Охрименко Иван Гоигорьевич родился в поселке Борисовка Белгородской области 24 января 1922 года. Среднюю школу окончил в 1940 году в городе Прокопьевск Кемеровской области. В 1940 — 1946 годах работал воспитателем детского дома и учителем в семилетней школе. С 1946 года работал заведующим библиотекой Борисовского райкома партии. В 1952 году окончил с отличием исторический факультет Курского государственного института. В последние годы перед выходом на заслуженный отдых работал директором Борисовской художественной школы. С 1982 года — пенсионер.
Исследовательской работой по истории Борисовского района стал активно заниматься с 1975 года. В течение 12 лет был собран большой объем документальных архивных материалов, в том числе двести архивных дел из РГИА (Российского государственного исторического архива в Санкт- Петербурге), восемьдесят архивных дел из РГАДА (Российского государственного архива древних актов), пять дел из Государственного архива Курской области и одно дело из РГВИА (Российского государственного военно-исторического архива). Кроме этого использовались и редкие печатные издания, которые получались по Межбиблиотечному абонементу из библиотек Москвы. На основе собранных документальных материалов в начале 80- х годов были написаны «Очерки истории Борисовского района», которые в машинописном варианте были переданы в Белгородский государственный архив и в Белгородскую областную библиотеку . По отдельным вопросам истории Борисовского района печатались статьи в белгородских сборниках «Истоки» и «Белгородский краеведческий вестник», а также опубликовано 60 статей в районной газете «Призыв».
За большой вклад в изучение истории Борисовского района решением сессии районного Совета народных депутатов Охрименко И. Г. присвоено звание «Почетный Житель Борисовского района». Ему также присвоено звание «Заслуженный работник культуры России».
Жерновая А.В.,
Сургучёва И.В.,
сотрудники Борисовского
историко-краеведческого музея.
Хотмыжск в древнейшую эпоху
Нынешнее село Хотмыжск Борисовского района Белгородской области является древнейшим поселением в нашем крае. В настоящих очерках будет сделана попытка изложить ставшую известной на данное время историю этого поселения. В написании данных очерков использовались архивные материалы Российского государственного архива древних актов в Москве (РГАДА), а также ряд печатных изданий.
Славянская культура, известная в археологии под названием «роменской», возникает в VIII столетии н. э. Название эта культура получила от города Ромны, где впервые были исследованы её памятники. Роменские поселения часто появлялись па месте городищ эпохи раннего железа VI — V вв. до н. э., которые роменцы приспосабливали для своей жизни и обороны. Жилища в роменских поселениях представляют собой полуземлянки глубиной до 1,5 м и площадью 16 — 20 м2. Роменцы занимались пахотным земледелием, у них были сохи с железными наконечниками — насошниками. Развито было и скотоводство, особенно разведение лошадей и крупного рогатого скота. Большое значение имели охота и рыбная ловля, а также бортничество, т. е. сбор мёда диких пчёл. На поселениях роменцев находится много пряслиц и грузиков от ткацких станков, что свидетельствует о развитии прядения и ткачества.
Почти около каждого укреплённого роменского городища находилось неукреплённое селище. Роменцев можно рассматривать как наших прямых предков — славян и даже славян-северян. Памятниками славянской культуры роменско-борщевского типа в Борисовском районе является Хотмыжское городище.
В 1948 году оно было осмотрено Днепровской левобережной экспедицией профессора И.И. Ляпушкина. Описание его дано в книге «Днепровское лесостепное левобережье в эпоху железа» М-Л. АН СССР. 1961.
«Хотмыжск… Борисовский район (правый берег р. Ворсклы) городище и селище. Поселение находится на правом берегу р. Ворсклы, в черте села, в южной его части, против церкви. Оно состоит из городища и селища. Оно занимает мыс коренного берега, образованный долиной реки и впадающими в неё оврагами. Прослеживаются две линии остатков укрепления: одна защищающая центральную часть, детинец, и вторая — к западу от неё. Детинец расположен на стрелке мыса, вьтянутой по оси СВ — ЮЗ. Северо-восточный конец стрелки отрезан от площадки городища (детинца) глубоким рвом; ещё более глубокий ров, доходящий до 8 м, отделяет детинец от напольной, юго- западной, стороны. Северо-западные и юго-восточные склоны достигают 50 м, что делает детинец совершенно недоступным со стороны долины реки. Размер площади детинца 74 х 50 м. Вторая линия укреплений сохранилась плохо, вал почти полностью разрушен. Высота его в уцелевших частях не повышает 2-3 м. Он полукольцом охватывает площадку размером 100 х 200 м, лежащую к западу от детинца… Селище примыкает к городищу. Оно тянется вдоль берега на протяжении до 400 м и в глубь берега до 150 м.
Собранные на поселении материалы (на городище и селище) принадлежат славянско-русской культуре ранней (роменско-борщевского типа) и велико-княжеской поры». (В книге «Днепровское лесостепное левобережье в эпоху железа» М-Л. АН СССР. 1961, стр. 312). То, что И. И. Ляпушкин датирует Хотмыжское городище VIII — XIII вв., свидетельствует о том, что жизнь на нём продолжалась без перерыва, и роменская культура постепенно переходила в культуру Киевской Руси.
Керамика летописной «северы» IX — нач. X вв. (Фотография Вл. Бочкарёва из книги А.Г. Дьяченко «Древний Хотмыжск», Белгород, 1996 г.)
Бронзовая застёжка IX — нач. XI вв. (Фотография Вл. Бочкарёва из книги А. Г. Дьяченко «Древний Хотмыжск», Белгород, 1996 г.)
В 80-х годах прошлого столетия частичные раскопки городища вёл кандидат исторических наук А. Г. Дьяченко, он высказал предположение, что в X веке поселение было разрушено печенегами, но потом восстановлено. Историки располагают крайне скудными сведениями по истории Северской земли, в которую входил наш край.
Как указывал историк Д.И. Багалей, «местной северской летописи нет», а летописи других русских земель упоминают о нашем крае крайне мало. Хотмыжск в эпоху Киевской Руси был, очевидно, одним из укреплённых пунктов на востоке. Здесь территориально просматриваются три города-крепости. Это город Рим или Римов, ныне Гочевские городища в Беловском районе Курской области, разрушенный в XII веке половцами, известный и по русским летописям и по «Слову о полку Игореве».
Это Хотмыжская крепость и наконец город Донец в районе современного Харькова, куда пришёл князь Игорь после побега из половецкого плена.
Изделия из кости и рога IX — нач. X вв. Фотография Вл. Бочкарёва из книги А.Г. Дьяченко «Древний Хотмыжск», Белгород, 1996 г.
Можно считать установленным, что наш край тогда входил к состав Северской земли и был населён славянами-северянами. Это название не связано с географическим понятием «север». Историки предполагают, что оно связано с названием реки — Сев. Русские летописи говорят о северянах как о более отсталом племени по сравнению с полянами, жившими в районе Киева. Но, читая характеристику северян, надо иметь в виду тенденциозность летописца-монаха, которому все отличающееся от христианских обычаев казалось «зверским». («Повесть временных лет» М-Л. АН СССР. 1950 г., стр. 211).
Изделия из кости и рога XII — сер. ХШ вв. (Фотография Вл. Бочкарёва из книги А . Г. Дьяченко «,Древний Хотмыжск», Белгород, 1996 г.)
Уже в самой летописи содержится опровержение его утверждений. Так, к примеру, он говорит, что северяне «жили в лесу как звери». Но буквально строкой ниже он рассказывает об игрищах, устраивавшихся между селами. Значит, у северян уже были селения и видно значительные, а не одиночные дворы. Летописец говорит, что они «ели всё нечистое», но это тоже условное понятие, часто определяемое религией. Для мусульман, например, свинина «нечистая пища». Летописец говорит, что«северяне умыкают себе жён», но тут же говорит, что «умыкание» происходит по предварительному сговору с девушкой, т.е. носит характер обряда, а не настоящего похищения, и это свидетельствует, пожалуй, о большей свободе женщины у северян.
До принятия христианства боги у северян были в сущности обожествленные силы природы. Стрибог — бог ветров, Полисун —лесной бог, Велес — бог скота, Даж-бог или Хорс — бог Солнца, Цур-пек — огонь.
Основным занятием северян было земледелие, подсобными — скотоводство и охота. Знали северяне и торговлю, тем более, что торговый путь из Киева в Булгарию (на Волге) проходил через северские земли. В IX веке северяне были зависимы от хазар и вынуждены были платить им дань.
В 884 году князь Олег присоединил северян к Киеву и не позволил платить дань хазарам, говоря — «Я враг их и вам платить им незачем». Южная и восточная границы Киевской Руси и часто подвергалась набегам степных кочевников — хазары, печенеги, с XI века _ половцы. Нашествиям кочевников способствовали наступившая феодальная раздробленность Киевской Руси и связанные с ней междоусобицы князей. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году наш край вошёл в состав Черниговского княжества, которое наследовал его сын Святослав, а в XII веке — в состав Переяславского княжества.
Путь вторжения степных кочевников пролегал между Донцом и Ворсклой, позже этот путь стал называться Муравским шляхом. Борьба русских княжеств с половцами шла с переменным успехом. Когда русские князья выступали совместно, они побеждали, а обособленность вела к поражениям, чему причиной было раздробление бывшей Северской земли на мелкие удельные княжества.
В XII веке земли по верховьям Северского Донца, Ворсклы и Псла отошли к Новгород-Северскому княжеству. С именем новгород-северского князя Игоря Святославича связано величайшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». 1185 год — тяжелый год для русской земли. Храбрый, но самоуверенный князь Игорь, выступив в поход против половцев, потерпел жестокое поражение, попал в плен, а тысячи русских воинов сложили свои головы из-за княжеского несогласия. Разгромив Игоря половцы вторглись в русские земли. Хан Кза сказал: «Пойдём на Сейм. Там одни жёнки да дети остались.». Взять укреплённые города Переяславль и Путивль они не смогли, но по пути отхода взяли и уничтожили город Рим или Римов. Отзвуки этой трагедии отразились и в летописях, и в «Слове о полку Игореве», где автор скорбно говорит: «Се у Рим кричат под саблями половецкими». Возможно и к Хотмыжску, также несшему нелёгкую порубежную службу, подлетали летучие отряды половцев. Жизнь на рубеже, в постоянной опасности не могла не вырабатывать особых черт характера наших предков. И к предкам — хотмыжанам может быть отнесена характеристика курян, которую даёт князь Всеволод: «А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы, луки у них напряжены, тули (колчаны) отворены, сабли изъострены, сами скачут аки серые волки в поле, ищучи себе чести, а князю славы». («Слово о полку Игореве». Древняя русская литература. Хрестоматия. М. Просвещение.
1980 г., стр. 25 ~ 26).
Материал размещен с разрешения администрации Борисовского историко-краеведческого музея.
Короткая ссылка на эту страницу:
очень познавательная статья, в закладки! 🙂