Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Архитектурный ансамбль центральной площади Белгорода (1)*

Alexander del SanchesS

clip_image001

О названиях. В качестве пролога.

Перед театром в клумбе установлен памятный знак, как бы отображающий эволюцию переименований и вроде бы оправдывающий её нынешнее название:

clip_image003

Вот оно, официальное мифотворчество и непроверенные данные от фонаря, высеченные на табличках. Анализируем. Конкретно эта территория если и использовалась как торг некоторое время, то официально так не упоминалась, а настоящая торговая (базарная) площадь в XIX-XX веках находилась северо-восточнее, фактически начинаясь у проспекта Славы. В веке XVIII это так же нереально, поскольку, как мы убеждаемся на планах выше, она была застроена. Причём отдельные административные деревянные дома находились здесь вплоть до сноса крепости.
Соборной она тоже не называлась, этот термин был закреплён за нынешним Свято-Троицким бульваром у перекрёстка с Богданкой. Использовался совместно с названием Соборной улицы. Насколько понятно из описаний XIX в., центральная площадь однозначного и официального названия не имела. Обыватели называли её части по разному.
Впервые название появилось в 1920 – «Жертв контрреволюции». В 1926 сократили до «Жертв Революции», и ещё через несколько лет до «площади Революции». В 2004 г. площади Революции «вернули историческое название» Соборной. Выводы делайте сами.

История планировки.

Ну, как водится, в хронологии. Нынешняя Соборная площадь, как таковая, появилась в конце XVIII в., после пожара и принятия плана регулярной застройки по Квасову. С этого момента начинается её непростой путь: было осушено озерцо, входящее до этого в одно из подворий находившихся на месте площади. Озеро ещё помнили старожилы во второй половине XIX века, а в годы революции следы его местонахождения в виде высокого уровня подпочвенных вод упоминаются в актах первых братских захоронений.

clip_image004

До этого большинство построек и храмы были деревянными. В целом это можно охарактеризовать как неорганизованныйсамострой посадской части Белгородской крепости, называемой «Большим городом». По новому плану на этом месте предполагалась торговая площадь со стационарными как бы сейчас сказали торгово-офисными комплексами на севере и востоке и базаром в центре. В статье А. Лимарова Красота регулярстваприведены основные планы застройки конца XVIII века, судя по их обилию и большой разнице в расположении элементов, работы по обустройству затягивались и окончательно планировка закрепилась только после сноса крепостных укреплений. На одном из планов территория нынешней Соборной площади помечена как «Большая площедь», при этом она должна была располагаться левее, с центром в районе Вечного огня, но на местности это оказалось неудобным и она была расширена. Ещё один из ранних планов вообще определяет «площедь» (16) на месте нынешнего парка Победы, на берегу Везёлки:

clip_image005

Здесь наиболее чётко просматривается, что запланированные как основное архитектурное обрамление полукруглые крылья каменных торговых рядов смешаны с храмами и расположены перед территорией женского монастыря (6). В действительности же такая компоновка была неудобной и существенно переработалась. Есть предположение, что проект каменных торговых рядов-ворот так же не реализовали, поскольку было бы глупо впоследствии заменить их на невзрачные одноэтажные домики, стоявшие на месте дома с офисом ВТБ до самой войны. 
Устойчивый облик площади сформировался лишь спустя столетие, к концу XIX века. К этому времени все здания были выполнены в камне, под базарную площадь отвели место к северо-западу от изначального плана. А здание торговых рядов, т.н. «Гостиный двор», было возведено выше, на месте областной администрации. Значительную часть пространства занял так называемый Новый Сквер, чётко деливший пространство на монастырскую площадь и торг.

clip_image006

В таком виде площадь, превратившаяся в широкий бульвар, пребывала достаточно долго без изменений, пока в довоенное время не были разобраны храмы женского монастыря и Георгиевская церковь. По периметру помимо культовых находились торговые здания, гостиничные номера, как правило помещения сдавались в аренду, в том числе городским властям.

clip_image008

С конца 1920, на протяжении 30-х гг. церкви планомерно уничтожались: кельи женского монастыря были перестроены под рабочий посёлок, сквер стал важным идеологическим объектом с соответствующими памятниками, его расширили за счёт немощёной обочины и территории снесённой Георгиевской церкви.

clip_image009

Ленинский сквер на площади по факту стал главной достопримечательностью. Здесь находились братские могилы, обелиски, памятник Ленину, доска почёта, было выполнено декоративное благоустройство аллей.
Первый за многие десятилетия план переустройства площади появился в 1934 г. Автором был архитектор П.Ф. Платонов, проект предусматривал радикальные изменения и масштабную застройку, но ввиду этой радикальности и дороговизны принят не был. Документов, детально описывающих проект, не сохранилось. Однако видимо этот план и предписывал на её окраине постройку большого почтамта, который был разрушен в войну.
В 1937 г. появился новый план, сохраняющий привычный ландшафт, но предполагающий строительство большого звукового кинотеатра на 750 мест, однако строительство так и не началось, ограничились реконструкцией сквера.
В 1945 г. без наличия генплана принято решение о вырубке сквера и создании большой проезжей площади, магистрально соединяющей все прилегающие улицы. Предполагалось построить здесь Триумфальную арку, перенести зелёную зону, однако и это не было выполнено, но сама идея легла в основу следующих проектов. 
В 1946 г. была принята «схема очерёдности и зонирования» арх. Н.Е. Иванова, никаких принципиальных изменений в планировку она не несла, но определяла тип и зоны новой застройки по прежней сетке улиц. По ней на площади отводилось место под здание горсовета.
До 1951 г. на площади ничего принципиально не менялось, затем был подготовлен проект С.И. Федорова, предполагавший ещё большее расширение площади, которая с учётом сквера была в два раза больше нынешней. А через год Курская областная комиссия при участии Федорова подготовила обновление, по которому на этом месте должны были быть снесены старые постройки, по периметру возведены административные здания, в качестве доминанты предполагалось масштабное здание клуба или театра, у фасада которого располагались бы тематические элементы малых форм. Сквер предполагалось расширить. Что вполне соответствовало уже начавшейся застройке 19 квартала. То есть при таком раскладе Свято-Троицкий бульвар бы сегодня занимал и всю площадь. 
Город активно застраивался типовыми двуэтажками, а горсовет всё откладывал на потом и триумфальную арку, и парк вокруг неё, и прочие варианты обустройства площади Революции. Всё изменилось с получением областного статуса. Место для общественного центра определили 30 января 1954 г., тут же было составлено задание, и ленинградские архитекторы уже к марту предоставили эскизы площади. А также подготовили проект здания горсовета и гостиницы, в случае с последней, за ось была принята расширенная улица Мира, что потребовало выпилить кусок сквера. Задел был создан и продолжен. Теперь стало очевидно — большому городу нужно просторное лобное место, что и было учтено группой проектировщиков во главе с архитектором В. Васильевым. 
Стоит отметить, что здание театра, не было включено в рабочий план, поскольку детализированная схема центра от Гипрогора (1955), предусматривала отдельную театральную площадь на пересечении Ленина-Кирова. Поэтому место монастыря некоторое время продолжал занимать «рабочий городок», а администрация не могла решить, что же более уместно возвести в таком панорамном месте. Эх… Если бы храмы не разрушили, а по примеру того же Курска устроили там тот же кинотеатр – глядишь и каким бы сегодня интересным мог быть проспект, с тремя площадями и храмом искусства вместо ободранной панельки «1000 мелочей»… 
Ввиду этих особенностей, застройки и трансформации территории, изначальной полной ансамблевости достичь было трудно, до конца не было единого плана, а стремительные изменения в архитектурных тенденциях сильно усложняли застройку, поскольку решением свыше была взята линия на упрощение форм. И как мы видим, жилые дома на ул. Попова и особенно на Театральном проезде коробчаты и скудно украшены, хотя по сути являются сталинками.

Историческая застройка

Проследим этапы развития территории площади по фотоматериалам за последнее столетие. Итак, начало ХХ века, панорамы с противоположных точек:

clip_image010
clip_image011

1943, известная панорамная фотография Кнорринга:

clip_image012

Та же улица Попова, крупным планом быв. Дом Самойлова, слева руины памятника Ленину:

clip_image014

А примерно так выглядела южная сторона, место снесённого монастыря, вплоть до начала 1960-х:

clip_image016

Полуразрушенное здание быв. Гостиного двора и пустырь:

clip_image018

На запад от сквера до самой Богданки всё состояло из сплошных развалин и подлежало первоочередной застройке. В самом сквере помимо братских могил времён революции, летом и осенью 1943 производились массовые захоронения погибших советских воинов, в том числе перенесённых из одиночных или неплановых могил по всему городу. До начала реконструкции из капитальных работ можно отметить лишь благоустройство сквера, произведённое в 1943-44 (установка обелисков, восстановление памятника Ленину, посадка деревьев), и в начале 50-х (замена статуи, комплексное благоустройство):

clip_image020
clip_image022

Современная застройка

Итак, после образования области, дело сдвинулось с мёртвой точки. 10 июня 1954 г. был заложен символический камень нового Дома Советов. С этого же времени параллельно ведётся строительство гостиницы. Именно эти здания в первую очередь должны были занять своё место. И от их пластического решения зависело каким будет весь ансамбль новой площади.

Дом Советов

Надо отдать должное Васильеву, поскольку в этом сооружении удалось совместить и монументальность, и строгость линий, и нетипичную для советского неоклассицизма сдержанность. Здание находится в верхней точке рельефа площади, занимает островное положение, доминирует над окружающими и служит композиционным центром.

clip_image023

Несомненным плюсом как ведущей точки является вышеупомянутая сдержанная форма. Именно это позволяет более свободно вписать прочие элементы без ущерба для восприятия в случае стилистических расхождений. Естественно это не касается радикальных и кичливых дизайнерских изысканий. Строительство было завершено в 1956 г. За годы своего существования никаких значительных изменений внешнего вида Дом Советов не претерпел.

Alexander del SanchesS

*- Полную версию статьи вы сможете просмотреть на сайте: http://sanchess-city31.livejournal.com/24178.html

 

Редакция сайта благодарит Alexander del SanchesSа за разрешение на размещение материала.



Кол-во просмотров страницы: 7200

Короткая ссылка на эту страницу:


Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: