Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

К духовной истории города Карпова и его уезда в XVII-XVIII вв.

clip_image002

П.Ю. Субботин

Город Карпов являлся стратегически важным пунктом Белгородской оборонительной черты вплоть до начала XVIII в. До недавнего времени все связанные с ним исследования касались в большей степени лишь военной и социально-экономической сторон его истории. Духовная же история Карпова и его уезда исследована недостаточно. Исправить этот недостаток и призвана данная работа.

Появление на правом берегу реки Ворсклы города Карпова было обусловлено необходимостью охраны границ Московского государства в XVIII в. от крымских татар. Для предупреждения их частых набегов вдоль черты оседлости русского населения устраивались крепости, а за чертой выставлялись «сторожи». В последних поочередно дежурили драгуны или казаки, обязанные доносить о появлении неприятеля. К числу таких сторожевых пунктов относится и «Карпово сторожевье» на Муравском шляху, известное с 1637 г. и названное так, видимо, по имени первого дежурившего тут «старшего казака или другуна Карпа». В XVI в. Карпово сторожевье было хорошо известно путивльским станичникам и организаторам сторожевой службы. Через него проходила «посольская дорога» от Путивля к Северскому Донцу. Еще в 90-х гг. XVI в. выдвигался план строительства на нем крепости. Но стоялый острог был построен там только в 1644 г., и лишь к 1646 г. он был перестроен и превращен в «жилой» город Карпов.

Вскоре город Карпов стал центром крупного уезда, располагавшегося на территории современных Борисовского, Ивнянского, Ракитянского, Яковлевского районов Белгородской области и Беловского района Курской области. Население уезда формировалось из карповских служилых людей (переселенцев из центральных городов государства) и бежавших от власти польских и литовских панов «черкас» — украинцев. Оторванные от родины переселенцы при всех постигавших их на новом месте жительства бедах и напастях одинаково искали утешения в вере, о чем можно судить по сравнительно большому числу храмов в городе Карпове и уезде.

Была ли в Карповом сторожевье, до переименования его в город, церковь, неизвестно, но вместе с постройкой города было начато строительство соборной Успенской церкви, оконченное в 1647 г. Главным настоятелем был назначен о. Василий, с которым из Курска была отпущена церковная утварь из разоренной татарами церкви Рождества Христова в Черкасской слободе г. Курска, с прибавкой утвари из Москвы. Однако одной соборной церкви для умножавшегося населения города было далеко недостаточно, потому уже в том же году была построена церковь во имя Св. Параскевы Пятницы и началось строительство Покровской церкви. В 1644 – 52 гг. в Карпове появляются Космодамианская, Троицкая и Никитская церкви. Все карповские церкви не раз получали из Москвы ладан, ризы, богослужебные книги и прочее, а в 1651 г. церковные земли были описаны, измерены и размежеваны. К этому времени в Карпове настолько было достаточно духовенства, что отсюда посылались для очередной службы священники в г. Валки. В 1655 г. патриарх Никон присоединил г. Карпов с уездом к патриаршей области. К тому времени в Карпове было 8 церквей, в уезде же — две церкви с двумя часовнями. Любопытным свидетельством религиозного мировосприятия карповчан является их челобитная царю за 1648 год: «Царю, государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Русии бьют челом богомольцы и холопы твои новаго твоего, государь, города Карпова… и за грех, Государь наш, в Карпове напала на нас, холопей твоих, болезнь и скорби полевыя, и вода, Государь, в Карпове нездоровая: многие, Государь, от тех болезней и скорбей помирают, и целебнаго, Государь, Животворящаго Креста Господня с Мощами святых в Карпове нет… вели, Государь, для наших скорбей и болезней, Животворящий Крест Господень с Мощми святыми на освящение вод и утверждение всем православным христианам». Царь не оставил без внимания мольбы карповчан и велел им взять животворящий крест с мощами в Хотмыжске у воеводы Семена Болховского и принести его в Карпов. На встречу креста за город вышли все карповчане со своим духовенством, с крестами и иконами. Встреченный крест с молебным пением сопроводили в соборную церковь, где также служили молебны, святили воду, которой и окропили людей, скотину и дома. После всего этого крест отпустили назад в Хотмыжск. Однако «болезнь и скорби полевыя» были не единственной напастью, постигавшей карповчан, — в 1668 г. город, весь до основания, выгорел, ни одна церковь также не уцелела. Карпову предоставили льготы и к новой постройке города были вызваны хотмыжане. И хотя соборную церковь вновь отстроили, это пожарное разорение приостановило дальнейший рост Карпова и его развитие как торгового и промышленного пункта. В XIX в. в статистических отчетах Карпов уже называют «бывшим городом», а село Карпово входит в Томаровскую волость Белгородского уезда.

Одновременно с поселением города мы видим в Карповском уезде и начало монашеского жития. Старец Афанасий в своей челобитной просил о выделении средств на построение церкви и келий в Троицкой пустыни на Огибном Колодце, а один из карповских солдат просил о пострижении. Обе челобитные были удовлетворены, и так возникла Карповская Троицкая пустынь (монастырь). В эпоху стратегического значения Белгородской черты монастыри являлись не только местом поста и молитвы, но выполняли и важные социальные функции — становились прибежищем раненых и увечных воинов, которые после лечения либо возвращались в строй, либо оставались, при обители. Монастырю была пожалована мельница, а в Карпове отведено место под двор для осадного времени. Занимался монастырь и приобретением земель. Так, в своем погостном наказе однодворцы подгородней слободы Драгунской в 1767 г. вспоминали: «А оставшие свои между нами жалованные земли пораспродали разныи помещикам и в Карповской Троецкои манастырь»

Согласно манифесту императрицы Екатерины II в 1764 г. Карповский Троицкий монастырь был упразднен.

После построения города Карпова началось активное заселение прилегающей к нему территории. Сначала возникли подгородние слободы Карпова, потом уже из них пошло дальнейшее расселение но округе. Так село Черкасское было основано карповскими казаками, выселившимися из Казацкой слободы. В конце XVII — начале XVIII вв., когда крымские татары были оттеснены далеко на юг и Белгородская черта стала терять свое военно-стратегическое значение, карповские земли стали заселяться как однодворцами — великороссами, так и многочисленными переселенцами с Украины — черкасами. К этому времени и относится возникновение большинства населенных пунктов Карповского уезда. Основание церквей во вновь возникших поселениях шло, видимо, как из Карпова, где располагалось Карповское духовное правление, так и силами помещиков, населявших черкасами новые селения. Согласно свидетельству погостных наказов однодворцев Карповского уезда, к 1767 г. на его территории, за исключением Карпова с подгородними слободами, располагались следующие церкви

I. с. Березовка

Георгиевская

2. с. Боброво

Покровская

3. с. Богатное

Воскресенская

4. с. Глинск

Николаевская

5. с. Кустовое

Покровская

6. с. Лашековка

Троицкая

7. с. Меловое

Дмитриевская

8. с. Михайловское

Михайловская

9. с. Покровское

Покровская

10. с. Серетино

Георгиевская

11. с. Солдатское

Георгиевская

12. с. Черкасское

Пятницкая

13. с. Верх. Меловое

не указано

14. с. Драгунское

не указано

Таким образом, за столетие после присоединения Карпова с уездом к патриаршей области количество церквей в оном, даже с учетом пожарного разорения 1668 г., больше чем удвоилось. В это время обычная приход­ская жизнь уезда нарушалась редкими судебными разбирательствами по поводу провинившихся священников, покраж церковной утвари из храмов, да улаживания взаимных обид батюшек друг на друга. Большими события­ми всегда являлись посещения правящего архиерея. Необходимо отметить, что приходское духовенство того времени было далеко не безграмотным: в Белгородской епархии целенаправленно проводилось обучение детей священнослужителей в духовных заведениях — Харьковском коллегиуме и Белгородской семинарии. Так, в 1737 -1741 годах в Харьковскую «славяно- греко- латинскую коллегию» были определены дети священника соборной церкви г. Карпова и диакона приходской Архангельской церкви подгородней слободы Драгунской. Обучение они проходили в школах (на курсах) богословия и инфимы. Определение детей в учебные заведения осуществлялось не по добровольному волеизъявлению их родителей, а в указном порядке.

Таким образом, можно отметить, что за время существования Карповского уезда в нем сформировались определенные духовные центры (Карпов, Троицкий монастырь), было возведено большое количество сельских церквей, налажена спокойная приходская жизнь, введены образовательные программы для подрастающего духовенства. Крупным явлением религиозной жизни карповчан стало обретение Карповской чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Все это показывает нам, что духовная жизнь г. Карпова и его уезда была весьма богата и насыщенна и требует дальнейшего исследования.

П.Ю. Субботин

Редакция сайта благодарит автора за предоставленный материал



Кол-во просмотров страницы: 14302

Короткая ссылка на эту страницу:


1 комментарий к записи “К духовной истории города Карпова и его уезда в XVII-XVIII вв.”

  1. Евгений:

    Хотелось бы пообщаться с Субботиным П Ю по поводу города Карпова

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: