В дореволюционном уездном Белгороде был острый дефицит достопримечательностей. Не то, чтобы совсем не было, но ровно столько, чтобы не слыть совсем уж деревней. Архитектурное убранство улиц было непритязательно, декоративные элементы редки. Возможно многие, разглядывая старинные открытки, задавались вопросом: а где же скульптура? Неужели совсем не было? Всё-таки была, в этой статье пойдёт речь о самом старом и самом значительном скульптурном ансамбле – двенадцати апостолах.
Свято-Троицкий собор, располагавшийся на Соборной улице, был старейшим белгородским храмом. Первые упоминания о нём как о «церкви соборная живоначальная Троица» датированы 1616 годом, когда он был построен в районе Старого города, где в это время стояла крепость. Но предположительно существовал с самого основания города, есть сведения от 1599 г. об одноимённой церкви на меловой горе. После переноса крепости на новое место, за ней последовал и собор. До начала XVIII в. храм был деревянным и находился в районе недавно восстановленной усыпальницы святителя Иосафа. В 1667 г. с образованием епархии собор становится кафедральным, однако продолжает размещаться в деревянном здании. В 1690 г. под руководством митрополита Авраамия Белоградского начинается постройка нового каменного здания рядом со старым. Сейчас его место по периметру фундамента выложено плиткой в виде дорожек.
Авраамий был очень требователен к зодчим, по тем временам собор был весьма внушительным и продуманным сооружением. Здесь изначально были и внушительные подвалы, и мощные стены, и даже встроенные кувшины-голосники для улучшения акустики. Строительство длилось весьма долго. Завершена и освящена церковь была уже следующим митрополитом Иустином в 1707 г. Здание неоднократно обновлялось, ремонтировалось, переделывалось – крестообразное в плане, оно было дополнено овальными пристройками, одной из которых была «пещерка» Иосафа Горленко, к слову, так же принимавшего участие в ремонте собора. Самая же значительная капитальная реконструкция была проведена под руководством епископа Аггея, закончившаяся к 1782 г. Известно, что были перестроены верхи собора и полностью обновлена колокольня. Видимо именно тогда на барабане главного купола и появились скульптурные изваяния.
Вокруг купола в арочных нишах были расположены фигуры двенадцати апостолов, как отмечали современники, весьма искусного исполнения. Скульптуры были выполнены в человеческий рост, объёмны и запечатлевали библейских героев в схожих ракурсах и позах. Рассмотреть фигуры на старинных фотографиях нелегко – проще принять ниши за окна. Во-первых фотографии и открытки того времени не позволяют рассмотреть мелких деталей. Во-вторых специально апостолов никто не снимал. А в третьих – они были замаскированы! Вот как в труде «Белгород и его святыня» описывает скульптурный ансамбль архимандрит Анатолий (1884 г.): «В этом куполе вместо окон устроены продолговатые в высоту овальной формы ниши, в которых поставлены прекрасной работы двенадцать скульптурных изображений св. апостолов, которые, в предотвращение любящих витать за ними птиц, закрыты густой из проволоки сеткой. Лет 30 назад мы помним этих апостолов еще белыми, а теперь оные покрыты красками живописца».
И действительно, на некоторых снимках до 1911 г. на тёмных нишах заметны решётки, прибавим к этому цветной раскас фигур – и получим незаметность для чёрно-белой картинки. К грандиозным празднованиям 1911 г. собор получил косметический ремонт, был заново окрашен, решётки с ниш сняты, а апостолы приобрели более строгий и заметный кремовый цвет. Наиболее детальное представление об этих скульптурах мы можем получить благодаря фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского, на основании которой выполнена фотореконструкция части Свято-Троицкого собора.
В кадр полностью попали только две фигуры, лучшее качество дают исходные для цветной версии негативы:
Изваяния были выполнены из камня, и вплоть до сноса храма были в прекрасном состоянии. С точки зрения архитектуры – это декоративный элемент здания. Но образное решение более глубоко – расположенные на главном храме апостолы как бы благословляли город, были его духовными покровителями.
Скульптурный ансамбль был утрачен во время большивистской антирелигиозной кампании. Не смотря на охранную грамоту и протест Главнауки, в 1927 г. Свято-Троицкий собор и колокольня были варварски разобраны на стройматериалы. Скульптуры просто сбрасывались на землю и разбивались на куски.
Эпилог.
Вот уже несколько лет городская администрация вынашивает планы отдать месторасположение архиерейского двора, впоследствии – мужского монастыря под высотную застройку. Да, район нуждается в реконструкции. С большими сложностями, в преддверии юбилея канонизации святителя, инициативным группам удалось «застолбить» площадку, на которой был Свято-Троицкий собор. Сегодня это уже одна из достопримечательностей города. Многие горожане считают, что здесь не место бездушным стеклянным небоскрёбам, территория сердца города должна сохранить своё историческое лицо хотя бы в этой точке. Двенадцать апостолов, ждущих возвращения на родное место, принесут Белгороду больше пользы, чем очередной элитный новострой.
Alexander del SanchesS. 30 Янв, 2012 г.
Редакция сайта благодарит Alexander del SanchesS (http://sanchess-city31.livejournal.com/) за предоставленный материал.
P.S. На сегодняшний день, на бывшей территории Свято-Троицкого мужского монастыря ведутся археологические раскопки. (Прим. ред. сайта).
Из репортажа Юлии Олейниковой и Сергея Черняева. (Интервью с краеведом Павлом Альбощим). ТРК «Мир Белогорья» .
Короткая ссылка на эту страницу:
Спасибо за видеоинформацию.