Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Андрей Федосеевич Раевский

clip_image002
Крупенков А.Н.

Андрей Федосеевич Раевский

(1794-1822)

Имя талантливого поэта первой четверти XIX века Андрея Федосеевича Раевского в наше время достаточно прочно забыто. Его произведения, изданные в 1810-1820-х годах, никогда не переиздавались и поэтому практически не знакомы современному читателю. Если в последние десятилетия и упоминалось иногда в литературе имя А.Ф. Раевского, то только в связи с деятельностью его младшего брата первого декабриста Владимира Федосеевича Раевского. А ведь и сам Андрей Федосеевич оставил след в истории и заслуживает памяти потомков.

Андрей Федосеевич Раевский родился 15 января 1794 года в слободе Хворостянка, что в современном Губкинском районе Белгородской области, в семье отставного майора Федосея Михайловича Раевского. До восьми лет он воспитывался в родительском доме, а потом был принят в Московский университетский благородный пансион, в котором уже учился его старший брат Александр. В книге Н.В. Сушкова «Воспоминания о Московском университетском благородном пансионе», изданной в 1858 году, в списке воспитанников пансиона, ставших впоследствии известными писателями, поэтами, драматургами, такими как А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, находим и фамилию Андрея Федосеевича Раевского.

Писать стихи Андрей начал рано. Ему было только 15 лет, когда в журнале «Вестник Европы» за 1809 год, издаваемом В.А. Жуковским, было напечатано его стихотворение «Невинность», связанное с детством в родительском доме.

Андрей Раевский, как и его братья Александр и Владимир, был участником Отечественной войны 1812 года, вместе с русской армией принимал участие в заграничном походе. Свои впечатления о годах войны он описал в книге «Воспоминания о походах 1813 и 1814 годов», изданной в Москве в 1822 году. Эта книга, давно ставшая библиографической редкостью, сегодня имеется только в крупнейших библиотеках страны. Книга напечатана на грубой шершавой бумаге сероватого цвета и состоит из двух частей общим объёмом около трёхсот страниц. На кожаном корешке написано «Воспоминания о походах». Под заголовком на титульном листе надпись крупным курсивом: «Сочинения Андрея Раевского, действительного члена общества военных людей при гвардейском штабе в Санкт-Петербургского вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Воспоминания Андрея Федосеевича Раевского, изданные более полутора веков назад, с интересом читаются и сегодня. Написанный живым сочным образным языком, они доносят до нас дыхание эпохи, воскрешают подвиг русского народа в освобождении Европы от тирании Наполеона.

clip_image003

По возвращению из заграничного похода Андрей Федосеевич перешёл на службу в Петербург и с 1815 по 1819 годы служил адъютантом при начальнике штаба Гвардейского корпуса Н.М. Сипягине. В это время он выдвинулся как один из организаторов и активных сотрудников «Военного журнала», который издавался в 1817-1819 годах при штабе гвардейского корпуса и освещал, главным образом, вопросы истории Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Ближайшими соратниками Андрея Федосеевича по работе в журнале стали будущие декабристы Ф.Н. Глинка и И.Г. Бурцов, произведения которых публиковались на страницах «Военного журнала». А.Ф. Раевский готовил для журнала переводы сочинений выдающихся полководцев прошлого. Главные труды Андрея Федосеевича, появившиеся в 1817-1819 годах, это его переводы с немецкого и французского языков: «Правила стратегии и употребление оных на избранном месте для военных действий» эрцгерцога Карла, «О маршах», «Переводы лучших древних историков о воинских деяниях римлян и проч.».

В петербургский период жизни Андрея Федосеевича Раевского раскрывается его талант как поэта, переводчика и публициста. Его произведения печатаются в лучших русских журналах, а стихотворение «Бегство Елены» (из Мильвуа) вошло даже в «Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах», изданных «Обществом любителей отечественной словесности».

В Петербурге А.Ф. Раевский познакомился и сблизился со многими будущими декабристами. Он пользовался большим уважением и авторитетом в кругах передовой молодежи. 15 ноября 1817 года Андрей Федосеевич был избран вместе с поэтом В.К. Кюхельбекером действительным членом Санкт-Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Приходилось Андрею Федосеевичу встречаться и с Александром Сергеевичем Пушкиным. 8 августа 1818 года А.Ф. Раевский и А.С. Пушкин вместе присутствовали на одном из заседаний Вольного общества. В научной библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета хранится протокол этого заседания с подписями Андрея Федосеевича Раевского и Александра Сергеевича Пушкина.

В начале 1820-х годов А.Ф. Раевский вынужден был по состоянию здоровья перевестись из Петербурга поближе к родным местам. Он перешёл на службу в Чугуевские военные поселения. В городе Чугуев Харьковской губернии Раевский познакомился с молодым А.В. Никитенко, который был в то время домашним учителем у начальника Чугуевских поселений генерала Юзефовича. Андрей Федосеевич поступил адъютантом к генералу Юзефовичу.

В своих широко известных записках и дневнике, изданных под названием «Моя повесть о самом себе» А.В. Никитенко писал, что в Чугуеве у него завелись новые друзья и знакомые. «Упомяну из них об адъютанте генерала, вступившем в его штаб в Чугуеве, Андрее Федосеевиче Раевском. Весьма образованный молодой человек, он был автором стихотворений, печатавшихся в тогдашнем «Вестнике Европы», и переводчик военного стратегического сочинения эрцгерцога Карла, который в то время, вместе с генералом Жомини, пользовался большой популярностью среди военных».

Во время службы в Чугуеве А.Ф. Раевскому нередко приходилось бывать в Харькове и Курске. В Курске Андрей Федосеевич встречался и подружился с известным литератором Н.А. Полевым

Андрей Федосеевич Раевский скончался 1 марта 1822 года, 28-ми лет от роду, всего через три недели после ареста в Кишинёве его брата Владимира и почти одновременно с арестом в Одессе младшего из пяти братьев отставного корнета Григория Раевского. Последние месяцы своей жизни Андрей Федосеевич находился на излечении в Курске. Здесь его навещал писатель Н.А. Полевой, родные и близкие. Он знал о неизлечимости своей болезни и мужественно готовился к неизбежному. Свои чувства и переживания А.Ф. Раевский выразил в стихотворении, напечатанном в год его смерти в журнале «Вестник Европы». Оно напечатано в виде послания любимой женщине, которую автор обозначил «К ***».

В своей заметке-некрологе «Память доброму поэту» Н.А. Полевой, оценивая творчество безвременно ушедшего друга Андрея Раевского, писал, что многие его стихотворения «показывают прекрасный талант юного поэта, к несчастию не успевший развернуться», а его проза «легка и свободна».

Характерно, что в 1824-1825 годах, когда Андрея Федосеевича уже не было в живых, а его брат Владимир Федосеевич находился в Тираспольской крепости, стихотворения обоих братьев печатались в «Украинском журнале», издаваемом в Харькове. Возможно, что этому содействовала жившая тогда в Харькове их сестра Надежда Федосеевна Бердяева, игравшая видную роль в харьковской общественной жизни.

Андрей Федосеевич Раевский умер в расцвете творческих сил, не успев осуществить своих планов. Помимо личных воспоминаний о заграничных походах, вышедших в год его смерти, он намеревался написать историческое обозрение состава и подвигов ополчения 3-го округа, перевести на русский язык второй и третий тома сочинения эрцгерцога Карла о военной стратегии. Преждевременная смерть помешала это сделать.

Несмотря на ранний уход из жизни имя А.Ф. Раевского осталось в русской литературе и военной истории.

Через четыре года после смерти Андрея Федосеевича, в 1826 году вышла вторым изданием книга действительного члена Петербургского общества любителей словесности, наук и художеств В. Соца под названием «Опыт библиотеки для военных людей». В ней есть строки об А.Ф. Раевском: «Действительный член общества военных людей при Гвардейском штабе, Андрей Федосеевич Раевский, постигнутый преждевременной смертью, в цветущих летах, оставил после себя прекрасный памятник изданием своего сочинения под названием: «Воспоминания о походах 1813 и 1814 годов». Оно состоит из двух частей, напечатанных в Москве, 1822 год». В этой же книге, перечисляя авторов военных трудов, В. Соц рассказывает и об эрцгерцоге Карле, австрийском полководце. Заметка о нём заканчивается словами: «На русском языке издана только первая часть сочинения, переведенная А. Раевским».

В 1858 году в Москве вышла книга Н.В. Сушкова «Воспоминания о Московском университетском благородном пансионе». В ней автор называет А.Ф. Раевского в числе воспитанников пансиона, ставших впоследствии писателями, поэтами, драматургами, учёными, военными деятелями.

В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона (изд. 1899 г.) в 51 томе небольшая биографическая справка посвящена писателю А.Ф. Раевскому.

В журнале «Русский архив» за 1866 год содержатся обширные выдержки из дневника и воспоминаний И.П. Липранди, который в Кишинёве дружил с А.С. Пушкиным и В.Ф. Раевским. Рассказывая о политической деятельности «Первого декабриста» В.Ф. Раевского, автор упоминает и его старшего брата: «Брат его, Андрей, в лейб уланах, был главным деятелем в издании Военного журнала при генерал-адъютанте Сипягине. Отец их, богатый помещик Старооскольского уезда, был несколько выборов дворянским предводителем оного».

Крупенков А. Н.

Из Андрея Раевского

Мир

О ветвь небесная, дар щедрого Творца!
Бесценный, кроткий Мир! явись очам Вселенны,
Исполнь веселием унылые сердца,
И жатву возврати на нивы обнаженны!

Явись на кроткий глас монарха Росских стран!
Он бог твой, он твой друг; любовию пылая,
Он хочет, да цветет земля и океан, –
Да будет целый свет обителию рая!..

Явись и успокой трепещущую мать;
Отри слезу сирот, тронись друзей мольбами;
Увы! доколе им под игом бед страдать,
Доколе им стенать любезных над гробами?..

Супруга нежная с младенцем на руках
Кровавыя поля Беллоны протекает –
Ждет милого… и вдруг герои на щитах
Несут бездушный труп… бледнеет; – упадает!

А там – о грозный час! гремит ужасный бой!
Неистовство, Корысть меч бранный изощряет –
Стремятся тысячи железною стеной –
Сражаются… падут – и кровь рекой пылает!..

Там друг во цвете лет на прахе низложен,
Ко другу милому свой скорбный глас возносит –
Полмёртв, оцепенел – трудами истощен,
Он смерти у него залогом дружбы просит!

Там сын неистовый холодною рукой
Меч поднял на отца; там брат летит на брата;
Забыт Природы глас, забыт закон святой –
О ужас, о позор, плод гибельный разврата!..

Пусть честолюбием пылающий Герой
Ждет смерти, как венца, на поприще Беллоны;
Стремясь за льстивою бессмертия мечтой –
Пусть гибнет – но почто невинных слышны стоны?..

Почто родитель сей, сединой покровен,
Лишась своих сынов, всего, что сердцу мило, –
Блестящий доблестью, заслугами почтен –
Так рано взят от нас жестокою могилой?..

Почто поселянин над плугом слёзы льет?
Он ищет горестно померкшими очами
Родную хижину, супругу, чад… их нет!..
Ничто не устоит пред грозными мечами!

Почто на сих местах, где пышный град стоял,
Где веси мирные и сёлы процветали,
Безмолвный, мёртвый мрак владычество приял,
Почто невинные виновных жертвой стали?..

«Но слава звучная, бессмертия венец,
Но злато, но корысть, но Царств порабощенье!» –
Гласят безумные в неистовстве сердец.
Умолкните!.. ужель стезёю преступленья

Мы можем досягнуть бессмертия во храм?..
Ужель за ближних кровь, за братий пораженных
Судьба правдивая воздаст награду вам?
Ужели есть венец для душ ожесточенных?..

Не вечно блещет Злость наружной красотой!..
Пред ослепленными велика наша слава;
Но что вы, жалкие, что сами пред собой? –
Дым почестей для вас есть тайная отрава!

Тяжка неправедно присвоена хвала!
Она не есть залог ни счастья, ни покоя; –
Покоят, тешат нас лишь добрые дела –
Слеза сердечная дороже лавров боя!

Мы вольны избирать; мы сами бед виной!..
Прострем взор мысленный протекшего в зерцало –
И там горит мятеж, струится кровь рекой,
И там свирепствует несытой брани жало;

И тамо буйства меч повсюду смерть носил…
Когда ж, ответствуйте, когда порок презренный
Не властвовал людьми, земли не тяготил,
Когда спокоен был род смертных ослепленный?..

Или предписано жестокою судьбой
Нам счастия не зреть, за призраком гоняться,
Питать свой скорбный дух надеждою одной –
И, ах! не с ближними, с собой весь век сражаться?..

Но что – нас Бог судил для горя сотворить?
Ах, нет! удел наш есть любовью утешаться!
Священный смертных долг: Творца благодарить!
Он дал нам волю, ум, дал средство наслаждаться;

Оно у нас в сердцах: возлюбим правды глас!
Спокойны совестью, кого мы убоимся?
Пойдем с пороком в брань – бестрепетно сразимся –
Падет противник злой – Бог крепости за нас!

Научимся владеть жестокими страстями;
Тогда в спокойствии, в душевной тишине
Блаженство обретем – и сердца в глубине
Воскликнем радостно: Мир царствует над нами!..

А. Раевский



Кол-во просмотров страницы: 9507

Короткая ссылка на эту страницу:


Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: