Просвещение народа

Елена Кривцова
Александр Лимаров

Каждый год все дети нашей большой страны 1 сентября отправляются в школу за знаниями. Современного человека невозможно представить, не умеющим писать и читать, а ведь всеобщее обязательное образование в нашей стране было введено только в XX веке. Но идея эта зародилась уже после отмены в 1861 году крепостного права, только путь к ее осуществлению оказался долгим и непростым.

clip_image001Впервые в истории нашей страны 25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении», которым определено обязательное обучение детей в возрасте 8-10 лет обоих полов. В нем было указано, что «для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения». Рождение этого документа вывело нашу страну на высокий уровень развития не только культурный, но и экономический, поскольку образование является при этом ключевым рычагом. 
На протяжении почти тысячелетия обучением грамоте народа на Руси с принятием православной веры занимались церковнослужители, для этого возле храмов и монастырей возникали небольшие церковно-приходские школы. Знания в них получали простые: Закон Божий, чтение, письмо и «цифирь», т.е. первые правила исчисления. 
С наступлением эпохи императора Петра І и особенно императрицы Екатерины ІІ стали возникать гражданские школы для образования и воспитания подрастающего поколения. Великая реформа Александра ІІ отмены крепостного права дала народу сильный толчок к образованию. Почти всю вторую половину XІX и начала XX веков вопрос о всеобщем обязательном начальном образовании не сходил со страниц русской печати, обсуждался в обществе, был предметом многочисленных проектов и споров: «Куда направить это необъятное море восстановленного к новой жизни народа? Между прежними рабами, сравниваемые с животными, оказалась необыкновенная даровитость, живость, самодеятельность на разных поприщах жизни, деловитость, смелость в действиях; все это дремало и не проявлялось под игом рабства. Этот вопрос стал не только важным, но и ответственным». 

Земские школы

Серьезные изменения в системе начального образования произошли с введением земских учреждений — начали создаваться земские школы. Так в Белгороде в 1850 г. числилось всего 3 учебных заведения: уездное училище, приходское училище и частная женская школа Дорндорф. В них обучалось всего 199 учащихся, из них в женской школе училось 29 учениц, это были дочери дворян и купцов. В сельских приходских училищах уезда обучалось всего лишь 156 учащихся, основную массу которых составляли дети государственных крестьян. В ведение Белгородской земской управы в 1867 г. были переданы только 6 существовавших в то время сельских школ. Одну из основных задач своей деятельности земства увидели в улучшении дел в области образования, поэтому уже за четыре первых года количество сельских школ в уезде увеличилось на 20, при этом только в 1871 г. открылось 7 новых школ. Они имели 3-х летний курс обучения, в которых преподавались: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, элементарные знания по природоведению, географии, истории. 
Важнейшим условием открытия этих учебных заведений было обязательство земства и сельских общин обеспечить их помещением, выделять средства на содержание учителей и приобретение учебников. Школы размещались, в основном, в наемных зданиях или при церквях. Во второй половине XІX в. происходит постоянное увеличение их числа, в Белгородском уезде начальных училищ к 1889 г. уже насчитывалось: 3 городских приходских, одно женское воскресное, одно женское фабричное, 2 Наумовских – образцовое и для взрослых, 33 сельских. Обучалось в них 2766 учащихся, из них 492 девочек. В Белгородских мужских приходских училищах, размещавшихся в наемных домах с платой в год 960 руб., значилось 233 ученика. В женском приходском училище — 110 учениц, из них «духовного звания 2, детей мещан 98 и дочерей крестьян 10», в воскресной женской школе состояло 78 учениц, возрастом от 15 до 35 лет, из них 4 замужних. 
clip_image002

«Ученицы» картина Н.П.Богданова-Бельского

Учителя воскресной школы за преподавание не получали никакой платы, «книги и все учебные пособия жертвует попечительница школы Е. А. Немыкина». Источники содержания училищ были различны: городские – на средства города, фабричное – купцом Соловьевым, Шебекинское – генералом Ребиндером, Томаровское женское – священником Маляревским, Наумовское – сельским обществом с пособием от казны, сельские – сельскими обществами с пособием от земства, выделявшее для этого ежегодно 10 тыс. рублей. Большую материальную помощь оказывали и их попечители, так «в Старом городе попечительница школы г-жа Волкова принимает живое участие в благосостоянии школы и своими материальными средствами удовлетворяет насущные ее нужды».
Комиссия по народному образованию в своем отчете, представленном земскому собранию за 1887 г., указала, что состояние зданий школ «…с каждым годом улучшается. Более всего чувствуется потребность в приспособлении училищных помещений, дающих возможность к рациональному ведению школьного дела… на это обращается серьезное внимание земства, ассигнующего ежегодно 900 руб. на постройку училищных зданий».  Таким образом на средства сельских обществ с участием земства к этому году были построены школы в селах: Старый город, Томаровка, Бессоновка, Головино, Логовое, Ястребово. Кроме этого, было начато строительство школ сельскими обществами сел Болховца, Сабынино, Терновка и Щетиново. Приходские училища города Белгорода не имели специально построенных для них зданий, размещались в наемных и городских домах. В разное время они находились в городских домах бывшем Рединой, бывшем Добрынина, в наемных домах владельцев Голева И.Н., Садовского М.Н. , Уманец Л. Н. и др.

clip_image003Церковноприходские школы и приходские училища на 1911 г.

Бурная образовательная деятельность стимулировала процесс создания специальных учебных заведений, готовивших учителей. В нашем городе были открыты в это время учительский институт и учительская семинария, находившаяся в селе Михайловском (Пески).

Школы Духовного ведомства

Положение изменилось и после выхода в 1884 г. «Правил о церковно-приходских школах», император Александр ІІІ восстановил их и ввел в состав учреждений, финансируемых государством. В это время акцентируется внимание на религиозно-нравственном воспитании нового поколения, на первый план выдвигается церковь как наиболее традиционный институт. В Белгородском уезде, как и во всей Курской губернии, с решением о финансировании церковно-приходских школ наблюдается быстрый рост их числа. Уже в 1887 г. их было 19, из них в Белгороде две – при Успено-Николаевском соборе, в доме дьякона Платонова и при Покровской церкви, в доме дьякона Ханова. Преподавание в них, чаще всего, вели священнослужители, после организации женских епархиальных училищ — учительницы, окончившие эти училища. В церковно-приходских школах обучали Закону Божьему, церковному пению, чтению церковных и гражданских книг, письму и арифметике; в двухклассных училищах добавлялись начала русской истории, географии, черчение и рисование. В селах, удаленных от приходских церквей, духовенством открывались школы грамоты – тип школы древней Руси. Все эти учебные заведения способствовали повышению общей грамотности населения, но уровень подготовки учащихся в них и материальная база значительно уступали министерским и земским школам. 
Однако и при этом для удовлетворения потребностей населения в образовании существующих школ было недостаточно, это отмечалось постоянно на заседаниях Белгородского земского собрания. По статистическим данным 1896 г. общее число «православных детей школьного возраста» в уезде насчитывалось 20889 чел, из них 10409 мальчиков и 10480 девочек. Всего же обучающихся в начальных школах было 5983 чел. (в церковных школах 2674 чел.), мальчиков — 4547, девочек — 1436. Сельских земских школ в уезде существовало 38, а церковно-приходских уже 69.

Список церковноприходских школ и школ грамоты Белгорода

№ п/п

Название церкви

Год открытия

примечание

1

2

3

4

1

Рождество-Богородицкий женский монастырь

1897 г. (упоминается  в 1869 г.)

церковно-приходская школа

2

Введенская

1895 г.

церковно-приходская школа

3

Петропавловская  церковь
(Савинская)

1887 г.

церковно-приходская школа

4

Трехсвятительская церковь
(Савинская)

1899 г. (упоминание)

школа грамоты

5

Трехсвятительская церковь
(Савинская)
школа женская

1901 г.

преобразована 
в церковно-приходскую школу из школы грамоты

6

Владимирская церковь

1901 г.

школа грамоты, 
в 1901-1902 гг. переименована в церковно-приходскую школу

7

Преображенская церковь

1899/1900 уч. год

2-х классная церковно-приходская школа

8

Смоленская церковь

ноябрь 1899 г.

церковно-приходская школа

9

Успено-Николаевская церковь

1901 г.

школа грамоты, закрыта в 
1901-1902 уч. год

10

Успено-Николаевская церковь

1901 г.

церковно-приходская школа

11

Успено-Михайловская церковь

1901 г.

церковно-приходская школа

12

Покровская церковь

1901 г.

церковно-приходская школа

13

Тихвинская церковь

1901 г.

церковно-приходская школа
(в 1907 г. не значится)

 

Всеобщее обучение — освобождение от невежества

Проекты всеобщего народного образования долгое время оставались лишь проектами, теоретически они разрабатывались довольно усердно, но практически двигались медленно, потому что не хватало средств, по предварительным подсчетам на введение всеобщего образования по всей стране насчитывали огромную, пугавшую всех сумму — не одну сотню миллионов рублей ежегодно. 
Наиболее действенными средствами к достижению цели и увеличению числа народных школ послужило выделение казной на эти нужды усиленных кредитов, а также привлечение губернских земств. В честь 40-летней годовщины отмены крепостного права в 1901 г. Курское губернское земское собрание «постановило, что наилучшим способом увековечивания земскими учреждениями славного дня освобождения миллионов русского народа от рабства было бы введение ко дню 50-летия крестьянской реформы всеобщего обучения, как освобождения от невежества», и поручило комиссии по народному образованию проработать этот вопрос. Под общедоступностью обучения подразумевалось «предоставление всем мальчикам и 1/3 девочек школьного возраста обучаться в начальной школе в течение 3 лет, при чем район школы предполагает трехверстным,…хотя определенная такими нормами доступность школы не представляет той всеобщности обучения, к которой стремится современное земство, однако достижения и такого рода успеха школьного дела для Курской губернии является нелегким…».
В 1907 году правительство России приступило к осуществлению разработанного в предшествующие годы плана введения в стране всеобщего, обязательного, бесплатного начального обучения, в Государственную Думу был внесен соответствующий проект закона. Согласно этому, на органы местного самоуправления возлагались обязанности составить проекты школьных сетей, финансовые планы их осуществления и открыть необходимое число начальных школ, а государство брало на себя содержание учителей этих школ по всей стране. С этой целью Белгородское земство провело большую работу по подготовке анализа уже существующих школ уезда и расчету необходимого их количества. К этому времени в уезде, как и по всей России, существовала сложная сеть начальных народных школ, принадлежащих различному ведомству: школы Министерства народного просвещения, школы земства и Духовного ведомства. По итогам работы население уезда составило 180885 чел, детей школьного возраста – 18083 чел., школ – 84. Согласно этому была разработана новая школьная сеть: 236 школ по 50 учащихся, которые обеспечат их доступность для всех детей с радиусом 3 версты. В отчете земства указано, что «в этом отношении школьная сеть не вызывает возражений, школьные районы размещены вполне соответственно числу жителей каждого селения».

clip_image004

Церковноприходская школа в Белгородском уезде

Безусловно, определяющую роль в развитии начального образования в нашем крае сыграло взаимодействие церковных и земских учреждений. Но все же, особенно велика была заслуга земства, которому буквально пришлось создать народное образование, тем самым повысить уровень развития народа и пробудить его к знаниям. «В последние годы среди крестьян созрело желание учить своих детей грамоте, так что настоящая школа не может вместить всех желающих», — сообщал в те годы учитель слободы Томаровка. Трагические события в истории нашей страны начала XX в. приостановили этот процесс, но в сознании народа уже укрепилось желание учиться, барьер невежества был преодолен.
Таким образом, введение всеобщего образования в стране явилось результатом многолетнего, кропотливого и нелегкого труда, в первую очередь, как простого народа, так и различных уровней власти и горячо поддерживалось всеми слоями общества. 
Интернет  версия статьи, опубликованной в газете «Наш Белгород»  5.10.2013


Елена Кривцова
Александр Лимаров


Редакция сайта благодарит авторов за разрешение на использование материала.



Кол-во просмотров страницы: 3250

Короткая ссылка на эту страницу:
Мне нравится! 11 пользователям понравилась эта запись


Одноклассники
   
 

1 комментарий к записи “Просвещение народа”

  1. kote:

    Учение — свет! Увы, нынешняя реформа образования восхищения не вызывает.

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Добавить изображение

Добавить изображение