его молитвам, предания о Белгородском чудотворце. Все тома богато иллюстрированы портретами Святителя и картинами из его жизни. Труд Николая Давидовича Жевахова стал главным основанием для канонизации Святителя Иоасафа.

Князь Жевахов стал активным членом и товарищем председателя Братства Святителя Иоасафа, созданного в Петербурге, регулярно выступал на его заседаниях с докладами. Николай Давидович сумел добиться приема у императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, убедить их в давно назревшей необходимости причтения Святителя Иоасафа к лику святых. Именно благодаря князю Жевахову Николай II подписал указ о канонизации Святителя Иоасафа 10 декабря 1910 года.

В дни торжеств прославления Святителя в сентябре 1911 года Николай Давидович был в числе самых почетных гостей Белгорода и принимал участие во всех Богослужениях в те праздничные дни.

Не забывал он Белгород и в последующие годы, приезжал в Белгород, молился у раки новоявленного угодника Божия Святителя Иоасафа, спускался в пещерку, которая продолжала оставаться одной из белгородских святынь.

В 1915 году, когда шла кровопролитная война Николай Давидович с благословения епископа Белгородского Никодима (Кононова) взял из пещерки Владимирскую икону Божией Матери, которой мать Иоасафа Мария Даниловна благословляла его в детстве, и отвез ее вместе с Песчанской иконой Божией Матери, обретенной Святителем, в ставку императора в Могилев, так как был уверен, что только Пресвятая Богородица сможет спасти Россию. Позже он писал в своих воспоминаниях:

«Пусть люди называют мою веру мистикою, фантазией, или больным воображением; но тот факт, что во время пребывании святыни в Ставке не было не только поражений на фронте, а, наоборот, были только победы, в чем может убедиться каждый, кто проверит этот факт по телеграммам с фронта за время с 4-го октября по 15-ое декабря 1915-го года, не вызывал во мне никаких сомнений…».

В 1916 году князь Жевахов был назначен товарищем обер-прокурора Святейшего Синода. Рекомендуя его на эту должность, супруга Николая II Александра Федоровна так писала о нем мужу: «Совсем молодой, знаток церковных вопросов, очень лоялен и религиозен». Однако пробыл на этой должности Николай Давидович меньше полугода. 1 марта 1918 года он был арестован Временным правительством, но через пять дней освобожден и уехал из революционного Петрограда. После октябрьского переворота Николай Давидович некоторое время находился на территории, контролируемой Белой армией, а после ее поражения вынужден был покинуть Россию, которую так любил. Он уезжает в Новороссийск, вместе с епископом Белгородским Апполинарием (Кошевым) и еще четырьмя архиереями на переполненном стареньком грузовом пароходе «Иртыш» отправляется в Константинополь, а потом на поезде в Сербию.

В эмиграции князь оказался без каких-либо средств к существованию. В Сербии он проживал по сентябрь 1920 года, а потом перебрался в Италию, в город Бари, где уже более 900 лет хранились многоцелебные мощи очень почитаемого в России святого Николая чудотворца, архиепископа Мир-Ликийского. Здесь Николай Давидович был назначен заведовать русским подворьем Святого Николая, и одновременно возглавлял также Церковно-археологический кабинет Святителя Николая.

В эмиграции Жевахов написал свои замечательные «Воспоминания». Первый том вышел в Мюнхене в 1923 году, а второй удалось издать только через 5 лет в сербском городе Нови Сад тиражом всего 400 экземпляров. Он успел написать и третий том воспоминаний о своем отъезде из России и первом годе жизни в эмиграции. Но из-за недостатка средств напечатать его так и не смог. В 1993 году первые два тома были переизданы в Москве. Многие страницы «Воспоминаний» посвящены Святителю Иоасафу, Белгороду, встречах с Николаем II и Александрой Федоровной по вопросам канонизации Белгородского чудотворца. Всего Николаем Давидовичем было написано и издано более 30 книг, в которых он выступал как последовательный защитник самодержавия и православия.

О жизни Николая Давидовича в эмиграции известно очень мало. Долгое время считалось, что он умер в городе Бари в 1938 году, но в последние годы благодаря итальянским историкам удалось установить, что Николай Давидович пережил Вторую мировую войну, во время которой выехал из Бари в Австрию, а затем перебрался в Закарпатье, где у него было наследственное имение. Там он дожил до прихода Красной армии, которая его не тронула, и умер в собственном доме в 1947 или 1949 году. По другой версии он умер в Вене в лагере для перемещенных лиц в 1947 году.

При жизни князя Жевахова и революционеры, и либералы, и белые и красные, как только не называли его: ярым монархистом, крайним националистом, черносотенцем и даже фашистом. А он просто хотел спасти Россию от революции. Издатель его книг, эмигрант Федор Винберг так сказал о князе Жевахове: «Если бы у Царя было побольше таких верных и достойных слуг, никакая революция не удалась бы в России…».

А.Н. КРУПЕНКОВ

2009 г.



Кол-во просмотров страницы: 6499

Короткая ссылка на эту страницу:


1 комментарий к записи “Князь Николай Жевахов”

  1. Игорь:

    Прадед Любови Давидовны Горленко (16.09.1821-01.121898), Пётр Акимович Горленко (род. 1709) троюродный а не двоюродный, (как вы указываете) брат Акима Андреевича Горленко (Иоасафа Белгородского).

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

hadiah fantastis tanpa undi mahjong wins 3ABC1131 Slot Dana Gacorakun game server filipinateknik mahjong ways 2ciri akun game gacor calon maxwinakun gacor princessakun gacor mahjong1913 mahjong cepat kaya1914 mahjong menang besar1915 mahjong spin sekali1916 mahjong kok jadi gini1921 starlight princess bukan sulap1922 mahjong sujud dulu1923 mahjong saatnya berrsinar1924 mahjong fenomena langkajalan menuju jackpot mahjong wins 3sensasi cuan ngalir mahjong winskemenangan terbukti jelas mahjong ways 2pola kemenangan rahasia mahjong ways 2kemenangan menantimu di mahjong ways dan mahjong wins 3jalan pintas menang spektakuler mahjong ways 3mesin cetak cuan mahjong winsgame seru cuan tumpah mahjong wins 3main mahjong wins black scatterkekuatan dadu mahjong ways 2main mahjong dompet makin beratcuan ngalir tanpa henti mahjong ways 2jackpot menggoda mahjong wayspanen cuan beruntun mahjong ways 2kisah fahmi trik sweet bonanza rutin kirim uang orang tuaformula pola spiral mahjong ways 2 perkalian x2000algoritma mahjong ways ramadan lebih stabil dan gacor1925 game ghacor waktu luang1926 koi gate sikat terusheylink macauklubheylink asiaklubheylink hksbetheylink kapten76heylink mpoxoheylink garuda76garuda76asiaklubmacauklubrawit303amp rawit303ABC1131mpoxlABC1131 AMP