В. В. Потапов
Выдающаяся русская балерина Ольга Александровна Спесивцева родилась 5 июля 1895 г. в Ростове-на-Дону. Ее называют одной из лучших Жизелей XX века. Ее партнер, танцовщик и хореограф Серж Лифарь, назвал Спесивцеву одной из трех граций века (наряду с Анной Павловой и Тамарой Карсавиной). Отец ее был актером в театре. Когда Ольге было 6 лет, он скончался от туберкулеза, оставив без средств к существованию жену Устинью Марковну и пятеро детей. Троих из них мать вынуждена была отдать в детский приют при Доме ветеранов сцены в Петербурге. В их числе оказалась и Ольга, которая с раннего детства была одаренной и пластичной девочкой. Вскоре в числе других воспитанников Ольга была принята в Театральное училище. Ее дебют на сцене Мариинского театра состоялся в 1913 г. в балете «Раймонда». Уже через 3 года Ольга Спесивцева выехала на гастроли в США в составе дягилевской труппы, которой руководил Вацлав Нижинский. Встреча с ним сыграла огромную роль в ее творческой судьбе. По возвращении на родину ее положение изменилось — начиная с 1917 г. она становится ведущей балериной Мариинского театра. В том же 1917 г. Ольга Спесивцева навестила в Короче свою бабушку и выступила на сцене женской гимназии им. Д.К. Кромского.
Из воспоминаний М.П. Решетникова:
«Когда Ольга Александровна Спесивцева была в Короче в 1917 г., она выступала на сцене женской гимназии с концертным номером «Умирающий лебедь». Вся сцена была усеяна живыми цветами. А по окончании номера в зале поднялся сплошной громовой шум от аплодисментов с восторженными криками зрителей «браво», «браво». По окончании концерта корочанская молодежь с восторгом вынесла ее на руках из зала с букетами живых цветов. А потом дружной и веселой гурьбой проводила до самого дома ее бабушки, где Ольга Александровна остановилась».
Из воспоминаний Ольги Георгиевны Пережогиной (родилась в Короче 15 июля 1895 г.):
«Точно не помню, но, кажется, это было в 1917 г. В Корочу приехала знаменитая в то время балерина Ольга Спесивцева. В Короче жила ее тетя Мария Ивановна Спесивцева, хорошая портниха. Она жила по ул. Ленина, где сейчас живут Дьяченко. Жила она с сестрой. Оля Спесивцева приехала в гости к Марии Ивановне летом. Она была хорошенькая, изящная. Гимназисты не отходили от нее, они забросали ее розами. Выступала на сцене большого зала женской гимназии, прекрасно танцевала. Кто-то все-таки хотел ее скомпрометировать и бросил иголку, но она не принесла Оле неприятностей. Все очень возмущались этим поступком.
Людей был полон зал, море цветов. Для Корочи это была сенсация — выступала знаменитость».
В 1919 г. Ольга Спесивцева дебютировала в своей коронной роли — роли Жизели. К ее репертуару прибавляются «Корсар». «Баядерка» и любимая ею, одна из лучших ролей — Эсмеральда. Хрупкое здоровье Спесивцевой не выдерживает такой нагрузки. Открывшийся туберкулез легких требовал лечения и отдыха. Только в мае 1921 г. она возвратилась к работе и тут же Сергей Дягилев приглашает ее принять участие в лондонской постановке «Спящей красавицы». Вернувшись в Петроград, Спесивцева находилась в состоянии творческого взлета. Весной 1924 г.. попросив отпуск для лечения в Италии, она вместе с матерью уезжает из России, и как оказалось, навсегда. Из Италии переезжает во Францию. В 1924-1932 гг. была ведущей приглашенной балериной Парижской грандоперы. Она стала первой русской звездой в первом театре Франции. Гастролирует в Италии (1927). Аргентине (1932), Австралии (1934). Поездка в Австралию стала для балерины настоящим испытанием: к напряженной работе добавляется неспособность адаптироваться к незнакомому климату. Оставшаяся в Париже мать, не дождавшись возвращения дочери, уезжает в Россию.
Все это отразилось на состоянии психического здоровья Спесивцевой. Последнее ее выступление в Париже состоялось в 1939 г. В том же году она переехала в США. В 1943 г. стали проявляться давно дававшие о себе знать симптомы психического заболевания. Последующие 20 лет (или 22) она провела в психиатрической больнице, но выздоровела. Из клиники ее забрал бывший партнер Антон Долин, который поместил ее в дом для престарелых.
Марис Лиепа, посетивший Ольгу Александровну в США, оставил воспоминание об этой встрече: «Маленькая комнатка с почти спартанской обстановкой: кушетка, стол, шкаф и умывальник составляли все ее убранство. Наконец к нам вышла очень изящная. с классической, то есть гладкой, балетной прической женщина, с широко раскрытыми возбужденными глазами. Она поздоровалась, расцеловала нас всех по очереди, сказала, что все утро ужасно волновалась, когда узнала, что в гости к ней едут Уланова и Долин… Она сказала, что неважно себя чувствует, потому что приближается Пасха, Великий пост чрезвычайно ослабил ее, и, когда мы преподнесли ей розы, она растрогалась, расплакалась безутешно, и мы невольно почувствовали себя так, словно совершили бестактность… Мы уехали полные жалости и сострадания к судьбе известной в свое время балерины. Дело было даже не в болезни, дело было в безысходности и одиночестве, которыми веяло от ее пристанища и от всей ее маленькой, сохранившей изящество фигурки».
Спесивцева О. А. в балете «Дочь фараона»
Умерла Ольга Александровна Спесивцева 16 сентября 1991 г. на 91-м голу жизни под Нью-Йорком. Ее посвящён документальный фильм «Божественная Жизель» (1997), в котором актриса Елена Соловей рассказывает о трагической судьбе великой русской балерины.
Из книги В.В. Потапова «Короча: события и люди».
Редакция сайта благодарит В.В. Потапова (г. Курск) за разрешение на размещение материала.
Короткая ссылка на эту страницу: