Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Хотмыжск. Часть 3

clip_image002

Построение Хотмыжска

Когда был решён вопрос о месте строительства новых крепостей Белгородской черты, то весной 1640 года был собран воинский отряд служилых людей из Белгорода, Курска, Путивля, Рыльска, Севска, Новгорода-Северского и московских стрельцов. Этот отряд и должен был построить жилые города- крепости на Хотмышском городище и Вольном кургане. Возглавляли его воеводы В.И. Толстой и Г.И. Бокин. Здесь отметим интересный факт: Василий Иванович Толстой был дедом известного деятеля петровского времени Петра Андреевича Толстого, ставшего графом при Петре I и бывшего предком знаменитой в России фамилии Толстых.

Воевода В.И. Толстой доносил в Москву «… на Хотмышское городище пришли мы, холопы твои, майя в 11 день и пришед на Хотмышское городище з головами и сотниками и з детьми боярскими и со всякими с лучшими и ратными людьми, рассмотря и помоля з божею помощию на Хотмышском городище почали жилой город строить в майя 17 день». (РГАДА, Белгородский стол, ex. 117, ч. I, л. 54).

Строительство на Вольном кургане под руководством Г. И. Бокина началось 20 мая 1640 года. Общая численность воинских служилых людей «всех чинов» на строительстве составляла 1087 человек.

Хотмышская крепость строилась по наиболее распространенному на Белгородской черте типу стоячего острога, который сооружался из вкопанных в землю вертикально стоящих брёвен, плотно прилегающих друг к другу. Длина брёвен обычно равнялась трем саженям (шесть с лишним метров), а толщина брёвен должна была быть не менее 5 вершков (22 см) в тонком отрезе. На одну сажень бревно закапывалось в землю, и на сажень стены требовалось обычно 10 брёвен. Изнутри острожная стена скреплялась горизонтальным бревном и железными скобами. Из описания «Строельной книги» видно что Хотмышская крепость имела высоту стены две сажени с четвертью, т.е. 4,6 м.

Дубовый острог был поставлен на месте старой крепости — Хотмыщля, по «старой осыпи», т.е. по тем местам, где была крепостная стена в старину. Внутри крепости вдоль острожной стены делались особые мостки, поднимаясь на которые стрелки могли вести бой. Огонь вёлся через бойницы, прорубленные в острожной стене. Хотмыжская крепость имела семь башен, из которой три были проезжие, а четыре — глухие. Башни были четырёхугольные и делались срубом. Проезжие башни имели размер стены четыре сажени (т. е. 8 метров), имели ворота, были в два этажа, пол второго этажа назывался мостом и к нему вела лестница. На верху башни имелась караульная клетка — помещение для наблюдателей. На башне на московской дороге помещался вестовой колокол. Высота обычно была 15 — 20 метров, и на её сооружение примерно шло 260 брёвен. Глухие башни имели размер стены три сажени и верх имел шатёр. Общая длина крепостных стен острога и башен Хотмышской крепости составляла 409 сажен (т. е. 850 м).

Необходимой принадлежностью крепостей Белгородской черты были тайники, представляющие собой наклонные подземные ходы из крепостей. В Хотмышске такой тайник шёл к реке Ворсклу и длина его была 75 сажен. У двух проезжих башен строятся две караульные избы, в остроге был сделан пороховой погреб, воеводский двор и церковь. Хотмышская крепость строилась быстро, уже 28 июня 1640 года В. И. Толстой доносил в Москву, что он «… на Хотмышском городище острог и башни проезжие и глухие поставил, и на острогу нижние и средние и верхние бои ( т.е. бойницы, через которые вёлся огонь) и кровати поделал и котки поклал и около острогу ров выкопал, и казенный погреб и тайник сделал, и всякие городовые крепости учинил, и в городе соборную церковь Воскресения Христова обложил июня в 28 день». (РГАДА, ф. 210 1 Белгородский стол, ex. 117, часть II , л. 223).

clip_image004

Город-крепость Хотмыжск. Середина XVII в. Рисунок-реконструкция К. Лопяло. Из книги М. П. Цапенко «По западным землям Курским и Белгородским», М., 1976 г.)

clip_image006

Город-крепость Хотмыжск. Середина XVII в. Вид изнутри . Рисунок-реконструкция К. Лопяло (Из книги М.П. Цапенко «По западным землям Курским и Белгородским», М., 1976 г.)

 

Итак, Хотмыжская Воскресенская церковь строилась одновременно со строительством крепости. В другом архивном документе, посвящённом устройству Знаменского мужского монастыря, мы находим сообщение о том, что прислано в Воскресенскую церковь.

… «А на Хотмыжское в соборную церковь Воскресения Христова послано церковного строения: месной образ Воскресения Христово з дванадесятыми праздники, образ Пречистыя Богородицы Одегитрия, образ Пречистыя Богородицы запрестольную, двери церковные со святители с столпцы и сению, Деисус, 11 икон, крест большой деревянной, крест осеняной деревянной, сосуды оловянные, кадило медное, кандея, в чем воду святят, паникадило медное с кистью, укропник медной, 2 ризы миткаленные, 2 стихаря полотнаные, 2 потрахели, 2 поручи, 2 пояса нитные, на престол индитъя да срочица, на жертвенник — верхняя и исподняя срочицы или воздух, 2 покровца, литое, антимис, к царским дверям запонь. Книг: Евангелие напрестольное оболочено бархатом, евангелисты серебряные, Евангелие толковое, Устав, Апостол, 4 книги трелогии во весь год, Минья опщая, служебник, потребник, 2 Треоди, поеная и цветная; Псалтырь с следованием; а (слова неразборчиво) на 8 гласов, Псалтырь учебная, Часовник; 3 фунта ладану, ведро вина церковного, миро мала, 4 колокола, весу в них по 8 пуда…»

Писано на Москве лета 7150 г. июля в 22 день (1642 г.) (РГАДА, ф. 210, книга 10, ex. 161, лл. 383 — 405).

clip_image008

Хотмыжск. Церковь Воскресения Христова. Середина XVII в. Рисунок-реконструкция К. Лопяло (Из книги М. П. Цапенко «По западным землям Курским и Белгородским», М„ 1976 г.)

 

Первая деревянная церковь Воскресения Христова была возведена одновременно со строительством крепости Хотмыжск в 1640 г. Первыми священниками в ней были Игнатий Иванов и Семён Иевлев. В XIX веке построена каменная церковь Воскресения Христова (по проекту архитектора Мель­никова А. М.). Освящена в 1839 г. В досоветское время в храме хранился вызолоченный серебряный крест, подаренный ему в 1649 г. царём Алексеем Михайловичем в честь победы над неприятелем. Крест утрачен.

clip_image010

Церковь Воскресения Христова. Рисунок К. Лопяло (по фотографии 30-х гг. XX в.

Надо сказать, что строительство новых городов находилось под постоянным контролем Московского правительства и просьбы воеводы Толстого получали положительный и быстрый ответ.

Так к примеру, когда он доложил в Москву, что белгородский воевода 3. Леонтьев задерживает присылку в Хотмышск муки и круп, то последовал жесткий приказ все требуемое отправить «…на белгородских на сошних подводах з белгородцы з детьми боярскими с кем пригоже». Так же быстро решается вопрос о присылке из Белгорода второго кузнеца, а из Чугуева о присылке колодезного мастера. Тульскому воеводе князю А. Н. Трубецкому приказано отпустить в Хотмышск (Хотмыжск) 400 ружей, а курский воевода должен дать провожатых и охрану.

В марте 1641 года новый город принимается новым назначенным воеводой Ф.Т. Пушкиным. Отвлекаясь отметим, что Фёдор Тимофеевич Пушкин, бывший воеводой в Хотмыжске в 1641 — 1643 гг., был младшим братом Петра Тимофеевича Пушкина, который является прямым предком А.С. Пушкина, (см. Веселовский С.Б, «Род и предки А.С. Пушкина в истории», ж. «Новый мир», № 2, 1969 г., с. 233). При осмотре города и укреплений Ф.Т. Пушкин отметил некачественность постройки Хотмышска. В донесении в Москву он сообщал, что в нарушение существующих правил городские укрепления построены не из дуба, а из дерева мягких пород. Отмечались и другие недостатки. (РГАДА, ф. 210, Белгородский стол, ex. 1139, лл. 35 — 36). Правительство однако не поставило это в вину В.И. Толстому, объясняя тем, что «… Василей Толстой да Гаврило Бокин будучи отпущены на Хотмыщское городще и на Вольный курган для городового строения по зимнему последнему пути поздно и им было на Хотмыщском скорым обычаем городовых и острожных и по реке Ворсклу всяких крепостей учинить и стоялых острожков укрепить неколи» (РГАДА, ф. 210 Белгородский стол, ex. 139, л. 52). Тем не менее уже через 10 лет потребовалась перестройка всей крепости, которая и проводилась в 1650 году воеводой Кириллом Арсеньевым. Он сообщал в Москву о заготовке дубового лесу и получил указание о строительстве нового города 11 мая 1650 года. («Акты Московского государства», том II, СПб, 1864, стр. 264). К. Арсеньев несколько изменил план Хотмыжской крепости, число башен увеличилось с 7 до 10, вместо трёх проезжих оставлено две.

Ещё в 1640 году Хотмышск получает и вооружение, было получено 9 пищалей (пушек), 400 мушкетов (ружей), которыми вооружаются стрельцы и казаки.

В первые годы после постройки Хотмышска принимаются меры к укреплению всего Хотмыщского участка Белгородской черты. В пяти верстах от города вниз по течению Ворсклы, где был татарский перелаз, устраивается стоялый острожек, в котором стояли в карауле 10 детей боярских, 10 казаков и 10 стрельцов. Другая сторожа вниз по Ворскле стояла в 17-ти верстах от города, в которой было 20 человек служилых людей. Вверх по Ворскле было две сторожи: на Серетинской горе в 17-ти верстах от Хотмышска и на Карповом сторожевье в 30-ти верстах. В 1646 году на последнем был построен новый город.

Наряду со строительством Хотмышской крепости проводятся работы по обеспечению её связи с соседними городами Вольным и Белгородом. 28 августа 1640 года воевода В.И. Толстой доносил в Москву, что дорога из Белгорода в Хотмышск (Хотмыжск) опасна из-за татарских нападений, т. к. она пересекала Муравский шлях. Поэтому он принял решение проложить новую дорогу по правому берегу Ворскола (Ворсклы), где она шла через леса, что обеспечивало большую безопасность. При прокладке дороги просекались леса, устраивались гати через болота, строились мосты через речки. «…А старую, государь, белгородскую, что наперёд сево из Белгорода Муравскою сакмою через реку Ворскол на татарские перелазы под Хотмышским городом я, холоп твой, велел лесом засечь и в засеки надолбы поделать, всякие крепости учинить чтоб впредь из Белагорода в новые города и из тех городов в Белгород тою старою белагородской полевою дорогою по Муравской сакме никакие люди не ездили и на той бы старой белогородской полевой дороге никаких проезжих людей татаровья в полон не имали». (РГАДА, ф. 210, Белгородский стол, ex. 132, л. 12).

А главную силу обороны, конечно, составляли служилые люди, гарнизон нового города-крепости. О составе гарнизона нового города мы узнаём из проведённого в 1641 году смотра новым воеводой Ф.Т. Пушкиным. («Строельная книга города Хотмышска 1640 г.» опубликована в книге: Багалей Д.И. «Материалы по истории колонизации и быта степной окраины Московского государства (Харьковской и отчасти Курской и Воронежской губерний) в XVI — XVII вв.» том 2, стр. 30). Эти сведения содержатся также в отписке Ф.Т. Пушкина (РГАДА, ф. 210, Белгородский стол, ex. 139, л. 45). Из результатов смотра видно, что в марте 1641 г. в Хотмышске имелось служилых людей — детей боярских 242 человека, стрельцов 134, казаков 400, выезжих черкас (переселенцев с Украины) —10, пушкарей — 23, кузнец — 1, всего 810 человек.

По годовой сметной росписи 1643 года воеводы И. Львова — «На Хотмышском жилецких людей — детей боярских 229, из них 22 на конях, 203 на меринах и меринках, 2 пеши, все с саадаки, а иные с карабины и пищальми. Станишников 30, из них 5 на конях, 25 на меринах и меринках, все с карабины и пищальми. С головою да с сотниками 314 казаков на меринах и меринках, 30 пеших, все с карабины и пищальми. Стрельцов пеших 276 с пищальми. Пушкарей 23 человека, воротников (караульных на воротах) — 6 человек, казённых кузнецов — 2 человека. Всего на Хотмышском 976 человек». (РГАДА ф. 210, Белгородский стол, ex. 502, л. 11).

В документе отмечается слабое вооружение служилых людей, отсутствие достаточного количества лошадей, но всё же хотмыжане несли свою службу.

Как населялся наш край.

 

XVI веке территория нынешних Борисовского и соседних районов входила в состав Путивльского уезда как Хотмышская волость. При образовании Белгородского уезда она отнеслась к нему. Но и в XVI и в начале XVII века никаких населённых пунктов и постоянного населения здесь не было. Сюда приходили группы сперва путивльцев, а потом белгородцев, имевшие здесь свои «ухожеи», т.е. угодья, где они занимались охотой, рыбной ловлей и бортничеством, т.е сбором мёда диких пчёл. Построение в конце XVI века Курска, Оскола, Белгорода и Валуек означало начало заселения юга России. Но этот процесс был на десятилетия прерван «смутным временем» — польско-шведской интервенцией и крестьянской войной. Постоянному заселению нашего края мешали грабительские набеги Крымской орды. В нашем крае проходила главная дорога их нашествий — Муравский шлях или сакма. Главной целью татарских набегов был захват пленных, которых они продавали на рабовладельческих рынках. По минимальным оценкам только в течение первой половины XVII века в плен было захвачено до 200 тысяч человек.

О тяжести борьбы с ордынцами писал профессор М. К. Любавский: «Те жертвы, которые требовала оборона от татар вместе с ежегодными разорениями, постигавшими Русь, вместе с расходами на поминки (подарки) татарским мурзам и ханам, в общей сумме едва ли была меньше, если не больше того выхода, который некогда платила Русь в Орду. Поэтому татарское иго, перестав существовать юридически к концу XV века, тяготело над Русью по крайней мере до начала XVIII века». (М. К. Любавский «Историческая география России» М, 1909, стр. 264).

Только с началом строительства Белгородской оборонительной черты в 1635 году, после сооружения городов-крепостей начинается хозяйственное освоение нашего края, его всё более плотное заселение, образование новых сёл и деревень. Иногда, говоря о заселении нашего края, историки употребляли термин «колонизация». Неточность этого термина, очевидно, чувствовал Д.И. Багалей когда писал: «Русское население опять стало разъезжать по той степи, где ещё не забыты были старые названия рек и речек и намечать на ней места своих будущих оседлостей, нередко на старых русских городищах и урочищах; таким образом, это не было занятие совсем чужих местностей — это было как бы своего рода возвращением домой». (Д.И. Багалей «К истории заселения и хозяйственного быта Воронежского и Курского края» СПб. 1896, стр. 16 — 17). Постоянная оседлость, появление сёл и занятие земледелием стали возможны в нашем крае только после постройки города-крепости Хотмышска. Говоря о появлении селений, надо отметить, что все сёла, расположенные на правобережье Ворсклы, возникли раньше чем на левом берегу. Из документа 1643 года (РГИА, ф. 1088 оп 6, ex. 122) видно, что тогда уже существовали деревни Тополи и Ломный Колодезь, село Дорогощ. Очевидно вскоре после постройки Хотмышска возникли такие сёла как Казачья Лисица, Почаево, Касилово (Становое), Крюково (Тросная), Никитское (Тростенец), Зыбино (Хотежская), Чуланово.

Кто же были первопоселенцы нашего края? Все они служилые люди, построившие крепость и ставшие на защиту юга России от ордынских набегов. Служилые люди Белгородской черты были двух родов — служилые по отечеству и служилые по прибору. Первую категорию составляли в основном дети боярские. Это было низшее звание служилых людей по отечеству. Сын боярский получал землю как все дворяне, но он, в большинстве, не имел крепостных крестьян и обрабатывал свой надел силами своей семьи, т.е. жил одним двором. Отсюда позже и произошло название «однодворец». При постройке Хотмышска дети боярские были поселены при городе в отдельной слободе. Но это для них было нехарактерно и постепенно они переселяются в деревни и сёла, являясь первыми их жителями. В выписи из «Строельных книг» 1653 г., выданной М.Т. Креневу о даче ему поместной земли, говорится: «А наперед сего та земля была за станичными ездоками, за Семёном Поповым с товарыщи, а ныне они тою землю покинув взяли поместья по деревням и живут в своих поместьях, а та земля лежит порозжа». (РГИА, ф. 1088, оп. 6, ex. 130). Такими детьми боярскими, поселившимися в сёлах, были Прокопий Крюков, первожитель с. Крюково — Тросной, Панкратий Зыбин — слобода Зыбино-Хотежская, Мартын Ведила-поселянец деревни Ломный Колодезь или Ведилина.

Откуда же появились служилые люди в нашем крае?

Переселение служилых людей во вновь построенные города-крепости являлось в большинстве принудительным, как тогда говорили, «по выбору». Обычно в старых городах производился «выбор» наиболее семьянистых и зажиточных служилых людей. Первыми на новые места посылались отцы семейств и их старшие сыновья «для того, чтобы им дворами устроиться, указанные свои пашни пахать и хлебом посеять». Жёны и младшие дети оставались на старых местах, убирали хлеб и переселялись на новые места по первому зимнему пути.

Более охотно на новые места шли «неверстанные» служилые, т. е. ещё не получившие ни земельного надела, ни денежного жалованья. Воевода В. И. Толстой, строивший Хотмыжскую крепость, доносил в Москву: «и ко мне, холопу твоему, на Хотмышской приходят из городов от воевод с описными и отпускными памятьми вольные люди — отцы со дети и отроки, братья, племянники и бьют челом тебе, государю, …чтоб ты, государь, пожаловал их, велел бы быть на новом Хотмыжском городе в своей государевой службе».

(РГАДА, ф. 210, ex. 117, Ч. 2-я, Л. 324).

Основная масса детей боярских прибрана на службу в Хотмышск из городов, прилегающих к Белгородской оборонительной черте. Из «Строельной книги г. Хотмышска» 1640 г. видно, что новоприборные дети боярские были вывезены: 74 человека из Курска, 62 из Белгорода, 40 из Рыльска, 33 из Путивля, 17 из Новгорода-Северского, 4 из Новгорода Великого и по одному человеку из других городов.

Городовые дети боярские несли службу на конях или пешие. При конной службе они ходили только в ближние походы для защиты близлежащих границ. Пешие дети боярские служили в гарнизонах городов-крепостей. В отличие от дворян дети боярские-однодворцы не освобождались от тягла, т.е. от отбывания государственных повинностей. Так что и этот слой служилых людей «по отечеству» мы можем рассматривать как достаточно демократическую массу, руками которой не только защищался юг России, но и производилось хозяйственное освоение южной окраины.

Помимо служилых людей по отечеству, были и служилые люди по прибору — стрельцы, казаки, пушкари, воротники (караульные на воротах крепости). Они вербовались из разных классов общества — из беднейших городовых детей боярских, из вольных жителей городов и даже из тяглых людей. Как указывает историк А. А. Новосельский («Исторические записки» М. АН СССР, 1938, с. 23) для выполнения черновой работы по освоению и защите южных окраин не было пригодно ни провинциальное дворянство, ни тем более люди столичных чинов. Требовались многочисленные и выносливые кадры приборных служилых людей. В самом деле, освоение новых земель требовало выполнения огромного масштаба фортификационных работ — надо копать рвы, строить укрепления, рубить лес, прокладывать дороги.

Как можно заключить из «Строельной книги Хотмышска», из 810 человек служилых людей города в 1641 году около 70% составляли приборные служилые.

Стрельцы и пушкари оставались городскими жителями. В идеале они должны были жить на государственное жалованье. Но у правительства как всегда не хватало денег и они наделялись землёй и побуждались к ведению своего хозяйства. В Хотмыжске они жили в слободе Стрелецкой и Пушкарной. Казаки также имели свою слободу — Казачью, но часть их по примеру детей боярских стала жить в отдельных сёлах, где они были наделены землёй. Такими поселениями казаков были сёла Казачья Лисица и с. Казачье-Рудченск.

Итак, первопоселенцами на территории нашего края были служилые люди, которые наряду с несением военной службы одновременно начинали и хозяйственное освоение Черноземья.

Это был первый этап заселения нашего края. Второй этап заселения нашего края связан с распространением крупного феодального землевладения. Земли мелких служилых людей — детей боярских и приборных служилых начинают разными способами приобретать крупные бояре и дворяне. Этот процесс занял несколько десятилетий в конце XVII — начале XVIII вв. Так в нашем крае возникают крупные вотчины Б.П. Шереметева — Борисовка, А.Д. Меншикова — Ракитная, Г. И. Головкина — Томаровка и Головчино. Проблема рабочих рук для этих крупных поместий решалась благодаря переселенческому движению с Украины. Украинские крестьяне в отличие от русских ещё сохраняли право перехода от одного помещика к другому. Это право сохранялось за ними, как на Украине, так и в русских уездах, куда они переселялись. Так в нашем крае возникает ряд селений с украинским населением, или как их тогда называли черкасами. Это право перехода сохранялось до 1783 года, когда оно было отменено Екатериной II.

Это и был второй этап заселения нашего края.

Хотмыжский Знаменский мужской монастырь

 

Возникновение некоторых сёл Борисовского района связано с основанием Хотмышского (Хотмыжского) Новознаменского мужского монастыря. Он был организован вскоре после постройки Хотмышска по прошению хотмышан царю Михаилу Фёдоровичу. Надо иметь в виду, что монастыри в то время являлись не только религиозными центрами, но и в какой-то мере выполняли функцию социального обеспечения, давая приют престарелым и искалеченным служилым людям, особенно если они оставались одиноки.

Хотмышане в своём прошении царю писали: «и у нас, холопей твоих, отцы и дяди, и матери, и братья люди старые, а иные больные и на боях ранены и от больших ран по обычаю своему желают совершение христианского (неразборчиво ) и иноческий образ принять, постригаться и в Хотмышском, государь, твоего государева богомолья монастыря нет, нам богомольцам и холопем твоим и отцом, и дядям и матерям, и братьям нашим, старым и раненым людям в Хотмышском постригатца негде…» (РГАДА, ф. 210, Белгородский стол, ex. 151, лл. 173 — 174).

В 1642 году в декабре воевода Ф.Т. Пушкин писал в Москву: «… и посоветовав с хотмышаны всяких чинов людьми, занял я, холоп твой, под чорной монастырь место в Хотмышском на посаде, на большой улице за торговою площадью и за гостинным двором и той, государь, монастырь в Хотмышске устроится вскоре и церковь в отделке». (РГАДА, ф. 210, Белгородский стол, ex. 161, л. 384).Нам пока не известно, когда Знаменский монастырь был перенесён на новое место. Известны только названия двух архивных дел, которые говорят о наделении монастыря землями, на которых и был построен монастырь. В РГАДА, фонд 281 «Грамоты коллегии экономии», опись 9 хранятся два дела, которые посвящены пожалованным землям. Но пока текст этих дел неизвестен. Приведём только названия этих дел.

«14086 (7150 — 1642) «Выпись из хотмышских строелъных книг игумену Хотмышского Новознаменского монастыря Корнелию с братиею на пашенные земли и сенные покосы за речкою Ворсклом в Хотмышском уезде»». «14087 (7151 — 1643) «Выпись из строелъной книги чорному попу Новознаменского монастыря Феодосию с братиею на пашенную и сенокосные земли за р. Готнею в Хотмышском уезде».

На этих пожалованных землях и был построен новый монастырь. На них возникли принадлежавшие монастырю деревни — Готня, Подмонастырская и Трефиловка. Позже в 1710 году на земле, которую Б.П. Шереметев взял у соборных попов, возникла слободка Красный Куток. В монастыре было две церкви, причём одна из них была каменной. Это сохранившаяся до нашего времени церковь в Понизовье, части Красного Кутка. Здесь отметим, что по данным «Экономических примечаний к генеральному межеванию» в 80-х гг. XVIII века в Хотмышском уезде было около 50 церквей, из них только три каменных — бывшая монастырская в Понизовье и две в Борисовке — Успенская и Троицкая. Хотмыжский Знаменский монастырь просуществовал до 1764 г., когда при проведении правительством секуляризации монастырских и церковных владений был упразднён. Его церковь стала обычной приходской, а бывшие монастырские крестьяне стали государственными и назывались экономическими крестьянами.

В Хотмышском уезде был ещё один монастырь — женский, располагавшийся в нынешнем селе Покровке, получившим название по имени монастыря. Дата его основания точно неизвестна, но скорее всего он создан был одновременно с мужским монастырём. Известен документ 1644 года о наделении этого монастыря землёй. (РГАДА, ф. 281, on. 9, ex. 14121, 14088). Покровский монастырь также был упразднён по секуляризации.

Охрименко И. Материал размещен с разрешения администрации Борисовского историко-краеведческого музея.



Кол-во просмотров страницы: 10094

Короткая ссылка на эту страницу:


Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: