Alexander del SanchesS
В довоенный период монументальное искусство в Белгороде развивалось очень медленно. Памятник Сталину стал второй масштабной скульптурной композицией советского времени. Его сооружение началось в июле 1940 года.
Причина такой скудности проста — нехватка средств, точнее вопросы их распределения. Значительных работ по благоустройству в нашем городе традиционно не проводилось, зато большое внимание уделялось текущему содержанию — т.е. минимальная, но повсеместная опрятность были важнее отдельных масштабных проектов. Да и источников пополнения бюджета при отсутствии серьёзной промышленности не хватало. Памятники вождям в этот период были теми статусными элементами без которых уважающий себя пусть и уездный город чувствовал себя неполноценным. Проект монумента в честь Иосифа Виссарионовича в Белгороде утвердили спустя десять лет после появления самого первого изваяния в Москве. Как и в случае с памятником Ленину, сэкономив на самом ответственном элементе — собственно скульптуре, не поскупились на богатство архитектурного оформления. В этом отношении всё получилось очень хорошо: выбор места (одновременно и центральное, но и не официально-презентативное в противовес площадям, входам в горсоветы и вокзалы), нейтральный зелёный фон сквера, пропорциональность композиции, акцент на значимости персонажа, оригинальная фактура отделки.
Памятник был установлен на перекрёстке улиц Чичерина и Новомосковской (совр. Свято-Троицкий бульвар и пр. Б.Хмельницкого) в начале аллеи «старого» сквера. Сейчас на этом месте тротуарная дорожка к подземному переходу. Примерный ориентир — прямоугольная клумба, чем-то напоминающая издали невысокий постамент:
Первоначально завершить работы по установке планировалось к 15 августа, однако процесс несколько затянулся. Окончательно возведение закончилось осенью, к ноябрю 1940 г. Даты открытия установить не удалось, скорее всего оно было частью празднеств к годовщине Великой октябрьской социалистической революции (7 ноября).
Памятник был посвящён персонифицированному образу, тематика культурно-историческая — запечатлена выдающаяся личность, политический деятель. Монументальная композиция представляла собой статую вождя высотой 2,4-2,5 м, установленную на высоком постаменте: квадратная в плане колонна со сложными выступами на двухступенчатом стилобате. Общая высота памятника — 7 метров. Фигура полуторанатурная, отлита из бетона на металлическом каркасе одним из заводов Московской области. Этот скульптурный портрет вождя относится к числу серийных, официально рекомендованных к установке, был одним из первых запущен в производство — в середине 1930-х, и выпускался до 1950-х. Из всех тиражируемых вариантов он является относительно малораспространённым, значительно уступая бетонным копиям других скульптур. Автор модели не установлен, по основным признакам — это упрощенный вариант популярной скульптуры Г.В. Нероды, которая отличается от рассматриваемой длиной шинели, лучшей детализацией и положением левой руки — не в кармане, а со свитком. Практика отхода от первоначальной модели была нормой на заводах-изготовителях, это привносило хоть и небольшую, но всё же оригинальность в изделия. Как пример — многовариантная композиция «Ленин и Сталин в Горках», самое популярное скульптурное изображение «отца народов», отливаемое сотнями экземпляров. В Белгороде она появилась после войны и эта скульптура тоже была «доработанной» относительно оригинала.
Первый памятник Сталину возводился силами отдела коммунального хозяйства Белгородского горисполкома. Каменный постамент для придания большей масштабности был облицован рельефной плиткой, сделанной по специальному заказу согласно проекту. Общая стоимость сооружения составила 20 тысяч рублей — сумма значительная, для сравнения — на озеленение города ежегодно ассигновались меньшие средства. После сооружения монумента планировалось комплексно благоустроить сквер, разбить цветники вокруг пьедестала, обновить скамейки — привести территорию в образцовый порядок.
По понятным причинам завершить намеченное не получилось. Памятник простоял всего лишь около года и даже не успел как следует запомниться довоенному поколению горожан. Разрушен немецкими солдатами в первые дни оккупации Белгорода. После освобождения оставался сильно повреждённый постамент без фигуры, который вскоре разобрали:
Как упоминалось выше, производство клонов этой скульптуры продолжалось и после войны. Почти все были демонтированы после развенчания культа личности. Однако, как минимум одна фигура сохранилась до наших дней и мы можем детально рассмотреть, что собой представляло каменное изображение тов. Джугашвили, столь недолгое время украшавшее наш город. Памятник обнаружен в селе Старый Икан, недалеко от г. Шимкент (Казахстан). Помимо того, что это копия с той же модели, интересна сама история его долгой жизни.
Скульптура была установлена в конце 1940-х у здания сельсовета и дважды избежала сноса. В 1961 г. этому массово воспротивились местные жители, устроившие организованную защиту памятника. Со временем он стал местным символом Победы, сюда ежегодно шли возлагать цветы в праздник 9 мая. Затем в 1989 г. в разгул Перестройки и в связи с переносом сельской администрации в новое здание монумент вторично подвергся опасности. Вскоре всю усадьбу бывшего сельсовета выкупили соседи — семья Ахметовых и бетонный Сталин перешёл в личную собственность.
Уже много лет окраской и ремонтом занимаются Ахметовы и Абдусамед Юсупов. Сегодня сельчане продолжают ухаживать за памятником, ведь без этого недолговечный пескобетон разрушится независимо от политической конъюнктуры. Недавно была установлена табличка с краткой биографией прототипа:
Alexander del SanchesS
http://sanchess-city31.livejournal.com/60435.html
Редакция сайта благодарит Alexander del SanchesSа за разрешение на размещение материала.
Реклама:
Белгородская транспортная компания «РЕАЛТРАНСКОМ» лидер в грузоперевозках. Доступные цены и скидки. Узнайте подробнее на realtranscom.ru
Короткая ссылка на эту страницу: