Частичка родины (25)*

Н. Белых.

(Из истории г. Старого Оскола)

Редакция 1960 года.

clip_image001

Библиотеки и культпросветучреждения

Из официальных документов известно, что лишь при Петре I начали создаваться в России общественные и государственные библиотеки. Но библиотеки имелись и в допетровскую пору, в частности, они имелись при монастырях.

Наши исследования позволяют нам дать краткий обзор истории библиотечного дела в Старом Осколе.

В черновых записках М.А. Веневитинова к его труду «Из Воронежской старины» (Книга издана в 1887 году в Москве), с которыми нам пришлось познакомиться в 1931 году в бумагах Воронежского музея, упоминалось, что еще до построения городов Валуйки на реке Валуе и Оскола у слияния Оскольца с Осколом был на землях Тюляфтиной Пустыни, верстах в полуторах от современного Старого Оскола, мужской Троицкий монастырь с библиотекой из небольшого числа «врачевальных рукописей», «летописных рукописей» и рукописных книг «священного писания».

Названы были некоторые имена книголюбов и строителей Тюляфтиной Пустыни, где и был мужской Троицкий монастырь. Среди таких имен упомянуты черный поп Аврамий и игумен Никодим.

Когда возник Троицкий монастырь и как велика была при нем рукописная библиотека, точно неизвестно. Достоверно лишь то, что Троицкий монастырь существовал до 1764 года, после чего был упразднен велением Екатерины II, превращен в церковь Троицкой экономической слободы, подчиненной «Экономической коллегии».

До настоящего времени сохранилась одна из церквей бывшего Троицкого монастыря (она считается памятником архитектурной старины и взята под охрану государства), но год ее построения неизвестен. Исследователи просто пишут, что эта церковь «построена исстари». Так же писали и о другом Старооскольском монастыре – об Успенском женском. Указывали, что при этом монастыре имелась библиотека, которая будто бы уничтожена была велением игуменьи Евдокии.

Кроме упоминаний в бумагах Веневитинова о монастырских библиотеках в Старом Осколе, о них было сказано в летописях Казанско-Николаевской церкви (эти летописи, вернее небольшой остаток их после пожара 1862 года хранились до 1941 года в Старооскольском краеведческом музее, потом уничтожены фашистами). Казанско-Николаевская церковь возникла вместе с крепостью Старый Оскол в мае 1593 года. Тогда она была деревянной, в 1802 году заменена каменной. Библиотечно-летописные традиции, вообще книголюбие, поддерживалось здесь и после «Ильинского» пожара 20 июня 1862 года не только в форме церковной летописи, но и созданием типографии в 1873 году.

Имелось упоминание о библиотеке в Старом Осколе в одном из донесений городничего Ковригина курскому наместнику о том, что в 1780 году в Старом Осколе возникли две частных первоначальных школы (основанные поповскими вдовами Прасковьей Санковой и Акулиной Поповой) и что «В оных школах… книжиц есть своя библиотека без богохульства…»

Среди других свидетельств, была обнаружена объемистая книга П.М. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырских Российских церквей» (издана Археографической комиссией в Санкт-Петербурге в 1877 году). На странице 651-й этой книги приведены достоверные данные о строителях Троицкой Тюляфтиной Пустыни у Старого Оскола. Строитель Иринарх значится с 24 апреля 1659 года, строитель Марк – с апреля 1662 года, черный поп Авраамий – с октября 1668 года, игумен Никодим – с 1709 года, то есть через год после введения Петром I гражданского шрифта для печатания всех книг, кроме богослужебных.

На этой же странице говорится и об игуменьи Успенского монастыря в Старом Осколе Евдокии. Время ее деятельности относится к 1730 году, когда подверглись реставрации Троицкая и Успенская монастырские церкви. Неизвестны причины уничтожения Евдокией монастырской библиотеки, но есть предположение, что оказалось засилие «богохульных» книг и рукописей.

Сопоставляя ранее полученные нами сведения с новыми, мы пришли к выводу, что библиотеки имелись при старооскольских монастырях в XVI-XVIII веках. Здесь были не только рукописные, но и печатные книги наставительного и учебного характера.

Если остается еще загадкой, при каких обстоятельствах игуменья Успенского монастыря Евдокия уничтожила монастырскую библиотеку, но в народе врачебная и просветительно-книжная деятельность Успенского монастыря долго продолжала жить в памяти. Подтверждением этого служит следующий любопытный факт: в XIX веке, через 155 лет после уничтожения монастырской библиотеки и через 121 год после упразднения Екатериной II самого Успенского монастыря, старооскольцы настояли отметить историческую роль монастырской библиотеки и ее учебно-просветительную деятельность, создав при Успенской церкви правый каменный придел во имя Мефодия и Кирилла, учителей славянских, чьи книги и азбуки имелись когда-то в библиотеке Успенского монастыря. Через 6 лет после возведения предела была открыта с 10 октября 1891 года начальная школа при церкви. В народе ее называли чаще Мефодие-Кирилловской», подчеркивая этим свое уважение к имени первоучителей словенских» и к тому факту, что их книги имелись в прошлые века и в Старом Осколе, порубежной крепости на Юго-востоке государства Московского.

Наиболее выясненной является история библиотечного дела в Старом Осколе и крае с XIX века.

Например, по данным «Курских епархиальных ведомостей» от 21-28 февраля 1898 года («Ведомости» издавались с 1870 года еженедельно по субботам), «в Старооскольском крае в 1896 году имелось 18 школьных библиотек. О них упоминалось в ответе курского губернатора графа А.Д. Милютина на просьбу Старооскольского уездного училищного совета «воспомоществовать расширению оных библиотек и умножению их числа».

Милютин писал училищному совету в 1896 году: «У вас 18 библиотек. Это вполне достаточно для уезда нашего времени. Обеспокойтесь, чтобы в оные библиотеки не проникали вредные для умов книги и помните, что библиотеки, как и начальные училища, должны утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания».

В старооскольских библиотеках значилось тогда от 50 до 83 книг в каждой. Это были книги религиозно-нравственного характера «Русский паломник», «Троицкие листы», «Сборник рассказов новгородских», книжки 1, 2, 3 выпусков приходской библиотеки под редакцией В.И. Шемякина, «Неопалимая купина» и другое «чтиво».

При библиотеке Покровской церкви, в слободе Ламской, была открыта школа грамотности, чтобы привлекать в нее транспортную рабочую молодежь и «спасать от революционной крамолы, во мнозе проникающей в депо и на линию…»

На содержание библиотек расходовалось, как видно из отчетов, от 20 до 25 рублей на каждую. Лишь на содержание библиотеки Старооскольского духового училища было предусмотрено сметой 1898 года сто рублей. Одновременно на содержание канцелярии училища ассигновано 340 рублей. Сразу видно, что здесь писали в три с лишним раза больше, чем читали. Интересно отметить, что на «мелочные расходы училища» (Из записи журнала № 4 заседания съезда духовенства в Старом Осколе 10–12 июня 1897 года) было ассигновано 90 рублей, то есть суммы расходов «на мелочи» и на библиотеку были почти равными.

Конечно, в подборе книг для библиотеки духовного училища начальство усердно руководствовалось указаниями курского губернатора А.Д. Милютина «не допускать в оные книг, вредных для умов». А так как учащимся скучно было читать «Жития святых» и другие религиозно-нравственные книги, почему и многие воспитанники духовных училищ пытались доставать себе книги на стороне, то начальство ввело в «Правила поведения для учеников духовных училищ» следующий характерный пункт: «Строго воспрещается воспитанникам брать книги для чтения из городской библиотеки и где бы то ни было, на стороне, помимо училищной библиотеки. Книга, взятая на стороне, отбирается начальством и не возвращается ученику, если будет признана не соответствующею целям училищного образования».

Однажды под этими строками «Правил», вывешенных в училищной библиотеке, кто-то из воспитанников написал карандашом: «Бойтесь книг, господа!»

Это ироническое замечание было выражением протеста против «Правил» и выражением желаний учащихся духовного училища читать хорошие книги, хотя бы они и совершенно «не соответствовали целям училищного образования» и находились «на стороне».

В книге «Россия», изданной в Санкт-Петербурге в 1902 году под редакцией В.П. Семенова, сказано, что в 90-х годах XIX века в курской губернии имелось всего 16 городских библиотек (см. стр. 153-1560). В число этих шестнадцати входила также одна Старооскольская библиотека с ее 312-ю книгами. В это же время в Курской губернии имелось 26 книжных складов и магазинов. Один из книжных магазинов был в Старом Осколе, в районе современной городской гостиницы. Принадлежал магазин сестрам Баклановым. С 1906 года при магазине была открыта библиотека, за пользование книгами в которой взималось 50 копеек в месяц. Количество постоянных читателей в этой библиотеке не превышало 227 человек.

Кроме библиотечной деятельности, владелицы книжного магазина занимались изданием открыток с различными видами города Старого Оскола и его окрестностей. Издательской деятельностью занимался также аптекарский магазин А.З. Рутенберга.

Открытки расходились в местном крае, в различных областях страны и за границей в качестве иллюстрированных почтовых карточек Всемирного почтового союза «Россия».

Из 18 типографий и литографий, имевшихся в 90-е годы XIX века в Курской губернии, в Старом Осколе действовали две. Это косвенно указывает на то, что Старый Оскол в рамках Курского края занимал в области культуры солидное место.

Первая русская революция 1905–1907 годов овеяла свежим воздухом жизнь края и значительно толкнула вперед библиотечное дело. В частности, как показывают земские и другие архивные документы, к 1912 году число школьных народных библиотек в Старо-Оскольском уезде возросло до 30. В них насчитывалось 3135 книг. В городской библиотеке при земской управе насчитывалось 1359 книг и значилось 272 постоянных читателя. Продолжала функционировать частная библиотека при книжном магазине Г. В. Баклановой. Но весь фонд народных библиотек уезда не превышал 5000 томов. Насколько это был мизерный книжный фонд, судите по сравнению с его книжным фондом одной лишь советской библиотеки при Старооскольской средней железнодорожной № 15: на 22 ноября 1952 г. в этой библиотеке имелось 6000 томов книг на сумму в 18 с лишним тысяч рублей. Это значит, что в одной библиотеке советской средней школы уже в 1952 году имелось книг больше, чем во всех народных библиотеках целого дореволюционного уезда.

Конечно, в дореволюционном Старо-Оскольском крае имелись богатые и даже роскошные библиотеки в некоторых дворянских имениях, вроде имения Арцыбашева в селе Покровском Ястребовской волости. Но туда не было доступа для народных масс. Лишь после Октябрьской революции многочисленные тома этих книг с позолоченными корешками стали достоянием народа. Помнится бурное время Октября 1917 года, когда окрестные крестьяне торжественно несли из библиотеки Арцыбашева огромные связки книг и сдавали их в школьные библиотеки в обмен на пачки старых газет «для курева». Среди других книг была огромная книга Элизе Реклю «Человек и земля».

Дореволюционные местные власти пытались иногда создать видимость своей заботы о библиотечном деле. Так, например, Старооскольское уездное земство наметило на своем октябрьском заседании 1912-го года открыть в 1913 году еще две библиотеки – Каплинскую и Незнамовскую. Но тут же земство отняло от сумм, ассигнованных на библиотеки, 600 рублей на покупку царского портрета для школ и оставило на 1913 год для всех библиотек уезда лишь 1868 рублей, т. е. всего лишь в три раза большем, чем затрачено на бесполезный для народа царский портрет.

На снабжение учительскими библиотеками и наглядными пособиями 14 вновь открытых школ земство отпустило на 1913 год всего… 350 рублей.

Всего народных библиотек-читален в Старо-Оскольском крае в 1913 году оказалось 35. а на пополнение их книгами ассигновано… 900 рублей. На открытие Каплинской и Незнамовской библиотек отпущено 200 рублей. На оплату всех библиотекарей ассигновано 768 рублей (по 12 рублей в год), в том числе на библиотеку для служащих уездной земской управы – 360 рублей.

Вдумчивое отношение ко всем этим цифрам, характеризующим библиотечное дело в Старо-Оскольском дореволюционном крае и отражающим общую картину положения библиотек в царской России, приводит нас к выводу: не только материально, но и духовно грабили народ помещики, капиталисты и царь, не допуская народ к чтению хороших книг. И библиотек мало, и напичканы они были черносотенно-монархической и кадетской литературой, и средств на библиотеки отпускалось ничтожно мало, хотя налоги с крестьян и других трудящихся возрастали, а недоимку царские власти взыскивали немилосердно.

На заседании уездного земства 12 октября 1912 года крестьянские гласные Морозов и Чечулин, отражая настроение крестьян в уезде, заявили, что «у крестьян за недоимки продают последнюю курицу». Заявление это было сделано в знак протеста против решения земского собрания снять с дворянки Ивановой полугодовой оклад земского сбора за мельницу и рассчитать на 5 лет остальную недоимку Ивановой по земскому сбору в сумме 2326 рублей 40 копеек и пени 670 рублей 72 копейки.

Тогда из протеста крестьян ничего не вышло. Только Октябрьская социалистическая революция изменила все дела коренным образом. Об этом, если взять вопрос о библиотеках и книжных фондах, говорят следующие данные: в Старо-Оскольском районе, являющемся лишь третьей частью дореволюционного уезда, имелось к 35-й годовщине Октября (7 ноября 1952 года) в 30 библиотеках при семилетних и средних школах всеобуча 18.500 книг. Кроме того, в 47 начальных школах были штатные и внештатные 47 библиотек с книжным фондом в 10.000 томов, в других учебных заведениях города (Учительском институте, Геологоразведочном техникуме, медшколе, школе механизации, школе ФЗО, железнодорожных школах №№ 15, 2, 8. в городской средней школе рабочей молодежи и др.) и парткабинетах насчитывалось к ноябрю 1952 года 12 библиотек с 56.331 книгой.

Таким образом, к ноябрю 1952 года в Старо-Оскольском районе имелось штатных и внештатных 87 библиотек при учебных заведениях всех звеньев и 2 библиотеки при парткабинетах с общим числом книг – 84.831.

К 35-й годовщине Октябрьской революции, кроме указанных выше, имелось еще 8 сельских библиотек с 21.000 книг.

В районной библиотеке в 1950 году имелось 9130 книг, а в ноябре 1952 года книг насчитывалось здесь 11.119. За этот период количество читателей возросло с 2465 до 2804 (Рабочих –585, служащих – 693, колхозников – 680, учащихся – 863, других лиц – 183).

В детской библиотеке, возникшей в 1951 году, имелось 4349 книг и 908 постоянных читателей. К ноябрю 1952 года в библиотеке книг оказалось 6.123, а число постоянных читателей возросло до 1188.

Возрос с 1950 по ноябрь 1952 года книжный фонд изб-читален и сельских клубов. Если в 1950 году в 20 избах-читальнях района насчитывалось 15.000 книг, то в 20 избах-читальнях к ноябрю 1952 года книг стало 20.000. Соответственно возрос книжный фонд в 12 сельских клубах с 4.800 до 8.200 книг.

Выходит, что к ноябрю 1952 года в Старом Осколе и районе имелись всего 27 библиотек с книжным фондом в 84.158 томов. Кроме того, в 20 избах-читальнях, в 12 сельских клубах насчитывалось к ноябрю 1952 года 28.200 книг.

Имелись к 1952 году библиотеки при многих производствах Старо-Оскольского района (в библиотеке Старооскольского механического завода насчитывалось 8.000 книг, в библиотеке КМАстроя – 6970 книг, в библиотеке стройуправления – 1800 книг).

Всего в Старо-Оскольском районе имелось библиотек различных ведомств на ноябрь 1952 года – 117 с книжным фондом в 185.759 книг, что в 37 раз превышает книжный фонд всех библиотек дореволюционного уезда, хотя населения в уезде было в 2,2 раза больше, чем в современном районе.

Нельзя умолчать о том, что к 35-й годовщине Октябрьской социалистической революции в Старо-Оскольском районе имелось много колхозов с несколькими библиотеками и с такими книжными фондами в них, которые в несколько раз превосходили книжный фонд библиотек всего дореволюционного уезда. Например, в 4-х библиотеках колхоза имени Мичурина имелось 11.000 томов. А ведь 40 лет назад во всех библиотеках дореволюционного уезда насчитывалось только 5000 книг.

Обуховская сельская библиотека имела к 35-й годовщине Октября 3000 книг и 467 постоянных читателей, Пушкарская библиотека имела 2500 книг и 402 постоянного читателя, Казачанская библиотека довела книжный фонд до 3 тысяч томов и привлекла 347 постоянных читателей, Сорокинская библиотека увеличила фонд до 4000 книг и вырастила 230 постоянных читателей и т. д.

К концу 1956 года произошли значительные изменения в количестве библиотек и книжных фондов, а также других культпросветучреждений. При этом имело место укрупнение или слияние некоторых библиотек, возникновение новых клубов, приобретение книг.

Авторам «Частички Родины» пришлось участвовать в составлении сводки сельских учреждений культуры. По публикации за 24 августа 1956 года, в Старо-Оскольском районе значилось всего 51 культпросветучреждение (38 сельских клубов и библиотек, 13 изб-читален).

Кроме этого, в городе насчитывалось 12 культпросветучреждений (библиотеки, клубы, дом культуры).

Книжный фонд по селу и городу возрос до 250 тысяч учетных единиц.

За последующие годы произошли новые изменения: выбыл из Старого Оскола в Белгород Педагогический институт с библиотекой до 60 тысяч томов. На территории, отошедшей от Старо-Оскольского района к Губкинскому, было 8 библиотек. Теперь они исключены из числа старооскольских. Кроме того, проведено новое укрупнение за счет слияния колхозных библиотек.

В результате всех этих изменений к концу 1960 года в Старо-Оскольском районе насчитывалось 17 библиотек, плюс 5 библиотек по городу (школьные и при производственных клубах не учтены).

Книжный фонд всех 22 библиотек исчислен в 230.000 томов.

К концу первой семилетки намечено увеличить книжный фонд еще на 100 тысяч томов.

В районе и городе в 1960 г. работали два дома культуры, народный самодеятельный театр, университет культуры и лектории общества «Знание».

Полное представление о культуре района и города, а также о превосходстве советского строя перед строем дореволюционной царской России нельзя получить. Без учета роста подписки на газеты и журналы. Поэтому приведем здесь этот учет.

О динамике роста подписки на газеты и журналы в нашем крае с 1912 по 1952 год представлено на диаграмме № 11:

clip_image003Диаграмма № 11. Подписка на газеты и журналы по Старо-Оскольскому уезду и району с 1912 по 1952 г.

ТАБЛИЦА

роста подписки на газеты и журналы по Старо-Оскольскому уезду и району с 1912 по 1960 год

Примечание: Дореволюционный уезд был в 3 раза больше современного района по территории и в 2.2 раза – по населению.

ГОДЫ рост подписки (в экз.)

Газеты Журналы

1912…………….84……….32

1916……………193………85

1918……………1931…….852

1940……………12700……1265

1943……………6920……..582

1946……………10400……1180

1950……………12300……1570

1952……………14000……2130

1956……………17000……2956

1959……………17800……3200

1960……………20150……3850

 

Н. Белых.

Продолжение следует…

*Примечание: ввиду большого объема публикуемой монографии редакцией сайта выполнена разбивка материала.

Редакция сайта благодарит Е. Н. Белых (г. Владимир) за предоставленные архивные материалы.



Кол-во просмотров страницы: 4057

Короткая ссылка на эту страницу:
Мне нравится! 5 пользователям понравилась эта запись


Одноклассники
   
 

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Добавить изображение

Добавить изображение