Архимандрит Анатолий
(Ключарёв Андрей; ок. 1827-10.07.1886), архимандрит, церковный историк, краевед. Род. в семье причетника. В 1850 г. окончил Курскую духовную семинарию, рукоположен во священника и получил назначение в с. Сула Курской губ. В 1859-1863 гг., после смерти жены и детей, учился в Киевской духовной академии к-рую окончил со степенью канд. богословия. С 1863 г. преподавал Свящ. Писание в Курской духовной семинарии, с 1868 г. — нравственное и догматическое богословие, евр. язык. В 1864 г. принял монашество с именем Анатолий . В 1873 г. на съезде духовенства избран смотрителем Рыльского духовного училища , в 1876 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим рыльским во имя свт. Николая монастырем. С 1879 г. настоятель этого монастыря, благочинный монастырей и пустыней Курской епархии. А. много лет собирал и изучал материалы по церковной истории Курской епархии. Некоторые исследования А. (в основном описания монастырей) были помещены в «Курских епархиальных ведомостях». После смерти А. остались архив с множеством неопубликованных материалов и ценная историко-археологическая библиотека.
Православная энциклопедия
ЛЕТОПИСЕЦ СТАРОГО БЕЛГОРОДА
История Белгорода, несмотря на его почтенный возраст, еще не написана. Вышедшие в 1960-70-х годах несколько книг о Белгороде — всего лишь краткие «очерки о прошлом, настоящем и будущем города», в которых история Белгорода со времени его основания и до 1917 года уместилась на нескольких десятках страниц. Не могут заполнить пробел и дореволюционные издания «Белгород с уездом» А. М. Дренякина (1882 и 1886 гг.) и «Путеводитель по Белгороду» И. Кулегаева (1911 г.). Первая из них — историко-статистический очерк, а вторая — пособие для туристов. И хотя обе эти брошюры содержат исторический экскурс в глубь веков, они все же, в первую очередь, являются справочными изданиями и не дают полной панорамы города и его жителей в далекие времена. Из профессиональных историков прошлое Белгорода глубоко изучил Анатолий Алексеевич Танков, опубликовавший в свое время в различных журналах ряд интереснейших очерков о минувших событиях, происходивших в Белгороде, но общего труда по истории Белгорода не написал и он, да, видимо, это и не входило в его планы. Можно вспомнить еще нескольких исследователей старого Белгорода, но они, как правило, писали или на сугубо узкие исторические темы (напр., А. С. Лебедев «Белгородские архиереи»), или ограничивались небольшими очерками (С. И. Ларионов, А. С. Анненков).
Пожалуй, единственным трудом по истории Белгорода можно назвать забытое и впервые, в этом столетии, воспроизводимое в предлагаемой книге исследование большого знатока белгородской старины архимандрита Анатолия «Белгород и его святыня». Оно было опубликовано в прошлом веке в «Курских епархиальных ведомостях» и уже в то время стало библиографической редкостью. С тех пор это произведение не переиздавалось и практически не известно современному читателю. Вряд ли кто сегодня помнит и автора этого замечательного труда. А ведь он своей подвижнической и исследовательской деятельностью, безусловно, заслужил право на нашу память. Архимандрит Анатолий (в миру Андрей Ключарев, в старой транскрипции Ключаров) родился в конце 1820-х или начале 1830-х годов в семье сельского причетника Курской губернии (точный год и место рождения установить не удалось). Рано оставив отчий дом, в 18 лет приехал в Белгород, где поступил учиться в духовную семинарию. По окончании учебы был произведен в священники села Сулы Суджанского уезда, через пять лет переведен в Белгород, где 19 ноября 1855 года назначен священником церкви пригородной слободы Савино, а 28 февраля 1857 года — настоятелем Кладбищенско-Николаевской церкви в Белгороде. К этому времени отец Анатолий уже обзавелся семьей. Но недолго продолжались его пастырское служение и семейная жизнь в Белгороде. На молодого священника обрушилось тяжелое горе — умерла жена, а вслед за ней ушли из жизни и малолетние дети. Похоронив их, отец Анатолий в 1859 году оставил приход и поступил в Киевскую духовную академию, окончив которую со степенью кандидата богословия, был определен в Белгород, в ставшую ему уже родной духовную семинарию учителем по священному писанию. Через год он постригся в монахи. В семинарии отец Анатолий преподавал в течение десяти лет. Кроме священного писания он с 1868 года преподавал догматическое и нравственное богословие, а также еврейский язык.
Строгий и требовательный педагог пользовался большим авторитетом и уважением как у своих воспитанников, так и у преподавателей семинарии. В течение многих лет отец Анатолий состоял членом педагогического и распорядительного собраний правления семинарии, занимал должность инспектора, а позже и ректора семинарии, был первым цензором «Курских епархиальных ведомостей», которые в то время издавались в Белгороде при духовной семинарии.
В 1873 году отцу Анатолию пришлось покинуть Белгород в связи с тем, что на съезде Курского духовенства был избран смотрителем Рыльского духовного училища. В 1876 году он возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Рыльским монастырем; в том же году по прошению уволен от духовно-училищной службы, а еще через три года утвержден настоятелем Рыльского монастыря и определен благочинным монастырей и пустыней Курской епархии. За свою долгую добросовестную службу на поприще духовного воспитания молодежи и пастырского служения архимандрит Анатолий в 1869 году был награжден наперстным крестом, в 1880 — орденом Святой Анны 3-й степени и в 1883 — орденом Святой Анны 2-й степени.
Скончался архимандрит Анатолий после непродолжительной болезни 10 июля 1886 года. В некрологе, опубликованном в «Курских епархиальных ведомостях», об ушедшем из жизни архимандрите писалось: «Отличаясь точностью и строгостью, почивший все возлагаемые на него обязанности исполнял точно и серьезно и такого же исполнения требовал и от других. Но можно сказать более важною, чем служебная, была деятельность покойного учено-литературная. Покойный о[тец] архимандрит был неустанным и почти единственным деятелем по разработке местных церковно-исторических материалов и памятников. В течение почти 20 лет он неустанно и с любовью трудился над изысканием и изучением памятников местной церковной жизни, и |плодом его трудов
было несколько обширных и содержательных исторических описаний церквей и монастырей Курской епархии».
Научно-исследовательская и литературная работа занимает особое место в биографии архимандрита Анатолия. Не будучи профессиональным историком, он глубоко изучил историю Белгорода, монастырей и храмов Белгородской епархии, ее иерархов. Ценнейшие материалы по истории города были обнаружены им в архивах мужского Свято-Троицкого и женского Рождество-Богородицкого монастырей, а также в белгородских церквах, которые имели собственные архивы. Столетиями ко многим из них не прикасалась рука человека. Многие документы портились от сырости и плесени. Архимандрит Анатолий, имевший допуск к монастырским и церковным архивам, вел систематическую работу по изучению древних документов. Впоследствии многие из них были утрачены в результате войн, революций, гонений на церковь и небрежного хранения. И все же, не имея подлинных документов, мы знаем не только об их существовании, но и содержание. В этом заслуга архимандрита Анатолия, который в свое время позаботился об их сохранении, опубликовав многие документы в своих исторических произведениях. В них историк приводит обширные выписки из царских указов и грамот, переписки белгородских воевод и епископов. Большое место в его трудах занимают извлечения из «Писцовых книг» по Белгороду Василия Афанасьевича Керекрейского, составленных в 1626 году, «Переписных книг» Афанасия Федоровича Бобарыкина, составленных в 1646 году, клировой ведомости 1870 года и многие другие первоисточники по истории Белгорода и его храмов.
Архимандрит Анатолий написал и опубликовал четыре больших исторических труда: «Белгород и его святыня», «Белоградский Рождество-Богородицкий женский монастырь», «Упраздненные монастыри» и «Историческое описание монастыря Обоянского».
Из опубликованного наследия архимандрита Анатолия наибольший интерес для нас представляет его историческое исследование «Белгород и его святыня». Оно было напечатано в «Курских епархиальных ведомостях» за 1871-73 и 1884 годы. Ввиду того, что «Курские епархиальные ведомости» были церковно-религиозным журналом, историки советского периода, писавшие о Белгороде, никогда на них не ссылались. К тому же издавался журнал небольшим тиражом и рассылался главным образом в церкви. В 1930-е годы, когда рушились и закрывались храмы, уничтожались и церковные библиотеки. Поэтому полные комплекты «Курских епархиальных ведомостей» в наше время сохранились только в крупнейших книгохранилищах страны. Видимо, по этой причине историки и краеведы не только не ссылались на труд архимандрита Анатолия, но многие из них даже не знали о его существовании.
Из исследователей истории Белгорода прошлого века этот труд упоминал только член сотрудник Императорского русского географического общества наш земляк А. М. Дренякин, давший ему высокую оценку. В предисловии к своему историко-статистическому очерку «Белгород с уездом» А. М. Дренякин писал о труде архимандрита Анатолия: «Там доказаны время, место первоначального и позднейшего основания Белгорода, стратегическое в старину его значение, порубежная, сторожевая служба и полная тревог жизнь наших предков во время нападения татар, литовцев и поляков на Московское государство».
В труде «Белгород и его святыня» содержатся ценные сведения по истории нашего города, подробно и аналитически рассматриваются все версии основания Белгорода, история его храмов, использованы редкие документы столичных и местных архивов. Особую ценность представляют опубликованные автором документы из архивов белгородских церквей и монастырей, большинство из которых впоследствии оказались утраченными. В этом труде воссоздана богатая история Белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря — обители митрополитов и епископов Белгородско-Обоянской и Курско-Белгородской епархии. В целом труд «Белгород и его святыня» — церковная история Белгорода, практически неизвестная современному читателю.
Логическим продолжением книги «Белгород и его святыня» является работа архимандрита Анатолия «Белоградский Рождество-Богородицкий женский монастырь», хотя это совершенно самостоятельное произведение. В нем также содержится много интересных сведений о прошлом Белгорода.
К «белгородскому циклу» трудов архимандрита Анатолия можно отнести и его объемное историческое исследование «Упраздненные монастыри». Большая часть этого произведения — описание основанного по указу Бориса Годунова в 1599 году и закрытого при Николае I в 1843 году Николаевского мужского монастыря, находившегося на месте, где расположен в настоящее время консервный комбинат. В этой работе автор описывает и историю Коренской (Коренной) Николаевской мужской пустыни (в селе Устинка под городом Шебекино), а также Пятницкой пустыни и Подмелогорского монастыря.
Названные выше труды архимандрита Анатолия публиковались под общей рубрикой «Материалы по истории Курской епархии». После смерти автора осталось большое количество бумаг, среди которых были уже подготовленные к печати новые рукописи и необработанные материалы: черновики, наброски, планы, записки… К сожалению, их судьба неизвестна. Печатая работу «Белгород и его святыня» в «Курских епархиальных ведомостях», автор подписывал отдельные разделы своего сочинения криптонимом И. А-ий, а некоторые не подписывал вообще. Переехав из Белгорода в Рыльск и приняв сан архимандрита, он стал подписывать свои произведения — Рыльский архимандрит Анатолий. Будем и мы так называть этого видного исследователя белгородской старины.
В последние годы, спустя долгие десятилетия официального забвения, возвращается имя замечательного историка архимандрита Анатолия. Отрывки из его произведений были опубликованы в 1992 и 1995 годах в альманахе «Истоки» и сборнике «Белгородские святыни».
Выражаю признательность за советы и консультации протоиерею Олегу Кобцу, историку
В.В. Овчинникову, краеведам В.М. Пальвалю, А.И. Ткаченко, за помощь в работе над текстами —
А.Н. Гриненко.
А. КРУПЕНКОВ
Короткая ссылка на эту страницу: