Есть в нашем городе места, посвященные очень тёмной странице истории. Стоявшие под красным флагом, называли этот период «борьбой с контрой». А нёсшие триколор — «освободительным движением». Аполитичные же обыватели как правило не видели особой разницы между властями, остервенело и с одинаковой жестокостью уничтожавших идеологических противников, а так же профилактически зачищавших сочувствующих. В войне, в которой брат идёт на брата, не может быть правых и виноватых.
С прошествием лет затерялась история тех смутных времён, нет и их участников. И уже давно мемориалы жертвам Гражданской войны не несут ни идеологической, ни героической составляющей. И как ни странно, цветы к ним у нас возлагают 9 мая и 5 августа, в дни, совершенно не связанные с революционными событиями. Попробуем беспристрастно разобраться в этих немногочисленных увековеченных захоронениях.
Мемориальный комплекс на центральной площади Белгорода
Эта скульптурная композиция у многих ассоциируется с Великой Отечественной войной, но это не совсем верно. Мемориальный комплекс имеет такое официальное описание: «братская могила борцов за Советскую власть в городе Белгороде, погибших в 1918-1919 годах, и воинов, павших в боях с фашистскими захватчиками в 1941-1943 годах». Открыт 5 августа 1959 года. Авторы — скульптор, заслуженный деятель искусств Г.В. Нерода и архитектор И.А. Француз.
Мемориальные плиты у Вечного огня на Соборной площади. Запечатлены имена девяти большевиков, «работавших» в 1917-19 годах в Белгороде и не доживших до «победы над белобандитами»:
Мемориальная плита у Вечного огня
Из них примечателен поляк И. Озембловский, оказавшийся в чужом ему городе в Первую мировую и вскоре возглавивший местных большевиков. В 1918-м руководил Курской ГубЧКа. Осенью 19-го после освобождения А.И. Деникиным Курска был «послан на подпольную работу», по другой версии, бежал с женой подальше от надвигающего возмездия. Под Харьковом опознан офицером, которого пытал ранее в ЧК. Повешен за ноги вместе с супругой.
Саенко В.Д. — начальник милиции, брат печально знаменитого палача — коменданта Харькова Степана Саенко. Погиб, что называется «из-за большой любви». После освобождения Белгорода добровольцами тайно навещал зазнобу, был опознан и повешен.
Трунов М.Е. — местный уроженец, «красный партизан», создатель и командир «революционного полка». История гибели окутана туманом. Согласно местной коммунистической историографии «по навету белого шпиона оклеветан и казнён троцкистами»(!)
Повешенные деникинцами А.И. Феофанова, И.Ш Паломов-Мальский были активистами, причем последнему отомстили за двоих сыновей-красноармейцев. А Стрельцов — командиром повстанческого батальона.
Кроме девяти известных жертв контры, по свидетельствам М.А. Попова, ответственного за захоронение, в декабре 1919г. в трёх братских могилах были захоронены около сотни неопознанных трупов, а ещё порядка трёхсот были востребованы родственниками и похоронены на кладбищах. Среди погибших были и гражданские, и красноармейцы, в том числе пленные. Некоторых убитых использовали при отступлении в качестве живого щита.
Но недолго тела покоились в мерзлой земле сквера с новым названием «Площадь жертв контрреволюции». Обустроившиеся на тёплых купеческих квартирах большевики, объявили конкурс на проект памятника павшим соратникам, посулив премию в 5000 рублей. Чисто символическую по тем временам сумму. А попутно заметили, что после оттепелей могилы просели, а из одной даже торчит человеческая конечность… Тут-то и выяснилось, что место для ритуального некрополя выбрано не совсем удачное, с высоким уровнем грунтовых вод, да ещё и прикопали абы как. Про гробы даже и речи не велось. Из опасений заражения питьевых источников, тела были эксгумированы, вырыта большая могила, обложена кирпичом и насыпана курганом. А 7 ноября 1923 года на ней появился обелиск по проекту местного техника Филоненко.
Памятник жертвам контрреволюции
А ещё через 4 года обелиск заменили на гранитный. После освобождения города от фашистских оккупантов, рядом с революционным захоронением неизвестных людей с доподлинно неизвестной судьбой и репутацией, появилась братская могила реальных героев-освободителей. И когда в 50-х в ходе реконструкции площади переносили мемориал, то за давностью событий списки жертв двух войн объединили. Однако так же как неизвестны личности жертв контрреволюции, так же открыт вопрос и с их прахом, никто не знает, сколько тел осталось на площади после первой эксгумации, неизвестна судьба братской могилы и в 50-х годах. Возможно, останки были извлечены и вывезены вместе с грунтом, или просто закатаны под асфальт. Вряд ли мы узнаем истину до конца…
Памятник «Вечная слава героям Гражданской войны». (Фото 1).
Улица Корочанская, бывшее пригородное село Старый Город. Памятник «Вечная слава героям Гражданской войны» с надписью на плите «Здесь 21 июня 1919 года белогвардейцами были расстреляны 18 советских граждан».
Памятник «Вечная слава героям Гражданской войны». (Фото 2).
Памятник выразителен и соразмерен, сооружен в конце 50-х годов, реставрирован несколько лет назад, в 2005 г. Фактически полностью перестроен вокруг центрального столба, сменена вся облицовка, композиция стала более чёткой, выверенной, единственной ощутимой потерей стал аксельбант на бетонном бюсте, который заменен на гранитный и выглядит как какая-то чаша.
Вид памятника «Вечная слава героям Гражданской войны» с момента постройки до реставрации.
Расположен у железнодорожного переезда, до 50-х годов через дорогу в низине стоял первый деревянный несохранившийся памятник. 18 «советских граждан» неизвестны, но о бое у старогородского переезда есть воспоминания добровольцев.
Корниловец М. Левитов: «…Против моста стоял бронепоезд. Цепи встают и по совершенно ровной местности идут к мосту. Корниловцы с криком «Ура!» уже ворвались в окопы, и через них понеслась в атаку сотня генерала Шкуро» («Вооруженные Силы на юге России», М. Центрполиграф.2003,с. 35-62).
Марковец Л. Большаков: «…вылетевший к Старому Городу красный бронепоезд нещадно стал осыпать из пулемётов ни в чём ни повинные хаты» («Марков и марковцы» М.»Посев».2001.с.534-537)
По оставленным воспоминаниям жителей Старого Города К. Деденёвой (1904 г.р.) и Я. Сухобруса (1907 г. р.), погибшие в бою красные были раздеты местным населением и брошены вдоль железнодорожной насыпи в поросшее камышом болото, где и был в 20-х годах установлен первый деревянный памятник.
Памятник «Вечная слава героям Гражданской войны». Вид с железной дороги.
С 60-х годов, события, призванные быть запечатлёнными описываемым памятником забыты. С этого времени к нему заботами властей и правящих партий возлагаются венки и цветы, но (поразительно!) — 9 мая и 5 августа (в день освобождения Белгорода от немцев в 1943 году). Славят воинов Великой Отечественной войны, не имеющим к упоминаемому памятнику никакого отношения, но никто никогда не вспомнил о 18-ти «советских гражданах», размародёренных «трудящимися массами» в 1919-м…
Православный крест на месте братской могилы белогвардейцев. Белгород, Пески.
Мемориальный крест на месте братской могилы погибших летом 1919 г. под Белгородом белогвардейцев. Установлен и освящён 23 июня 2004 года. Крест изготовлен и установлен силами городского историко-поискового клуба «Огненная дуга». В качестве материала послужили железнодорожные рельсы.
С 23 июня (взятие Белгорода) по 7 сентября 1919 года (взятие Курска) на ближайшем к городу участке велись активные боевые действия. , в том числе ликвидация масштабного августовского наступления красных, дошедших до Купянска и Люботина. и взявших Белгород в полуокружение.
Погибших в боях, как белых, так и красных хоронили. как правило. на сельских и городских кладбищах. Старожил К.И. Деденева вспоминала, что в их доме. находившемся на улице Королевской (ныне (Серафимовича) пригородного села Михайловка (Пески), (ныне ул. Волчанская и начало ул. Корочанской) располагались офицеры Марковского полка, один них запомнился по фамилии поручик Брухлей. На сельском кладбище летом 1919 года не раз хоронили павших белых воинов с участием священника и оркестра. Привозили убитых со стороны Корочи. Со временем обозначения могил были утрачены. Клавдия Ивановна показала при выезде в 1997 году местным краеведам это место погребения белогвардейцев. У поисковиков возникла идея увековечить его непростую страницу истории Белгородчины.
Освящение креста на братской могиле воинов Белой Гвардии настоятелем Смоленского собора протоиереем о. Павлом (Вейнгольд).
Памятный крест — это в некотором роде восстановление исторической справедливости, последнее поминовение людей, которые жили в тяжёлый исторический период, и так же боролись за свою идею, как и коммунисты.
На высоком уровне тема реабилитации участников и идей белого движения не поднималась не только в советский период, но и долгое время после его окончания. В то же время в 1992-1993 годах были заключены межправительственные соглашения с Германией, Венгрией, Италией, территории России воинских мемориалов бывших врагов, чьи руководили были признаны международным трибуналом военными преступниками. О том, что белогвардейцы были сыновьями своей Родины, не в меньшей степени, чем красные достойными памяти и уважения, не вспоминали. Ситуация изменилась только после знакового посещения Президентом России В.В. Путиным русского кладбища Сент Женьев де Буа под Парижем при его первом визите во Францию в октябре 2000 года, где он посетил мемориал участников белого движения и сказал следующее: «Мы дети одной матери — России и для нас настало время объединиться».
После этого в городе Сальске Ростовской области установлен изваянный на народные пожертвования памятник генерал — лейтенанту С.Л. Маркову, погибшему у пригородной станицы Шаблиевка в 1918 году. В Белгороде впервые в России установлен и освящен памятный крест на месте захоронения 6елых воинов, увековечена память о наших соотечественниках и непростой странице истории города, области и страны в целом.
История сложилась так, что белые проиграли Гражданскую войну, большая часть из них погибла в ней, часть иммигрировала. часть осталась в СССР и была уничтожена в сталинской мясорубке. И вот теперь о событиях Гражданской войны, её участниках теперь будут напоминать в городе три памятника, посвящённые жертвам смутного времени.
На основе материала, подготовленного ПО «Огненная Дуга». Отредактировано и дополнено. Фото SanchesS, С. Петрова, из коллекции А.Н. Крупенкова.
Редакция сайта благодарит Alexander del SanchesS и С.В. Петрова за предоставленный материал.
Короткая ссылка на эту страницу:
Цитата: «Трунов М.Е. — местный уроженец, «красный партизан», создатель и командир «революционного полка». История гибели окутана туманом. Согласно местной коммунистической историографии «по навету белого шпиона оклеветан и казнён троцкистами»».
Михаил Епифанович Трунов родился 11 августа 1881 г. в с. Мясоедово Белгородского уезда. Участник 1-й Мировой войны, в 1917 г. — член полкового комитета. С января 1918 г. — член Белгородского Совета и уисполкома, военный комиссар уезда и комендант Белгорода. Его отряд, созданный в Обоянском уезде, вёл бои на Белгородском участке против немцев и гайдамаков. Позднее отряд М.Е. Трунова влился в созданный в мае 1918 г. 5-й Курский Советский полк, командиром которого стал сам Трунов. Во главе полка участвовал в боях за Симбирск в составе Железной дивизии Г.Д. Гая. Командуя Коммунистической бригадой (134-й Обоянский полк К. Солдатова, 135-й Белгородский полк Ф. Боровлева, 380-й полк Паньшина и кавалерийский эскадрон), активно участвовал в обороне Белгорода в июне 1919 г. Вскоре, после падения Белгорода, был арестован вместе со своим политкомом Мясниковым по обвинению в «партизанщине» и расстрелян 19 августа 1919 г. в балке близ с. Пахонок Тимского уезда. Организатор и комиссар 1-го Курского революционного полка Н.Д. Токмаков в своих неопубликованных воспоминаниях сообщает: «Трунов погиб от нашей же руки, он расстрелян, как изменник, по наговору предателя — одного комиссара дивизии, который одновременно был контрразведчиком ставки Деникина. В 1928 г. я сам на основании имевшихся у меня документов ходатайствовал перед ЦИК Союза о реабилитации памяти Трунова. Я этого добился и теперь семья Трунова получает пенсию. Такая личность, как Трунов не могла быть предателем — для меня это совершенно очевидно…» (Стенограмма воспоминаний участника Курского фронта и организации Красной Армии [Н.Д. Токмакова]. // Архив Курского областного краеведческого музея. С.8-9).
По сообщению А.Н. Крупенкова в инициалах Саенко допущена ошибка. Нужно не Саенко В.Д., а Саенко В.А. Военный комиссар Белгорода Степан Афанасьевич Саенко и начальник Белгородской городской и уездной милиции Василий Алексеевич Саенко братьями не были. Их постоянно путают и называют братьями из-за первой одинаковой буквы отчества. Эта путаница длится уже несколько десятилетий. Правка вносится впервые.