Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Мастер изящной словесности

Ксения Белоусенко

К 160-летию со дня рождения Ю. Н. Говорухо-Отрока

clip_image002[4]Ю. Н. Говорухо-Отрок

В десяти километрах южнее Белгорода раскинулось село Таврово. До наших дней там сохранился дом помещиков с необычной фамилией Говорухо-Отрок. Высокие потолки, деревянная лестница, лепные плафоны и карнизы все еще хранят старинный дух дворянского особняка. Придя сюда, можно полюбоваться на пруд, пройтись по липовой аллее. А вот уникальный парковый комплекс, к сожалению, до наших дней не сохранился.

Дворянский род Говорухо-Отроков до сих пор не изучен. Неизвестно, когда и от кого он происходит. И, тем не менее, были в этом роду люди неординарные, игравшие заметную роль не только в общественной жизни Белгорода и уезда, но и всей Курской губернии и даже России. Один из представителей славной фамилии — Юрий Николаевич Говорухо-Отрок, публицист, писатель, литературный и театральный критик.

Детство, отрочество.

Единого мнения о дате его рождения не существует. В разных справочных изданиях указываются 1850, 1851 годы, называется дата 29 января. Согласно исследованиям профессора Белгородского государственного университета З. Т. Прокопенко, наш земляк родился 26 января 1854 года в семье Николая Николаевича и Елизаветы Семёновны, урождённой Елагиной. Детские годы он провёл в имении рано умершего отца — слободе Таврово Белгородского уезда тогда ещё Курской губернии. В семье был ещё младший сын Андрей.

clip_image004[4]

clip_image006[4]

Юрий получил хорошее домашнее образование, владел французским языком, играл на фортепиано. Он много читал — в доме была хорошая библиотека, любил поразмышлять над книгами Пушкина и Шекспира. Однако учеба в Харьковской гимназии давалась мальчику нелегко по причине слабого здоровья. После окончания пятого класса он заболел настолько серьезно, что вынужден был оставить гимназию и самостоятельно готовиться в университет.

Как и многие гимназисты того времени, Юрий не избежал влияния идей и убеждений революционных демократов Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, НА Добролюбова и других. Позже, уже в зрелом возрасте Говорухо-Отрок крайне не любил революционеров-народников, называя их «неотпетыми мертвецами». Однако в юности он не остался в стороне от либеральных взглядов.

Поступив на физико-математический факультет Императорского Харьковского университета, молодой человек был разочарован — в первый же месяц эти точные науки стали казаться ему скучными. Пропуская лекции, он днями пропадал в университетской библиотеке, зачитываясь произведениями русских и зарубежных классиков, и вскоре оставил неполюбившийся факультет.

Любовь к литературе сочеталась у него со страстным увлечением театром. Одно время он даже хотел поступить на сцену. При содействии актера Стружкина, своего дальнего родственника, Говорухо-Отрок гастролировал с его труппой по городам юга России и сыграл несколько крупных ролей (например, Хлестакова). Но вскоре понял, что сцена не его удел, и раз и навсегда расстался с мыслью стать актером.

Время учебы в университете совпало с женитьбой Юрия Николаевича. Женился он рано, в 18 лет, на дочери уездного врача Софье Федоровне Поповой, изящной красавице, которая была ещё моложе своего супруга. Будучи во многом противоположностями в жизни, молодые люди сходились на любви к литературе, театру и в увлечении революционными писаниями.

Заблуждения юности.

Харьков, где в то время проживал Говорухо-Отрок, был одним из центров народовольческого движения. Здесь работали известные революционеры-народники Андрей Желябов, Софья Перовская, Вера Фигнер и другие, возникали революционные кружки, проходили сходки, на которых обсуждалось положение крестьян, распространялись революционные прокламации. Естественно, что впечатлительный, настроенный на добрые дела молодой человек посещал такие сходки. По воспоминаниям близкого друга Н. И. Черняева, «у Юрия Николаевича была страстная, нервная и общительная натура. Он легко сближался с людьми, имел много приятелей и знакомых, любил оживленную беседу и готов был спорить до петухов о «проклятых вопросах».

И хотя Юрий Николаевич быстро отошёл от революционной деятельности, перестав посещать кружок, из-за своих «оживленных бесед» он в 1974 году был арестован и посажен в Петропавловскую крепость по делу «о пропаганде в империи» (иначе по делу 193-х). Материалы судебного процесса свидетельствуют о том, что он был оговорен некоторыми участниками харьковских сходок.

За три года заключения он много пережил и передумал. Порой, заключенный в одиночную камеру, доходил до отчаяния, пытался свести счёты с жизнью, и только Евангелие, оставленное в камере его предшественником, удержало от смерти.

К моменту освобождения Юрий Николаевич стал глубоко верующим человеком, противником революционных переворотов, убеждённым славянофилом и монархистом. Окончательно он порывает с революционерами после покушения народовольцев на Александра II. В 1881 году в журнале «Полярная звезда» печатается его рассказ «Fatum», в котором народоволец Сергей Михайлович изображён человеком, разуверившимся в правоте своих идеалов, загнанным, обречённым на гибель. С точки зрения Говорухо-Отрока, в судьбе террористов нет ничего героического, борьба их бесперспективна, а бесцельно растраченные молодые жизни вызывают лишь сожаление.

Естественно, что прежние единомышленники не простили Говорухо-Отроку его «ренегатства», почти каждое его выступление в печати сопровождалось полемическими выпадами в адрес «предателя». Все это Юрий Николаевич отражал достойно, с присущим ему тактом и темпераментом.

Литературная деятельность.

Ещё одиннадцать лет после ареста по официальным документам Юрий Николаевич считался человеком неблагонадёжным и не имел права покидать Харьков. Только в 1889 году с него была снята опала, и он смог уехать в Москву, где стал постоянным сотрудником газеты «Московские ведомости». Там он познакомился с выдающимися консервативными литераторами: Н. Н. Страховым, К. Н. Леонтьевым, Л. А. Тихомировым, В. В. Розановым и другими. С этого времени началась его бурная литературная деятельность. Он пишет передовые статьи, критические очерки, этюды и заметки, ведёт театральную хронику. В своих статьях Говорухо-Отрок критикует западный путь развития цивилизации за отсутствие положительных духовных ценностей, нравственных устоев: «Все усилия европейской науки, искусства, философии направлены лишь на достижение нравственного и материального комфорта, к достижению земных желаний. Душа человеческая, бессмертная Душа отринута, и о ней уже никто не задумывается».

В 90-е годы он активно сотрудничает в лучшем тогдашнем консервативном журнале «Русское обозрение», где печатает несколько своих работ: «Тюрьма и крепость. Из посмертных записок подследственного арестанта», «Несколько мыслей о религиозной живописи», «Федор Павлович. Святочный рассказ». При всех публицистических талантах нашего земляка, современники все же считали, что его истинным предназначением стала художественная критика. Он владел прекрасным литературным слогом, и порой его рецензия на книгу читается лучше, чем само произведение. Его литературно-критические этюды посвящены творчеству Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, Н. А. Островского, В. М. Гаршина, А. П. Чехова. Одним из главных его сочинений можно считать книгу «Тургенев». Анализируя романы писателя, Говорухо-Отрок приходит к выводу, что образ «лишнего человека» в творчестве Тургенева имеет автобиографический характер, а увлечение западничеством отрицательно сказалось на его жизни и творчестве.

На очереди была большая работа о любимом писателе Н. В. Гоголе. Но помешала этому внезапная смерть Юрия Николаевича в расцвете творческих сил. Он скончался 27 июля 1896 года от кровоизлияния в мозг на подмосковной даче в посёлке Разумовский.

В период советской власти имя нашего земляка было вычеркнуто из многих учебников по театральной критике, из истории литературы вообще. Например, немногие знают, что известная фраза писателя В. Г. Короленко: «Человек создан для счастья, как птица для полета» — не что иное, как ответ на утверждение Ю. Н. Говорухо-Отрока: «Человек существует не для счастья на земле… жизнь его есть подвиг страдания и искупления».

Похоронен в Москве, в Скорбященском монастыре. Памятник — белый мраморный крест, сделанный по эскизу знаменитого художника Виктора Васнецова, к сожалению, не сохранился до наших дней.

(Подготовлено по материалам З. Т. Прокопенко)

Ксения Белоусенко,

ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы Белгородской универсальной научной библиотеки.

Редакция сайта благодарит автора за разрешение на размещение материала.



Кол-во просмотров страницы: 3935

Короткая ссылка на эту страницу:


Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: