Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Свято-Троицкий собор

Самое большое количество открыток было выпущено с видами мужского монастыря, которых известно свыше пятидесяти. Это можно объяснить тем, что в Белгород приезжало много паломников, чтобы приложиться к мощам Святителя Иоасафа. Особенно много открыток было выпущено разными издателями к торжествам открытия мощей, состоявшихся 4 сентября 1911 года. На них изображены: общий вид монастыря, Свято -Троицкий собор, Знаменская церковь, колокольня, покои Свт. Иоасафа, архиерейский дом, рака с мощами Свт. Иоасафа, интерьер Свято -Троицкого собора, братское кладбище, торжества открытия мощей Святителя Иоасафа. Также часто изображался мужской монастырь и на открытках общих видов города.

Особенно хорошо видно расположение всех зданий и построек монастыря на открытке анонимного издательства, выпущенной к 4-сентябрю 1911 года.

clip_image002[8]

Свято-Троицкий мужской монастырь. На переднем плане колокольня (1). За ней Свято-Троицкий собор (2). Слева от колокольни — иконно- книжная лавка (3). Справа — Знаменская церковь (4) . Слева от Свято-Троицкого собора — братское кладбище с часовней (5), Справа от Знаменской церкви — архиерейский дом (6) и покои Святителя Иоасафа (7). Справа за монастырской оградой — улица Георгиевская (ныне 50-летия Белгородской области), Базарная площадь, Преображенский бак (8), Преображенская церковь (9). Вдалеке — Новое русское кладбище (10).

Монастырь получил свое название от главной соборной Свято-Троицкой церкви, построенной одновременно с основанием города в 1596 году и представлявшей собой небольшую деревянную церковь. В 1667 году, по указу царя Алексея Михайловича, Свято-Троицкий храм получил статус кафедрального собора. В 1690 году заложили каменный Свято-Троицкий собор. В 1707 году он был освящен митрополитом Иустином.

В 1760 году епископ Иоасаф (Миткевич) начал постройку каменной колокольни, взамен старой, обветшавшей. Строительство было завершено при епископе Аггее (Колосовском).

В 1833 году кафедральный Свято-Троицкий собор был обращен в общежительный мужской монастырь второго класса. В состав монастыря вошли Свято-Троицкий собор и архиерейский дом, которые были обнесены оградой с башнями. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Иоасаф (в миру Иосиф Минаков).

clip_image004[4]

Мужской монастырь. Слева виден купол Покровской церкви.

clip_image006[4]

Вид на мужской монастырь со стороны ул. Георгиевской (ныне 50-летия Белгородской области). Слева колокольня (1) и перед ней купол Знаменской церкви (2). Посередине — покои Св. Иоасафа. За ними — Свято-Троицкий собор (4). Справа здание в котором проживали монахи (5).

К юго-востоку от Свято-Троицкого собора, в монастырской ограде, находилась каменная Знаменская церковь с деревянным сводом. Построение ее было вызвано необходимостью иметь в монастыре вместительную теплую церковь. Сюда же ходили к богослужению и воспитанники семинарии, располагавшейся напротив монастыря и не имевшей собственной домовой церкви.

Знаменская церковь была построена и освящена 10 ноября 1835 года при настоятеле Елпидифоре. (Бенедиктове). В ней было два престола: главный — во имя Знамения Пресвятой Богородицы и южный придел во имя Св. Николая.

clip_image008[4]

Знаменская церковь мужского монастыря

clip_image010[4]

Знаменская церковь мужского монастыря.

Третья церковь монастыря — домовая. Размещалась в настоятельских покоях. В 1864 году в южной стороне покоев была устроена новая домовая церковь во имя Св. Тихона Задонского. При этой церкв. в дальнейшем стала размещаться часть ризницы и монастырская библиотека, в которой насчитывалось около 1500 книг духовного содержания.

clip_image012[4]

Покои Святителя Иоасафа.

clip_image014[4]

Покои Святителя Иоасафа.

В год рождения Святителя Иоасафа в 1705 году при митрополите Иустине началось строительство здания, в котором впоследствии находились покои Святителя. Строительство было закончено 1707 году. В новом помещении митрополит разместил архиерейские кельи. И в них открыл небольшую домовую церковь в честь Преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Ко времени открытия мощей Свт. Иоасафа в 1911 году, его покои, кроме внутренней отделки, сохранились в неизменном виде. Этому способствовало то обстоятельство, что, когда покои оказывались тесными, то их расширяли не переделками, а пристройками с юга, где постепенно и построился архиерейский дом, вплотную примыкавший к ним.

В святительских покоях было семь комнат. По парадной лестнице, с замечательными лепными украшениями, через прихожую, попадали в зал, потолок и откосы зала были расписаны картинами из жизни Святителя. Из зала, через гостиную, входили в небольшую церковь им. Святителя Иоасафа и Преподобных Антония и Феодосия Печерских, которая была освящена 15 апреля 1914 года. В боковых комнатах хранились грамоты с собственноручными подписями святителя Иоасафа.

Покои посещало множество людей. В отдельные дни, особенно летом, через них проходило до шести тысяч человек.

В 1906 году произвели ремонт Свято-Троицкого собора и устроили в нем калориферное отопление.

В 1908 году в главном алтаре собора оборудовали кафедру Белгородского епископа.

Кроме главного алтаря в соборе было два придела. Южный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1750 году при епископе Иоасафе (Горленко). В юго-западной стороне собора находился второй придел — во имя Страшного Суда Божьего. Он был построен над склепом, в котором до 4 сентября 1911 года стоял гроб с мощами Святителя Иоасафа, по его завещанию и на деньги родного брата, полтавского полковника Андрея Андреевича Горленко.

Свято-Троицкий собор представлял собой красивое крестообразное здание по 15 саженей (32 м) в длину и ширину и 20 саженей (42,67 м) в высоту. Над серединой храмового здания возвышался огромный купол, с прорезанными в нем вместо окон, нишами, в которых были установлены изображения двенадцати апостолов, и с четырьмя меньшими куполами.

clip_image016[4]

Белгород. Свято -Троицкий собор.

clip_image018[4]

Белгород. Мужской монастырь.

Отдельно от собора на расстоянии 9 саженей и одного аршина (19Ю91 м) стояло огромное здание соборной колокольни, 20 аршин (14,22 м) в длину и ширину и 65 аршин (46,23 м) в высоту. Оно состояло из четырех ярусов, сужающихся кверху, с красивыми колоннами. На четвертом восьмигранном ярусе колокольни были часы с боем.

clip_image020[4]clip_image022[4]

Белгород. Мужской монастырь. Собор и колокольня мужского монастыря.

Через нижний ярус шел главный вход в монастырь. В третьем ярусе размещалось десять колоколов разного размера. Большой праздничный колокол весом 1022 пуда был вылит в декабре 1865 года на деньги потомственного почетного гражданина Белгорода Николая Ивановича Чумичева на заводе Н. Т. Рыжковой мастером М.А. Ольховиковым в Харькове.

Один из колоколов был отлит в 1752 году во время епископского служения на Белгородской кафедре Святителя Иоасафа.

Монастырская братия размещалась в двух отдельных корпусах. Помимо этих построек в монастыре имелись: свечной завод, построенный в 1905 году, и две иконно-книжные лавки — одна старая, а другая — новая, построенная 1 в 1910 году рядом с колокольней, лицевой стороной к монастырю, одноэтажная, крытая железом, с комнатой для послушника.

clip_image024[4]clip_image026[4]

Белгород. Колокольня мужского монастыря. Белгород. Свято-Троицкий собор.

По наличию или отсутствию изображения этой лавки на открытке можно приблизительно датировать ее (до 1910 года или после).

В Свято-Троицком соборе находились две главные, особо почитаемые святыни: чудотворная икона Николая Ратного и нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко).

Икона Николая Ратного располагалась в стенном иконостасе на левой стороне главного алтаря Свято-Троицкого собора. Ежегодно 5 мая чудотворная икона крестным ходом из Белгородского монастыря переносилась на место своего первого нахождения в село Устинку, где оставалась до 10 мая и 11 мая обратно приносилась в Белгород.

Согласно древнему преданию, эта икона спасла жителей Устинки от набега татар. В начале XVIII века около села находилась Коренская пустынь. Во время одного из набегов крымские татары хотели напасть на пустынь и перешли по длинной плотине через реку Корень. Настоятель обители взял из Церкви образ Св. Николая, вышел со всей монастырской братией к ним навстречу и начал молебен. Татары были так поражены зрелищем, что бросились бежать. Многие упали с плотины в воду и утонули, остальные скрылись в степи.

Крестный ход начинался от Свято-Троицкого собора и проходил по улице Соборной (ныне Свято-Троицкий бульвар) и императора Николая II (ныне Гражданский проспект) в сторону вокзала. Перед вокзалом процессия поворачивала направо, переходила железную дорогу и выходила к Песчанскому мосту. Перейдя мост, попадала на Волчанскую дорогу и по ней двигалась в село Устинка.

clip_image027[4]

Улица Императора Николая II-го. (Вид со стороны вокзала)

Слева вдалеке Введенская церковь (1). Справа Успенская (Михайловская) церковь (2). За ней купол Смоленского собора (3). Справа Преображенский бак (4), Преображенская церковь (5), мужская гимназия (6). Слева дом Боткиных (7). Рядом с ним усадьба Ребиндеров (8).

Другой высокочтимой святыней монастыря были нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Святитель Иоасаф был погребен в приготовленном по его указу в юго-западной стороне Свято-Троицкого собора небольшом склепе-пещере, над которым находился придельный престол во имя Страшного суда.

Настоятель монастыря епископ Белгородский Иоанникий собрал средства на изготовление драгоценной раки для мощей Свт. Иоасафа и сделал заказ на разработку ее проекта академику архитектуры В. Покровскому. Эскиз раки и сени были представлены Императрице Александре Федоровне . Рассмотрев чертежи и рисунки, она написала на проекте: «Одобряю. Александра. 5 мая 1910 года». По составленному проекту фирма Хлебникова в Москве изготовила раку для мощей Свт. Иоасафа и сень к ней. На изготовление раки пошло 8 пудов, 2 фунта серебра (131,86 кг) На ней возвышалась изящной художественной работы сень. Мощи Свт. Иоасафа находились в кипарисовом гробу, в раке, в левой стороне храма.

clip_image029[4]clip_image031[4]

Рака с мощами Святителя Иоасафа. Рака с мощами Святителя Иоасафа.

Важнейшим событием как в истории Свято-Троицкого монастыря, так и во всероссийской церковной жизни является свершившееся 4 сентября 1911 года торжественное прославление Святителя Иоасафа, причисление его к лику святых православной церкви и открытие покоящихся в монастыре мощей для всенародного поклонения.

На докладе, к которому был приложен и акт освидетельствования мощей, Николай II написал: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепятся в державе Российской преданность праотеческому Православию к благу всего народа Русского. Приемлю предложения Свт. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».

Св. Синод постановил поручить митрополиту Киевскому вместе с архимандритом Курским и его викариями совершить 4 сентября 1911 года торжественное открытие мощей Святителя Иоасафа.

22 декабря 1910 года, рассмотрев доклад о подготовке к празднику открытия мощей Свт. Иоасафа, дума постановила: перемостить улицы Императора Николая II (ныне Гражданский проспект), Ново-Московскую (ныне проспект Б. Хмельницкого), Садовую (ныне Проспект Славы) и замостить Соборную (ныне Свято-Троицкий бульвар) улицу и площадь против женского монастыря (ныне Соборная площадь). 1 апреля 1911 года император Николай II приказал выдать ссуду городу Белгороду на замощение улиц и площадей в размере 75 тысяч рублей . Заслушав доклад управы о мощении улиц Белгорода, о получении разрешения на перевозку по льготному тарифу 800 вагонов камня, дума постановила: поручить управе приступить к мощению улиц Введенской (ныне князя Трубецкого), георгиевской (ныне 50-летия Белгородской области), Шереметевской (ныне Преображенская, части Базарной площади.

clip_image033[4]

Белгород. Вид на мужской монастырь.

Площадь перед женским монастырем (ныне Соборная). На телеге привезли камень для мощения площади. Слева — мужской монастырь. Справа — новый сквер и за ним Тихвинская (Георгиевская) церковь. Снимок сделан в 1911 году.

clip_image035[4]

Белгород. Общий вид мужского монастыря.

На переднем плане кучи песка и камня для мощения Соборной (Свято-Троицкий бульвар) улицы. Дальше колокольня, Знаменская церковь и собор мужского монастыря . Снимок сделан в 1911 году.

На торжества в Белгород приехало около двухсот тысяч человек . Тихий провинциальный городок превратился в большой шумный город. Начиная с 30 августа, в город стали прибывать крестные ходы. Их было около двадцати из разных мест России. Особенно многолюдны были крестные ходы из Грайворона и Обояни. Прибывших гостей необходимо было разместить. На северной окраине Белгорода для паломников было устроено огромное временное поселение. Там построили несколько деревянных бараков и разбили более двух тысяч палаток. Всего в этом стане в палатках, бараках и прямо на открытом воздухе около ста тысяч человек. Поселения паломников были и на других окраинах Белгорода.

Прибывших людей надо было и накормить. Существующие трактиры и столовые не могли обеспечить всех прибывших пищей. Поэтому во временных поселениях пищу готовили солдатские походные кухни.

Открытка с палатками.

Торжественные богослужения начались в Свято-Троицком монастыре уже 30 августа. 2 сентября, во время начавшейся в 9 часов утра литургии, которую совершал преосвященный Никодим, в Белгород прибыли и проследовали в монастырь Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елизавета Федоровна.

clip_image037[4]

Зон Карл Рудольф. Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны

clip_image039[4]

И. Е. Репин. Портрет Великого князя Константина Константиновича.

По окончании всенощного бдения, храм на всю ночь оставался открытым. Богомольцы прикладывались к мощам. Многие тут же получали исцеление.4 сентября, в воскресенье, по окончании литургии гроб вынесли из алтаря, поставили посередине собора, и начался молебен. Затем гроб установили на носилки, крестным ходом вынесли из храма и обнесли вокруг всего монастыря.

За духовенством шли Великий князь Константин Константинович, Великая княгиня Елизавета Федоровна, ряд высокопоставленных лиц и представителей местной администрации во главе с губернатором Гильхеном. В третьем часу процессия возвратилась в собор. Гроб с мощами Святителя вставили в серебряную раку, находившуюся в левой придельной стороне храма.

Издателем А.А. Вейнбаумом была выпущена серия открыток, посвященных открытию мощей Свт. Иоасафа, на которых изображены описанные выше события.

clip_image041[4]

Белгород. 4 сентября 1911 год.

clip_image043[4]

Белгород. 4 сентября 1911 год.

clip_image045[4]

Белгород. Крестный ход.

clip_image047[4]

Белгород. Крестный ход.

4 сентября 1911 года состоялось чрезвычайное заседание городской Думы, на котором присутствовал Великий князь Константин Константинович. Городской голова И.Г. Муромцев предложил послать телеграмму Императору Николаю II и обратился к Великому князю с просьбой принять звание «Почетный гражданин Белгорода», на что Константин Константинович дал свое согласие. После этого городской голова и все гласные отправились на вокзал провожать отъезжающего из Белгорода Великого князя.

clip_image049[4]

Белгород. 4 сентября 1911 год.

Константин Константинович Романов (1858-1915) — Великий князь, военный и государственный деятель, генерал от инфантерии, генерал-адъютант, поэт (К.Р.), почетный член Петербургской Академии наук по разряду изящной словесности. Почетный гражданин Белгорода.

В общей сложности торжества в Белгороде продолжались целую неделю с 2-го по 9 сентября . Сотни тысяч людей прошли в этот день возле гроба с мощами Свт. Иоасафа. Очередь тянулась длинной цепью, опоясывая собор несколько раз. Такого наплыва паломников Белгород не видел за всю свою историю.

Из книги А. Ткаченко «Сердечный привет из Белгорода».



Кол-во просмотров страницы: 17412

Короткая ссылка на эту страницу:


2 комментария к записи “Свято-Троицкий собор”

  1. Руслан:

    Открытка «Белгород. Крестный ход.», представленная в серии из четырех открыток, не имеет отношения к открытию мощей Свт. Иоасафа. На заднем плане театр «Орион», таким образом запечатлен крестный ход с иконой Николая Ратного (на обратном пути в монастырь).

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: