Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Шел бой за наш рубежный город…

Любовь ХРОМЫХ.

Тамара САВЧЕНКО.

clip_image002

Советские войска вступают в Белгород. 5 августа 1943 г.

Большая победа складывалась из тысяч малых. Из них она выросла, ими вдохновлялась. И пусть для кого-то освобожде­ние Белгорода является одной из тысяч славных страниц Великой Отечественной, но для его жителей, и тогдашних, и нынешних, именно эта победа является самой главной…

5 августа 1943 года. Из опе­ративной сводки Совинформбюро: «Наши войска после ожесточённых уличных боёв овладели городом и железно­дорожным узлом Орёл. Севе­ро-западнее, южнее и юго-западнее Орла наши войска за день боёв заняли свыше 30 населённых пунктов. Того же 5 августа наши наступающие войска после упорных боёв ов­ладели городом Белгород. В боях за освобождение Орла и Белгорода отличились…». А дальше, как всегда размеренно и с расстановками твёрдый го­лос Левитана перечислил ко­мандующих войсками, которые первыми ступили на землю двух освобождённых русских городов. Официальная сводка, лишённая эмоций. Боль и го­речь от картины разрушенных городов, так же, как и радость от победы, здесь были неумес­тны. Зато они звучали в много­численных воспоминаниях и письмах освободителей.

Г.Середа, командир 267-го гвардейского стрелкового пол­ка 89-й гвардейской стрелко­вой дивизии, полковник в от­ставке, вспоминал о жестоких боях, которые проходили вдоль шоссе Белгород-Курск и на корочанском направлении. Советские войска перешли в контрнаступление. Под удара­ми гвардейских батальонов немцы, бросая орудия и ране­ных, оставили Сабынино, Бе­ломестное, Покровку. «Все по­нимали, что впереди старин­ный русский рубежный город. Отсюда не один раз уходила военная рать на защиту род­ных русских земель от полов­цев, татарских полчищ и дру­гих иноземных захватчиков».

Первыми в Белгород ворва­лись подразделения 270-го гвардейского стрелкового пол­ка 89-й гвардейской стрелко­вой дивизии, а затем — части 305-й стрелковой дивизии. С восточной стороны в оборону противника врезались подраз­деления 3-й стрелковой диви­зии 7-й гвардейской армии.

При штурме города широко использовался опыт уличных боёв в Сталинграде. Солдаты разбивались на мелкие штур­мовые и блокирующие группы, устраивали засады в тылу вра­га, обходили его с флангов. Именно такая тактика, по сло­вам командира 89-й гвардейс­кой стрелковой дивизии пол­ковника М.Серюгина, соединённая с воинской дерзостью и находчивостью, позволила « захватить врасплох штаб немецкого полка.

К15 часам враг отброшен за Везёлку, а к вечеру город был ( полностью очищен от противника, который с потерями, бро­сая раненых, отступил на юг по долине Северского Донца. Страшное зрелище открылось глазам солдата-освободителя. Вот каким увидел Белгород замполит 89-й гвардейской стрелковой дивизии П.Гордиенко: «Мрачная картина предстала перед нами: ранее цветущий старинный город Белгород лежал в развалинах, Такие здания как вокзал, библиотека, депо и другие были стёрты с лица земли…». Военный корреспондент Ю.Жуков писал из только что освобождённого города: «Перед нами белгородский вокзал, так хорошо знакомый всем, кому приходилось в мирные годы ездить поездом на крымские или кавказские курорты. Мы все помним, какой это был чистенький аккуратный вокзал, какой порядок царил в его за­лах, как гостеприимно встреча­ли пассажиров в его буфете. Сейчас здесь все мертво. Тре­щит под ногами битое стекло. Тянет гарью и пороховым ды­мом. Лежат на перроне еще не убранные трупы. Среди скру­ченных взрывами рельсов зия­ют свежие воронки. За вокза­лом горят дома, подожжённые отступающими фашистами».

Вторят ему строки письма Ге­роя Советского Союза, коман­дира танка В.Чхаидзе, который писал родным в Москву вскоре после освобождения Харькова: «…Я побывал во многих горо­дах и, в том числе, в Белгороде, который произвёл на меня ог­ромное впечатление. Знаешь, мама, я всего ожидал, но то, что увидел, просто потрясло меня. Что эти гады сделали! Во всём городе осталось только три-четыре целых дома (двухэтаж­ные) и собор. Харьков постра­дал меньше, правда, и здесь много домов выгорело и по­вреждено, но хоть стены оста­лись целые, а в Белгороде и стен нет…». Из 3420 жилых до­мов не уцелел ни один. Многие из них были разрушены до ос­нования. Город, до войны насчи­тывавший 34 тысячи населения, практически вымер. Встречать освободителей вышли те, кто уцелел, -150 человек…

Тот же П.Гордиенко вспоми­нает: «На митинг, проводимый нами 6 августа, собралось не более 150 человек. Это все, что ещё сохранились в городе. Слезами радости встречали нас белгородцы, и дети — Надя Кравченко и Женя Заблукова — в знак благодарности препод­несли нам чудом сохранивши­еся цветы…».

Навсегда запомнил встречу с жителями города и командир пулемётного взвода 267-го стрелкового полка 89-й Белго­родско-Харьковской дивизии А.Савин: «Ту теплоту и душев­ность, какую жители города

проявляли к нам, воинам, труд­но описать. Родные встречали родных. Помню группу женщин в Супруновке. Как нежно встре­чали они нас, загорелых и за­пылённых, как радовались без­мерно нашему приходу, как скромно угощали они нас кто чем мог, с каким добрым напут­ствием, по-матерински обни­мая, провожали они нас в труд­ный, ещё далёкий путь».

А некоторое время спустя командира Савина вызвали в штаб батальона, стоявшего тогда под Кировоградом. Он уже приготовился к нахлобуч­ке, а оказалось, это белгород­цы прислали письма и посылки своим освободителям. «Много и многим писали белгородские девушки. Много славных пар­ней не осталось в живых, а живые возвеличили славу ди­визии, она, как наказывали белгородцы, по-прежнему была в числе первых советских дивизий, успешно форсировав­ших Днепр, громивших Ясско- Кишинёвскую группировку противника, ломавших сильно ук­реплённую оборону фашистов на Висле, захвативших плац­дарм на Одере, 89-я гвардейс­кая в числе первых ворвалась в Берлин — логово фашистского зверя…».

А 23 февраля 1944 года, в День 26-й годовщины Советс­кой Армии, в 267-й полк при­были ещё несколько писем от белгородцев. В одном из них говорилось: «В первые дни после изгнания фашистских захватчиков из города каза­лось не только трудным, но почти невозможным восстано­вить разрушенную промыш­ленность, транспорт и жилой фонд. Но, воодушевлённые славными победами родной армии, не считаясь ни с каки­ми трудностями, напрягая все силы и энергию, мы взялись за работу. И сейчас, после шести месяцев плодотворного труда, уже видно, что город встаёт из пепла и руин. Благодаря само­отверженному труду восста­новлены и работают основные промышленные предприятия и артели города, железнодорож­ный узел, школы, больницы, детские учреждения…».

…Белгород хорошеет день ото дня. Строятся новые дома, приводятся в порядок старые. Черта города почти вплотную придвинулась к посёлкам Ду­бовое и Северный. На белго­родский вокзал приходят и с него же отправляются в даль­ний путь поезда. И каждый год 5 августа жители и гости обла­стного центра собираются на площади, чтобы под разно­цветные сполохи салюта от­праздновать победу — одну из тысяч, но самую близкую.

 

Любовь Хромых,

заместитель начальника Управления по делам архивов Белгородской области.

Тамара Савченко

Редакция сайта благодарит авторов за разрешение на размещение материала.



Кол-во просмотров страницы: 7661

Короткая ссылка на эту страницу:


1 комментарий к записи “Шел бой за наш рубежный город…”

  1. Александр.:

    Наградной лист гв.майора секретаря ДПК 89 Гв.Стрелковой Дивизии Григоровского Антона Павловича http://www.podvignaroda.ru/?n=17719580 ,в нем указано ,что во время боев за Белгород 5.08.43 г,проводил заседение ДПК по ул. Красноармейской дом 6, интресет где на тот период находилась данная улица ?

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: