Alexander del SanchesS
Менее чем двадцатью километрами от города ниже по течению Донца, существует известный лишь узкому кругу археологический памятник. Как оказалось, пустынный на протяжении последних веков, песчаный мыс долгое время был местом древних поселений. В наше время сюда вновь вернулась цивилизация – теперь здесь плотина Белгородского водохранилища.
Без сомнения, наша земля хранит множество тайн древнейших культур, хотя изучение даже известных памятников ведётся крайне слабо. А тем временем многие интересные находки утрачиваются и разрушаются хозяйственной деятельностью. Поселению с условным названием «Шоссейное» в общем-то повезло, хотя часть его оказалась нарушена прокладкой дороги ещё до раскопок. Найдено оно было при исследовании поймы Северского Донца в 1969 г. Археологическая экспедиция Р. Розенфельдта в это время занималась поиском в связи с намечающимся строительством здесь водохранилища. Шоссейное стало наиболее значимой находкой учёных. Условное название поселению на левом берегу дали из-за прохождения по его территории новой шоссейной дороги, соединяющей Графовку и старый Волчанский тракт. Мыс не подлежал затоплению, но здесь намечались крупные инженерные сооружения, поэтому непосредственно перед возведением плотины и бетонной набережной, в 1978-1979 гг. прошли масштабные раскопки Деснинской экспедиции академии наук СССР при активном участии А. Смирнова и А. Сорокина, которыми и были подготовлены подробные отчёты по итогам. Археологами было вскрыто более 2000 квадратных метров площади.
Этот участок заселялся неоднократно: начиная с неолита, но особенно часто на протяжении последних трёх тысячелетий: постоянные поселения датированы поздним бронзовым веком, раннеримским и ранним средневековьем. Следы построек многократно накладывались друг на друга. В общем, мыс был достаточно популярным местом жительства у наших предков разных эпох. Что собой представляли эти поселения, можно судить по находкам. Несмотря на большой временной разброс – они близки по характеру и даже по уровню развития. Это были маленькие деревни, население которых занималось промыслом и сельским хозяйством, сходны даже типы жилищ разных периодов. В наиболее древнем культурном слое найдены бесформенные черепки и кремень, относящиеся к позднему каменному веку. А одной из ценнейших находок стало селище эпохи поздней бронзы, которое датировано примерно XIII-XI в. до нашей эры.
Оно принадлежит к так называемой срубной культуре. Читатель может представить себе, что это название произошло от срубов изб и т.п., но это не совсем так, рубленые дома в это время были скорее редкостью, чаще сооружался простой столбчатый каркас с глиняными, дощатыми плетёными стенками. Срубы более характерны для погребений, где таким способом сооружали подобие склепа для умерших, – именно этот факт и дал название распространённой на восток от наших мест исторической общности. Надо отметить, что впервые артефакты срубной культуры были найдены как раз на Донце. В нашем случае деревня бронзового века была представлена полуземлянками и наземными жилищами, всего раскопано семь построек.
Примерный облик полуземлянки срубной общности (отличается от местных разновидностей):
Поселение несколько отличалось от известных аналогов – так в жилищах преобладали именно срубы, не было земляных нар, следов столбов каркаса и кровли. Полуземлянки заглублялись на 60-80 см в почву, имели подпрямоугольную форму, вход находился в центре длинной стены и представлял собой пологий пандус, укреплённый деревянными конструкциями. Полуземлянки были низкими, снаружи полностью перекрывались грунтом. Характер строительства говорит о том, что у жителей в то время не было недостатка в дереве, видимо из него изготовляли и большую часть бытовой утвари, поскольку сохранившихся предметов очень немного. В жилищах были открытые очаги, топившиеся по-чёрному, через отверстие в крыше. Очаги представляли собой площадки иногда с бортиками из необожженной глины, куда для приготовления пищи в сосудах ставили такие же сыролепные «кирпичики» — блоки. Кроме того на поселении присутствует множество хозяйственных ям округлой формы – чаще всего для сохранения припасов и утвари.
Интересно, что наиболее старые полуземлянки строились на несколько семей и были очень большими – в среднем 100 кв. м. и более. Эти сооружения размещались компактной группой и найдены с южной стороны. Далее прослеживается эволюция жилищ — и в северной части присутствуют уже индивидуальные полуземлянки, в 4 раза меньшие по размеру. Судя по всему это признаки следующей волны заселения, они датированы двумя веками позднее, но принадлежат также срубной культурной общности – т.е. родственные племена проживали здесь на протяжении длительного исторического периода.
Керамика (преимущественно белогрудовского типа) из большой полуземлянки-«коммуналки»:
Кроме полуземлянок было раскопано и наземное жилище, его пол был вровень с грунтом, а конструкция – каркасной. Размеры: 5х7 м. Вероятно, заполнение стен было глинобитным по мелкому дереву. Открытый очаг так же находился в центре. Сооружение вызывает большой интерес: оно единственное на поселении этого времени не заглубленное в землю, здесь найдена керамика различных типов: внешне соответствующих обоим периодам: довольно примитивная у очага, и лучшего исполнения в углу. Кроме того на его территории обнаружилось одиночное древнее захоронение (тоже единственное на селище). Тело предположительно женщины средних лет находилось в неглубокой яме на уровне пола, без вещей и предметов. Захоронение несомненно срубного времени – оно перекрыто и деформировано более поздним культурным слоем. Остаётся загадкой, почему могила оказалась единственной и именно в отличном от других жилище. Можно предположить, что и дом, и тело принадлежали представительнице знатного рода и её захоронили там же где она и жила. Так же возможно, это место было общественным или культовым центром посёлка. А может быть это совпадение, и тело погребли уже при следующем заселении – через много десятилетий на удобном холме оставшимся от строения.
Керамика из наземного жилища (1-5 — раннесрубная, поздний этап первого заселения, ниже — позднесрубная, второе заселение):
Кто же проживал здесь свыше трёх тысяч лет назад? Как показывает анализ подобных поселений, обнаруженных на довольно большой территории восточной Европы, срубная общность разделилась на несколько различных культурных ответвлений, сохраняя в целом единообразие. Данный памятник довольно самобытен: в нём нет полного соответствия какому-то конкретному типу – найденные предметы имеют связь, как с северными, так и с юго-восточными районами расселения племен-представителей. Это были, выражаясь научным языком, члены иранской группы индоевропейской языковой семьи. Вероятно предшественники скифов и близких им народов. Несомненно, древние племена при том что имели широкий ареал, поддерживали связь – об этом говорит и распространяющиеся из одного центра металлоизделия и общие временные тенденции развития общества. Племена были полукочевыми, основной род занятий – скотоводство и промысловая добыча. Земледелие было развито меньше. Когда ресурсы поселения истощались, происходил исход на новое место. Выбор мест для селищ, отсутствие следов военных катастроф и значительных находок оружия свидетельствуют о миролюбивом характере племён. Общество не имело письменности, ремесло слаборазвито – примеры керамики изготовлены методом ручной лепки. Металлургия распространена очагово, небольшими центрами, и за счёт этого позволяет определять связи отдельных племён между собой, прослеживать миграции.
Какие предметы обнаружили? Помимо многочисленных фрагментов керамики, от поселения бронзового века остались изделия из камня – ромбическое полированное точило, обломок каменного сверленого топора с имитацией литейного шва, обломки полированных брусков неизвестного назначения. Кроме того два обоюдоострых ножа из бронзы (спектральный анализ позволил определить происхождение металла – Волго-Камские месторождения). Остатки глиняных сосудов типичны для своего исторического периода, но при этом весьма разнообразны – это результат неоднократной смены как хозяев жилищ, так и возрождений покинутого посёлка через некоторое время.
1. каменное полированное точило
2. каменный сверлёный топор
3. бронзовый нож
4. глиняная подвеска
5. глиняное украшение
6. глиняное пряслице
7. керамический нож
8. обломок каменного полированного бруска
9. каменный резак
10. керамический диск с орнаментом
Керамика из большой полуземлянки, отличающейся от других столбчатой конструкцией (Южно-Зауральский тип, №5 — тип малобудковской культуры):
Как показали раскопки, срубное поселение, пережив два основных этапа своего существования за период примерно трех столетий, исчезло к IX в. до нашей эры. По типу оно было близким к восточным аналогам (Поволжье, Заволжье), находясь на западной границе ареала родственных племён. Но в то же время выявлено взаимодействие с восточными (Поднепровье) и северо-восточными срубными поселениями. Соответственно уже в то время район Северского Донца был важной коммуникационной артерией и здесь были представители разных регионов схожей культурной общности. Последующие несколько столетий песчаный мыс не заселялся, но к началу новой эры люди вновь вернулись на это место. В верхних слоях обнаружены следы жилищ, принадлежащих трём различным историческим периодам: позднезарубинецкому (I-II вв. н.э.), киевскому (прим. IV в.), и раннесредневековому (VII-VIII в.). Материалов первого тысячелетия собрано здесь немало, некоторые из них даже позволили исследователям более точно судить об исторических процессах на территории между Днепром и Доном того времени
Как показали раскопки, срубное поселение, пережив два основных этапа своего существования за период примерно трех столетий, исчезло к IX в. до нашей эры. По типу оно было близким к восточным аналогам (Поволжье, Заволжье), находясь на западной границе ареала родственных племён. Но в то же время выявлено взаимодействие с восточными (Поднепровье) и северо-восточными срубными поселениями. Соответственно уже в то время район Северского Донца был важной коммуникационной артерией и здесь были представители разных регионов схожей культурной общности. Последующие несколько столетий песчаный мыс не заселялся, но к началу новой эры люди вновь вернулись на это место. В верхних слоях обнаружены следы жилищ, принадлежащих трём различным историческим периодам: позднезарубинецкому (I-II вв. н.э.), киевскому (прим. IV в.), и раннесредневековому (VII-VIII в.). Материалов первого тысячелетия собрано здесь немало, некоторые из них даже позволили исследователям более точно судить об исторических процессах на территории между Днепром и Доном того времени
Alexander del SanchesS http://sanchess-city31.livejournal.com/
Редакция сайта благодарит автора за разрешение на публикацию материала.
Короткая ссылка на эту страницу: