Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Хотмыжск в XIII — XV веках

clip_image002[6]

Феодально-раздробленная, ослабленная княжескими междоусобицами, встретила Русь грозное нашествие татаро-монгол. Впервые русские столкнулись с ними в 1223 году на реке Калке. В этой битве участвовали и дружины Курского, Трубчевского, Путивльского князей. А так как наш край входил в состав Путивльского княжества, то участниками битвы могли быть и наши земляки.

Несогласованность действий русских князей и их союзников в этой битве половцев привела к страшному разгрому… «и погибе много бещисла людей, — писал новгородский летописец, -и бысть вопль, и плач, и печаль по городам и сёлам». Но ни поражение не образумило русских князей, не вызвало объединении перед лицом грозной опасности. В 1237 — 1238 годах моГк ко хана Батыя разгромило северо-восточные русские княжества. В 1239 — 1240 годах они обрушились на юго- западную Русь. 19 ноября 1239 года пал Киев. Такая же судьба постигла и другие города. Везде русское население подвергалось массовому истреблению, тысячи людей, особенно ремесленников, угонялись в рабство. Русь превращается в вассальную, зависимую от ханов страну. У нас нет сведений о судьбе нашего края в этот период. Но запустение южных княжеств, начавшееся ещё раньше из-за набегов половцев, было завершено татаро-монголами. Как указывал историк М. К Любавский… «бассейны Псла и Ворсклы, Орели и Самары после татар являются уже совершенной пустынею» («М. К. Любавский «Историческая география России» М. 1909, стр. 142).

Хотя какое-то население оставалось и даже продолжало борьбу, о чём свидетельствуют события 1284 — 1285 гг. в Курском княжестве.

Первоначально дань собирали ханские сборщики — баскаки. Таким в Курском крае был Ахмат-Хивинец, выделявшийся неслыханной жадностью и жестокостью. Против него и было направлено выступление курян. Сопротивление баскакам было и в других городах, что заставило ханскую власть отказаться от системы баскачества и предоставить русским князьям независимость во внутренних делах, при условии признания ими зависимости от золото-ордынских ханов и уплаты дани, которую они должны собирать сами. В то время как на севере Руси шло постепенное объединение русских земель вокруг Москвы, на юге образования прочной государственной организации русских княжеств не произошло, и история нашего края в XIV веке оказалась связанной с историей Великого Литовского княжества.

В XIII веке между Неманом и Двиной образовалось раннефеодальное литовское государство. Литовские князья начали захватывать западно-русские земли, пользуясь их раздробленностью и ослаблением в результате татаро- монгольского нашествия. Около 1362 г. литовский князь Ольгерд в числе других земель захватывает Чернигово-Северщину. Литовские князья угрожали и северо-восточным русским землям, но здесь они встретили решительные противодействия со стороны Московского княжества.

clip_image005[4]

Древнерусская гончарная керамика XII в. — середина XIII в.

clip_image007[4]

Изделия из железа XII е. — середина XIII в. (Фотографии Вл. Бочкарёва из книги А.Г.Дьяченко «Древний Хотмыжск», Белгород, 1996 г.)

После включения династического союза Литвы и Польши Кревская уния 1386 г. и образования единого государства князь Витовт всё же добился признания политической обособленности Литвы, хотя и на условиях вассала польского короля. Витовт вел двойную игру: с одной стороны — он хотел использовать союз с Москвой против татар, а с другой стороны —использовать татар против Москвы. В этом плане мы и должны рассматривать битву Витовта и его союзника хана Тохтамыша против татарских ханов Темир-Кутлуя и Эдигея, которая произошла на берегах Ворсклы, но не в нашем крае, как утверждали некоторые краеведы, а в низовьях Ворсклы. О цели Витовта, шедшего на эту битву, ясно говорит летопись: «Похвалився, глаголиша бо Витофт: «Пойдём и победим царя Темир- Кутлуя, взем царство его, посадим на нём царя Тахтамыша|, а сам сяду на Москве на великом княжении, на всей русской земле». («Полное собрание русских летописей», том 8. СПб, 1859, стр. 72). Но в этой битве он потерпел поражение, победу одержали татары и «гнались за Витовтом 500 вёрст до самого Киева» (С.М. Соловьёв «История России», том 2. М.1960, стр.372). Но в последующие годы Витовту удалось расширить границы своего государства. Так как наш край с 1362 по 1500 год входил в состав Великого Литовского княжества, то некоторые сведения мы находим в исторических трудах, посвященных Литве. В эти годы наш край входил в состав Путивльского повета (уезда). К концу XIV — началу XV вв. мы находим первые письменные упоминания Хотмыжска. В летописных сборниках XV — XVI вв. есть статья «А се имена всем градом Русским дальним и ближним». Этот документ проанализирован историком, академиком М. Н. Тихомировым.

clip_image009[4]

Глиняное расписное яйцо-погремушка XII в. — середина XIII в.

clip_image011[4]

Изделия из бронзы и бусы XII в. — середина XIII в. (Фотографии Вл. Бочкарёва из книги А. Г. Дьяченко «Древний Хотмыжск», Белгород, 1996г.)

(Тихомиров М.Н. «Список русских городов, дальних и ближних». «Исторические записки», том 40. М. АН СССР. 1952 стр 214 — 259). Города в этом «Списке» перечислены по группам. В группе киевских городов есть упоминание -…«на Ворскле Хотмышль». М.Н. Тихомиров датирует «Список» временем между 1387 и 1392 годами, высказывая предположение, что он мог возникнуть в Новгороде, в купечески кругах, которые вели торговлю по всем городам. Это самое раннее письменное

упоминание Хотмыжска. Есть упоминание Хотмыжска — «Хотмысла» — и в списке городов, принадлежавших великому литовскому князю Свидригайлу. Этот документ хронологически относится к 1430 — 1432 гг. На основе этих документов можно сделать вывод, что это древнейшее поселение нашего края существовало после татаро-монгольского нашествия. Нам пока не известно — уцелел ли он при нашествии или возродился после него, но он существовал, причём Хотмыжск был не просто маленьким селом, а являлся центром одной из волостей Путивльского повета (уезда). Профессор Ф. Петрунь пишет: «… здесь было 14 волостей ..ярлыки дают названия для них, известные из актового материал. Жолваж, Бирин, Хорен, Хотмышль…» (Ф. Петрунь «Ханские ярлыки на украинской земле», журнал «Схидный свит» №2, 1928) Что представлял собой Хотмышль эпохи Киевской Руси и литовского времени можно представить по «Росписи хотмыжскому городищу», которая была сделана в 1639 г. во время подготовки к строительству крепости Белгородской оборонительной черты. (РГАДА, ф. Белгородский стол, ex. 113, лл.21 — 28). Из этого документа видно, что Хотмыжская крепость тех времён хоть и была невелика, но состояла в сущности из двух крепостей: детинца (малое городище) и собственно города (большое городище). В соединении с расположением на высокой горе с крутыми склонами это была труднодоступная крепость. В крепости имелся тайник, т. е. подземный ход к реке, а на высокой горе, где был город «… исстари бывал колодезь». При городе имелся посад (неукреплённое поселение), занимавший площадь «версту на полверсты».

() том, что в нашем крае имелось трудящееся население, I иидетельствует документ, приводимый историком П.Г. Клепатским. Это жалоба киевских бояр королю Сигизмунду I (примерно 1520 г.) по поводу перехода Путивльского повета к Московскому государству. Бояре жаловались: «Ваш господарский неприятель посел Путивлъ киевское держание, а к Путивлю было 14 волостей ваших господарских; те волости от ваших господарских предков слуги вашей милости — князья, паны и земяне земли Киевской по року держивали, и з тых волостей слуги в(ашей) м(илости) предки и отцы наши, кони езживали и шубы теплы куньи одевали, и з року на рок теми волостьми в(ашей) м(илости)

слуги от предков и от отца в(ашей) м(илости) завжды одеваны и обуты были — мы сами и слуги наши, а к тому в Путивле ж бискупли и князские и панские волости той же ваш господарский неприятель московский ку своей руце прибрал». (П. Г. Клепатский «Очерки истории Киевской земли, том 1,Одесса, 1918, стр. 294). Причём отметим, что население, которое кормило князей и бояр, было, конечно, славянским, а не татарским. С кочевников татар вряд ли могли киевские бояре иметь «шубы теплы», скорее могли их потерять.

Это надо подчеркнуть, т.к. ещё недавно в нашем краеведении ходили рассказы о Хотмыжске как о некоем татарском поселении. В 1500 г. наш край присоединился к Московскому государству. Нам пока не известно, когда город Хотмышль запустел. Возможно это случилось в конце XV — начале XVI вв., когда особенно усилились нашествия крымской орды. Ведь Хотмышль лежал рядом с главной дорогой набегов Крымской орды — Муравским шляхом. В документе «Книга большому чертежу», которая представляет собой описание географической карты России, бывший город Хотмышль фигурирует уже как « Хотмышское городище ».

О НАЗВАНИИ ХОТМЫЖСКА

Всегда возникает вопрос о названии того или иного поселения.

Иногда этот вопрос решается просто, но зачастую корни названия уходят в глубокую древность. Такой интерес в нашем краеведении проявляется к названию старейшего нашего поселения, появление которого уходит во времена докиевской Руси, а в XVII веке города-крепости Белгородской оборонительной черты, ныне села Борисовского района Белгородской области.

Первый борисовский краевед И.Г. Волков писал, что в этом названии есть что-то «татарское», ссылаясь при этом на какую-то статью в «Курских губернских ведомостях» (без указания даты). Я.М. Булитопов в написанной им главе для книги Д.Я. Батуева и др. «Грайворон» утверждал, что Хотмыжск (опять «по преданию») был ставкой половецкого кагана, а потом пиарского темника Авзяка. (Д. Батуев и др. «Грайворон». Белгород. 1959 г., с. 3). С.М. Кальницкий истолковывал Хотмыжск как одну из слобод известного баскака Ахмата Хивенца. Но, как установлено историками, ахматовские слободы были под Курском. Само название Хотмыжска он производил от имени жены какого-то татарского мурзы Фатьмы, в честь которой он якобы и дал название «Фатьмыщл». Откуда взято это объяснение — неизвестно. Сейчас достоверно установлено, что задолго до татар, ещё в VIII веке это было славянское поселение и незачем связывать его с татарами. С лингвистической точки зрения это слово явно славянского происхождения. Как уже сказывалось в предыдущем очерке, самые старые названия звучат’ как «Хотмыщль, Хотмыщл, Хотмысл».

После исчезновения города это место называется «Хотмышское городище», а при постройке города-крепости в 1640 году он называется «Хотмышск», «Хотмышской»(город). Черкасы-переселенцы с Украины называли его «Хотмынской» и «Хотмын». К концу XVIII века утверждается форма «Хот мыжск». Как видно, все эти названия близки и идут от общего корня. Отмечено, что слог «хот» встречается в названии многих других населённых пунктов, как известных в истории, так и существующих сейчас. В Сумской области есть село Хотень около Серпухова — Хотунь, у Козельска — Хотимль, Хотимльские сёла, у Дорогобужа есть Хотомичи, в Орловской области есть районный центр Хотынец, на Десне есть деревня Хотынево. Нынешнее наше село Зыбино имело и другое название — «слобода Хотежская», по названию малой речки — Хотежский Колодезь. Довольно ясное объяснение корня «хот», лежащего в основе этих названий, даёт языковед Э.М. Мурзаев в книге «Очерки топонимики», М., Мысль. 1974 г. Ссылаясь на исследования многих учёных, он показывает, что во многих языках есть элемент «кат, хат, кот, хот» и во всех языках oн означает какое-то строение — хижина, жилище, крепость, погреб и т.п. Э.М. Мурзаев показывает, что этот корень сохранился во многих языках: в украинском — хата, в древнеиндийском кот — крепость, в финском — хота — жилище, в древнерусском — катун — военный стан, крепость, в диалекте русского язык котух — хлев, шалаш, свинарник, в болгарском и сербско-хорватском котец — небольшой хлев.

Довольно ясно, что этот корень во всех языках означает какую-то постройку, жилище. Если брать самые старые, дошедшие до нас названия Хотмыжска — Хотмышль, Хотмышл, Хотмысл, то

мы встречаем и второй слог «мыщл, мысл». Мы видим этот слог в таких славянских именах как Гостомысл, Осмомысл, в названии города Перемышль.

Наконец, этот слог есть в словах, означающих какое-либо занятие. Древнейшее занятие человека — охота в украинском языке называется «мысливство», а охотник «мысливец». Определенное занятие каким-либо делом — «промысел». В Сибири, на севере охота называется «промыслом». Этот корень есть в слове «промышленность».

Подводя итог сказанному, логично выдвинуть такое предположение: основываясь на первоначальных названиях Хотмыжска, , что это поселение возникло в VIII веке, а может быть и ранее, что оно не сразу стало большим селением, а началось может быть с одного жилища, то в глубокой древности оно могло означать «жилище охотника», «хижина охотника».

Ну, а потом слово с веками преобразовывалось и изменялось.

Как готовилось построение Хотмыжска

Защиту южных границ России от ордынских набегов могла обеспечить только сплошная укреплённая линия, расположенная поперёк основных путей татарских вторжений. Такой явилась Белгородская оборонительная черта, историю создания которой исследовал В. П. Загоровский в книге «Белгородская черта», Воронеж, 1969 г. Строительство оборонительной черты длилось с 1635 по 1658 годы.

В военно-техническом отношении Белгородская черта представляла собой комплекс деревянных и земляных укреплений, здесь не было каменных сооружений, типа крепостей. Максимально использовались природные преграды — леса, болота, реки. Земля и дерево использовались не только потому, что они был доступны в нашем крае, а камня не было, но это определялось и характером противника. Татарская конница, слабо вооруженная, быстрая, но не стойкая, в XVII веке не могла и не вела длительной осады городов. Поэтому дерево-земляные укрепления вполне служили препятствиями для такого противника.

План строительства укреплённой оборонительной черты по заданию Разряда (своего рода военного министерства) разработан посланными в район Белгорода и Оскола дворянина Ф. Сухотиным и подьячим Е. Юрьевым. В 1638 — 1639 годах и начал решаться вопрос о строительстве городов-крепостей на западном фланге оборонительной черты.. Основной спор шёл о том, где строить крепость — на Хотмыжском городище или Карповом сторожевье (район современной Томаровки). Для расспросов служилых людей северских городов о том, где построить жилой город, а где стоялые острожки (караульные места без постоянных жителей) … «чтоб теми крепостьми ту новую сакму от татар отнять и украинные северские городы от татарской войны уберечь» выезжали по царскому указу думный дьяк Иван Габренев и Григорий Ларионов.

29 июля 1639 года посылаются царские указы воеводам — П. Пожарскому в Белгород, Г. Пушкину в Путивль, И. Алфёрову в Рыльск, И. Бутурлину в Курск, в которых приказывалось расспросить … «станишников и детей боярских, и всяких служилых людей, которые Карпово сторожевье и Хотмытское городище и татарские перелазы с Муравские сакмы на Бакаев шлях достаточно знают, расспросить подлинно в которых де местах, на Хотмытцком городище или на Карповом сторожевье, или в иных которых местах на реке Ворскле город жилой устроить и стоялые острожки держать, чтоб татарский перелаз через реку Ворскол отнять и проход их на Бакаев шлях перенять…». (РГАДА, ф. 210 Белгородский стол, ex. 113, лл. 34 — 35, 39). В донесении требовалось указать также наличие в окрестностях городища обилия леса, как строевого, так и дровяного, наличие больших полей, пригодных под пашню. В «Росписи» оценивалось положение Хотмыжского городища с военной точки, расположенного в 10 верстах от Муравского шляху, указывались татарские перелазы через реку Ворскол. Белгородские дозорные описали также Вольный курган и Карпово сторожевье. Как и служилые люди северских городов белгородцы отметили недостатки Карпова сторожевья — плохую обеспеченность водой, отсутствие вблизи его леса, что затрудняло строительство города.

Курский воевода И. Бутурлин откровенно сообщал, что служилые люди Курска не знают мест на реке Ворсколу. Они лучше знали татарские перелазы на реке Псле, под Гочевским городищем, где и предлагали строить город. Строительство города-крепости на реке Псле означало, что западный фланг Белгородской черты прошёл бы более чем на 30 км севернее. Однако, предложение курян интересно тем, что оно пять веков спустя ставило вопрос о восстановлении разрушенного в 1185 году города Рима или Римова.

Расположение Гочевского и Хотмыщского городищ на путях набегов татар наводит на мысль, что в эпоху Киевской Руси существовавшие тогда города-крепости служили для борьбы с набегами степных кочевников.

Дозорные северских городов и белгородцы высказались за строительство городов-крепостей на Хотмыжском городище и на Вольном кургане. На Карповом сторожевье предлагалось устроить стоялый острожек. Но позже, в 1646 году, и на Карповом сторожевье был построен город-крепость.

В 1640 году собранные воинские отряды под начальством воевод В.И. Толстого и Г.И. Бокина и начали строить города Хотмышск (Хотмыжск) и Вольный.

Охрименко И. Г

Материал размещен с разрешения администрации Борисовского историко-краеведческого музея.



Кол-во просмотров страницы: 7735

Короткая ссылка на эту страницу:


Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: