Из архива К Битюгина.
Рисунок из Википедии — свободной энциклопедии
…В это лето (2002 г.) целый месяц белгородский археолог, кандидат исторических наук, доцент Белгородского инженерно-экономического института Александр Григорьевич Дьяченко «пропадал» возле большого строительного котлована на перекрестке улиц Пушкина и Победы, неподалеку от нового госуниверситета, где «Финансово-строительная компания-97» начала возводить жилой дом с офисными помещениями. Александр Григорьевич внимательно следил за каждым взмахом экскаваторного ковша – не мелькнет ли вдруг в вынутом грунте неприметная постороннему взгляду деревяшечка, железочка, черепок… Такая работа называется «археологическим наблюдением». Если в ковше А. Дьяченко замечал какой-то «осколок древности», работа останавливалась и находки аккуратно, вручную, выбирались из грунта. Так — до самого вечера, пока экскаваторщик Сергей Карпенко не уходил домой. Тогда Александр Дьяченко вместе с рабочим Михаилом Севрюковым лез в котлован и начинал тщательно зачищать стенки, фотографировать, делать чертежи стратиграфии…
Строительство ведется в исторической зоне Белгорода. Примерно в этом месте, согласно старинным планам города, располагался юго-западный бастион Белгородской крепости XVII-XVIII веков (сама крепость проходила по современным улицам: Пушкина и Вокзальной — с запада на восток, Фрунзе и Победы – с севера на юг). Следов старинных укреплений археолог не нашел, но среди «улова», сделанного в котловане, — чугунное ядро диаметром 11,5 см и весом около 4 кг. Таким ядром стреляла одна из больших пищалей, которыми была вооружена крепость, – это вполне могла быть полуторатонная пищаль «Собака», отлитая из меди в 1572 году знаменитым пушечным мастером Андреем Чоховым – тем самым, что изготовил «Царь-пушку». Как сказано в старинных актах, громким выстрелом из этой пищали в крепости поднимали тревогу — в случае приближения неприятеля. От времен XVII и XVIII вв. остались еще деревянный пестик в форме бутылки, печной изразец, дверное украшение, сделанное из просеченного железа… Все найденное передано в областной краеведческий музей.
Но самыми главными находками А. Дьяченко стали обломки древней керамики, которые свидетельствуют, что на территории нынешнего Белгорода еще задолго до строительства города существовали поселения. Лепная керамика может принадлежать так называемой киевской археологической культуре (которую ряд ученых считает раннеславянской) и датируется III-IV веком нашей эры. Следы этой культуры (которая в основном была распространена по берегам рек Днепра и Десны) уже находили на территории Белгородской области, однако в самом городе ее обнаружили впервые. Другую керамику, изготовленную уже при помощи гончарного круга, Александр Дьяченко определяет как древнерусскую – XII-XIV века. По мнению археолога на берегу Везелки в древнерусские времена существовало поселение так называемых «бродников» — людей, отпавших от своей общины и «бродящих» с места на место в районе южной границы лесостепи.
«Это очень важные находки, — говорит Александр Григорьевич, — так как они фиксируют начало исторической жизни в данном месте, ведь более ранних находок на территории нынешнего Белгорода нет». При этом А. Дьяченко подчеркнул, что ни о каком увеличении возраста Белгорода говорить нельзя: на берег Везелки город был перенесен в 1650 г., возможно, на ранее обжитые места, но обнаруженные следы поселений не имеют к городу никакого отношения — просто поселения существовали на этой же территории, но в другую историческую эпоху.
Работа в строительном котловане (которая помогла узнать немало интересного о прошлом) приостановлена до весны. Однако в конце лета А. Дьяченко уже на месте другого строительства – жилых домов по ул. Победы – нашел такой же древний культурный археологический слой. Так что под землей наш город хранит еще немало тайн, загадок, и, думаю, в будущем можно надеяться на новые интересные находки. «Очень важно, — говорит археолог, — чтобы будущая перестройка центра города велась планомерно, проекты заблаговременно согласовывались с управлением культуры и была бы возможность организовать археологические исследования». Хорошо, когда строители работают в контакте с учеными и помогают им (как это делает «Финансово-строительная компания-97»). Но, к сожалению, известны случаи, когда обнаруженные древности пытались скрыть из-за боязни, что работы приостановят, а фирма понесет финансовые потери.
Константин БИТЮГИН.
2004 г.
Короткая ссылка на эту страницу: