А. Крупенков.
(По И. Кулегаеву)
Общежительный мужской монастырь
(Свято-Троицкий мужской монастырь)
(Не сохранился. Находился в квартале: проспект В. И. Ленина ( ныне Св. Троицкий бульвар — ул. Фрунзе (ныне пр. Славы), ул. Богдана Хмельницкого — ул. Чернышевского (ныне ул. 50-летия Белгородской области ).
а) Главный престол в главной церкви (во дворе) во имя св. Троицы, с южн. стороны во имя Богоматери и третий — над гробом св. Иоасафа — во имя Страшного Суда. Храм этот начат постройкою в 1690 г. Освящен в 1707 г. В нем почивают нетленные мощи св. Иоасафа. В этом же храме чудотворная икона св. Николая Ратного, перенесенная в 1765 г. из упраздненной Коренной Пустыни (село Устинка Белг. у., в 30 верстах от Белгорода, куда ежегодно совершается крестный ход 5-го мая, возвращающийся в Белгород 10—11 мая). В монастырской ограде на востоке стоит архиерейский дом (часть верхнего этажа деревянная), построенный епископом Владимиром; другая часть дома осталась нетронутою вместе с лестницею во втором этаже.
Эта главная церковь монастыря в начале истории Б. была в крепости соборною. В 1751г. По исправлении ветхих частей (прогнила почти вся крыша) была вновь освящена еп. Иоасафом Горленко. Вновь освящена после перестройки верхов еп. Аггеем в 1782 г. Еп. Сергием вновь обновлена и освящена в 1864 году. Наконец, последний ремонт (в теперешнем виде ) произведен был в 1897-98 годах при преосвященных Ювеналии и Лаврентии; последний в 1899 году и освятил отремонтированный храм . Между прочим, в стенах этого храма есть ходы с лестницами, ведущие под землю; предполагают, что отсюда можно было во время осады пробраться к р. Везелке за водой.
Дата 1860 г. относится только к нынешнему каменному зданию; из других же документов известно, что до того времени была около ста лет назад деревянная соборная крепостная церковь, которая ветшала, уничтожалась и снова возобновлялась несколько раз. Можно положительно сказать, что этот Троицкий храм, как крепостная церковь, был построен одновременно с основанием города в 1593 году. При учреждении в Б. Епархии этот храм в 1667 г. был возведен на степень кафедрального собора; такое назначение ему было указано царем Алексеем Михайловичем , пожертвовавшим ему серебро-вызолоченный крест с надписью, сохранившеюся и до сего времени. Для помещения митрополита и его клира был отведен бывший воеводский дом (часть теперешнего архиерейского). Придел во имя Страшного Суда сооружен в 1755 г. родным братом св. Иоасафа, полковником Андреем Андреевичем.
б). На юго-восток от соборной церкви стоит (выходя боком на Соборную улицу) церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, каменная с деревянным сводом (как бы сокращенный Знаменский собор в г. Курске). Она была сооружена стараниями архимандрита Елпидифора как теплая и освящена ей. Илиодором в 1835 г. В ней два престола: главный во имя Знамения, и южный придел, перенесенный с хоров, имеющихся в западной части, во имя св. Николая.
в). Домовая архиерейская церковь сооружена в честь свв. Антония и Феодосия в 1706—8 г.; потом она упразднялась и вновь возобновлялась. В настоящем виде с престолом уже в честь св. Тихона Задонского она существует с 1864 г. (устроена из келий еп. Сергием).
На монастырской колокольне лучшие старинные колокола; большой в 1100 п[удов] пожертвован купцом Н. Чумичевым.
Женский келлиотный монастырь.
(Белгородский Рождество-Богородицкий женский монастырь)
(Не сохранился. Находился на месте нынешнего областного драматического театра имени М. С. Щепкина)
Монашествующих около 800 человек, занимающихся отделкою икон, приготовлением искусственных цветов, писанок, вышиванием и т. п.
В городе две церкви. Монастырь основан в 1622 г. Аполлинарией Прытковой. Первое время монашествующие бедствовали; так в 1673 г. игумения просила у царя Алексея Михайловича соли и ей пожаловано было 5 пудов. В 1717 году митрополитом белгородским Иларионом монастырю была пожертвована лесная дача (теперь существует под названием «Лога» в 7 верстах от Б. на север), стали помогать горожане (граф Чернышев, купцы) — и монастырь оправился. В нем были в заключении ветковские раскольницы (в 1766 г.)?, с 1803 г. грузинская царица Мария с дочерью Тамарою.
Существующие в настоящее время церкви монастыря:
а) внутри ограды (круглая) — сооружена горожанами в 1820 г. в честь Рождества Богородицы, с приделами: южным — в честь великомуч. Екатерины и северным — в честь св. Алексея;
б) на с.-в. углу ограды теплая церковь во имя Зачатия св. Анны; построена в 1838 г. средствами купца Николая Чумичева; приделы в ней: с южной стороны — во имя Корсунской Божией Матери, а с сев. — во имя великомученицы Екатерины.
В «Логу» монастыря имеются две церкви (там около 10 келий с более чем 50-ыо монашествующих): холодная во имя Корсунской Божией Матери, построенная в 1832 году, и теплая во имя Нерукотворного образа Спасителя, построенная в 18G6 году на средства монастыря и благотворителей.
В «Лог» ежегодно, по нескольку раз за лето из монастыря совершаются крестные ходы с явленною иконою Корсунской Божией Матери (в холодной церкви «Лога» колодец, на котором и явилась эта икона). Особенно торжественны эти ходы 16 августа и 9 октября, когда идет почти весь женский монастырь.
Хорошие колокола и художественный звон монашенок.
Смоленская соборная церковь (двухэтажная)
Улица Смоленская
(Реставрирована в 1992 г. Ул. Фрунзе (ныне пр. Славы).
Построена в 1737 году прихожанами на месте сгоревшей деревянной, которая была построена в 1705 г. В этом храме древняя чудотворная икона Смоленской Богоматери, стоявшая и нише ворог крепости белгородской (здесь оканчивалась степи Белгорода). В ста шагах от церкви, на бульваре, каменная часовня, созданная в 1903 году купцами Мачуриными на месте древней деревянной с колодцем, куда от времени до времени переносят чудотворную икону для совершения молебствий. В Смоленском соборе престолы:
а) в верхнем этаже — в честь ап. Петра и Павла и
б) в нижнем — в честь Смоленской Божией Матери и Архистратига Михаила.
Успенско-Николаевская соборная церковь
(ул. Пушкина, 19)
Построена старанием прихожан и содействием Петра I, пожертвовавшего 100 рублей. (На фронтоне доска). Существует предание, что строили солдаты белгородского гарнизона. В холодной (летней) ее части старинный, чрезвычайно искусной резьбы иконостас; колокольня заметно для глаза наклонная с бойницами. Престолы:
а) главный — в честь Успения Б[ожией] М[атери],
б) во имя св. Николая (в теплой) и св. Иоанна Предтечи. Прихожане — жители бывшего пригорода Жилой.
Тихвинская (Георгиевская) церковь
Соборная площадь
(Не сохранилась. Находилась на месте нынешней гостиницы «Белгород»)
Построена в 1761 г. старанием белгородского губернатора Г. И. Шаховского. Обязательными прихожанами были сначала чиновники губернской администрации (по переименовании Б. в уездный город). Престолов три:
а) главный — во имя Тихвинской Б. М,.,
б) во имя влкмч. [великомученика] Георгия и
в) во имя ап. Филиппа.
В 1911 г. возведена купцом Фроловым новая ограда.
Преображенская церковь (двухэтажная)
(ул. Танкиста Попова, 11)
Второй этаж — хоры с двумя престолами в честь жен Мироносиц и Богоявления — построена в 1813 году в византийском стиле, напоминает извне храм св. Софии в Константинополе. Внизу три престола:
а) главный — в честь Преображения Господня,
б) в честь Знамения Б. М. и
в) во имя пророка Ильи.
Покровский храм. Современный вид.
Фото с сайта http://russian-church.ru/
Улица Батальонная
(ул. Пушкина, 19)
Построена на средства прихожан в 1791 году. Главный престол во имя Покрова Пр. Богородицы, южный и северный приделы во имя св. Митрофания и Тихона Задонского.
Успенская (Михайловская) церковь
Улица Михайловская
(Не сохранилась. Находилась на углу нынешнего проспекта имени В. И. Ленина и ул. Кирова (ныне ул. им. Белгородского полка).
Построена в 1817 году средствами прихожан и купца Николая Чумичева. Три престола: главный — в честь Успения Пр. Богородицы, южный и северный — во имя архангела Михаила и во имя влкмч. Варвары. По внешней архитектуре — наиболее изящная церковь, по стройности контуров напоминает киевский храм Андрея Первозванного. В последние годы внутри хорошо расписана копиями с лучшей церковной живописи (копии с картин Неведомского, Васнецова и проч.). Над царскими вратами имеется икона Успения, которая торжественно на широкой ленте спускается но время всенощного бдения под 15 августа. В ограде есть озеро, теперь сильно загрязнившееся, но когда-то с чистою водою (родники) и, по преданию, лечебною. Легенда, ни на чем не основанная, говорит, что на месте озера была церковь, опустившаяся под землю в один из набегов татар. К этой церкви приписана мещанская. Н. Чумичева богадельня (на противоположном углу ул. Императора Николая II)
Владимирская (Сергиевская ) церковь
Улица Сергиевская
(не сохранилась. Находилась на углу нынешних улиц Коммунистической ( ныне Преображенской) и Кирова (ныне ул. им. Белгородского полка)
Построена в 1792 году средствами прихожан. Состоит из двух частей (передняя была прежде теплою). В восточной половине (летней) главный престол — в честь Владимирской Божьей Матери, второй во имя Сергия Радонежского; в западной половине (в виде домовой церкви) во имя чуда архистратига Михаила п во имя мч. [мученицы] Софии и трех ее дочерей. В ограде, засаженной деревьями, остатки вала или окопа.
Николаевская кладбищенская церковь (с 1962 г. — Николо-Иоасафовский собор) Современный вид. Фото с сайта http://russian-church.ru/
Кладбищенско-Николаевская церковь.
Улица Старо-Московская
(Улица Танкиста Попова. Старое городское кладбище)
Построена в 1799 г. средствами горожан; бесприходная. Два отделения: в восточной части (летней) главный престол во имя св. Николая, южн. и сев. во имя свщмч. Харлампия и пр. Иоанна Многострадального, четвертый (в теплой) — во имя Иоанна Предтечи.
Введенская церковь.
(Не сохранилась. Находилась на углу нынешнего проспекта имени В. И. Ленина (ныне Гражданский пр.) и ул. Воровского (ныне ул. Кн. Трубецкого).
Построена в 1777 г. средствами прихожан. Состоит из двух частей: южной (бывшей зимней) и северной (бывшей летней), соединенных арками. В ней, в одной из ниш, прежде помещалась статуя Спасителя в багрянце и терновом венке, сделанная довольно грубо; показывалась она обыкновенно в страстную субботу. При ремонте церкви в конце прошлого столетия нашли в стене старинное евангелие и некоторые богослужебные принадлежности.
Параскево-Пятницкая (Николаевская, Женского епархиального училища) церковь.
Улица Нижне-Никольская
(Не сохранилась. Находилась на ул. Пугачева, территория нынешнего консервного комбината)
Построена в 1768 году, средствами граждан на том месте, где повелением царя Бориса Годунова в 1599 г. был создан Николаевский мужской монастырь с деревянною церковью. Монастырь упразднен в 1843 г.; в том же году в зданиях монастыря открыто духовное уездное училище (бурса), которое переведено в помещение семинарии в 1883 г. (после перевода последней в Курск); после того в зданиях помещена была епархиальная богадельня. Некоторое время здания упраздненного монастыря сдавались в аренду местной артиллерии. В 1907 году все помещения после солидного ремонта отданы под женское епархиальное-училище. Поместье очень большое, на возвышении в квартале; обнесено старинною исковою стеною с башнями по углам. Во дворе при раскопках попадаются фундаменты кирпичной кладки и монеты. Был большой архив упраздненного монастыря, по или растаскан, или попорчен. В церкви есть две большие (за клиросами) иконы: св. Николая (сооруженная в царствование Александра I в 1803 г.) и Божией Матери. Последняя в прежнее время, летом, часто переносилась на колодец сл. Покровской (Подбелинской). В середине прошлого столетия в этом же храме помещался большой крест, обретенный на Кошарах (теперь он постоянно там находится, а в Николаевской церкви его копия с хорошим письмом). В этой церкви было много старинных богослужебных книг (конца и середины XVIII века) и рукописных квадратных нот (наследство монастыря), старинные облачения и богослужебные предметы. Престолы во имя св. Николая и влкмч. Параскевы. Два отделения — летнее и зимнее. Последнее в виде домовой церкви приделано для учеников духовного училища уже в XIX в., теперь же в нем служб не совершается.
(Не сохранилась, Находилась на углу улиц Литвинова (ныне Белгородский пр.) и Калинина)
Построена в 1777 г. прихожанами; престолы: в честь Петра и Павла, в честь Казанской Б. М. и в честь Богоявления Господня.
Трехсвятительская (новая, в Савине)
Улица Троицкая (Трехсвятительская)
(Не сохранилась, Находилась на углу нынешних улиц Октябрьской и Раздольной)
Построена в 1874 году па средства купца Федора Морозова. Есть хорошая живопись учеников академии. Престолов три: во имя трех святителей (Василия Великого,. Григория Богослова и Иоанна Златоуста), св. Андрея Первозванного и Федора Тирона.
Церковь в мужской гимназии (Евгеньевская)
(ул. Коммунистическая, 78 ( ныне Преображенская ); правая часть здания нынешнего факультета Всесоюзного заочного финансово-экономического института (ныне Социально-теологический факультет БелГУ )
В честь св. Евгении.
(Не сохранилась. Находилась на нынешнем проспекте имени В. И. Ленина (ныне Гражданский пр.) между ул. Б. Хмельницкого и Чернышевского(ныне ул. 50-летия Белгородской области).
При духовном училище была церковь, упраздненная еп. Питиримом, когда в Б. были учреждены параллельные классы Курской духовной семинарии. Алтарь ее остался закрытым, а помещение отдано под классы.
Духовно-просветительский центр во имя святителя Иоасафа (Бывшее здание Римско-Католического костела) Фото с сайта Белгородской и Старооскольской епархии.
Римско-Католический костел
(ул. Воровского, 92 (ныне ул. Кн. Трубецкого).
Римско-католический костел сооружен с квартирою для ксендза в 1907 году на средства местных католиков поляков.
Улица Сергиевская
(Не сохранилась. Находилась на углу нынешних улиц Коммунистической (ныне Преображенская )и Воровского (ныне ул. Кн. Трубецкого)
Еврейская молельня существует с прошлого столетия.
А. Крупенков. Из сборника «Старый Белгород».
Примечание : фото в материал вставлены редакцией сайта
Короткая ссылка на эту страницу: