А. Бобов.
В данной статье речь пойдет о населенных пунктах Прохоровского района, которые до 1838 года находились в так называемой четвертной форме землевладения. Их жители назывались четвертными землевладельцами. Соответственно, основанные ими села и деревни можно объединить под общим названием – четвертной массив заселения.
Однодворцы (так они назывались до 1838 года) четвертного массива имели индивидуальные жалованные грамоты на землю, полученные еще их предками в XVII веке за службу. Этим они отличались от жителей войскового массива заселения, предки которых, казаки Корочанской сотни, имели коллективную жалованную грамоту на всю сотню. И находились уже в душевой или общинной форме землевладения. После реформы 1838 года однодворцы стали называться государственными крестьянами и, в течение нескольких лет, были переведены в смешанную душево-четвертную форму владения землей. И фактически к революции они общинно владели землей, за исключением тех, кто пополнил подсословие частных землевладельцев, так называвших кулаков.
Согласно «писцовой» книге 1626 года в белгородском уезде половину служилого населения составляли представители станично-сторожевой службы. Поэтому и первыми поселенцами Прохоровского района, территория которого частично входила в древний Белгородский уезд, стали «дети боярские» — станичники, станичные ездоки и вожи — проводники, в меньшем количестве «дети боярские городовой службы». Первичное наделение повсеместной землей на территории района произошло, еще в начале 20-х годов ХVII века. «Выписи» из жалованных грамот позволяют сделать такое заключение. Во второй половине XVII века среди первопереселенцев, кроме указанных выше категорий «служилых людей», появляются рейтары, драгуны, солдаты. Эти виды служб отнеслись уже к зарождающейся русской регулярной армии, к «полкам нового строя», которые начали формироваться с 1653 года.
В отношении к поселениям Прохоровского района, основанным в XVII веке, имеется еще много неясностей, которые нельзя разрешить только на основании документов Белгородского и Курского облгосархивов. Для этого требуется работа с документами РГАДА (Российского Государственного архива древних актов) в Москве. В частности, пришлось столкнуться со следующей особенностью по нашей местности.
Дело в том, что в Северский Донец с левой стороны впадает много логов, которые в древности были покрыты зарослями ольхи
Заросшие лога-яруги назывались ольшанцами. Возникающим возле них деревням без особых замысловатостей давалось название Ольшанка или Ольшанец. И когда таких Ольшанцев становилось несколько, возникали определенные неудобства. Московский стольник П. Зиновьев, в 1669 году проводивший проверку западного участка Белгородской черты, ниже Белгорода по Северскому Донцу нашел три соседних деревни с одинаковым названием. Об этом факте сообщает В. П. Загоровский. Позже две деревни получили другие названия, а третья и сегодня называется Нижний Ольшанец.
Аналогичная ситуация получилась и в Сажном стане, который административно включал часть территории Прохоровского района. В 1626 году в Сажном стане была одна деревня Ольшанец (Ольшаница — современное село Верхний Ольшанец Яковлевского района), а в 1646 году уже три. Но, в отличие от тех Ольшанцев, саженским Ольшанцам для различения были добавлены прилагательные Новый и Большой. Деревня Новый Ольшанец основана еще в 30-х годах XVII века на Ольшанной Яруге. Уже в 1638 году здесь — были «починки и усадища» Евтихея и Федора Кураковых с товарищами. В XVII веке и ранее починком называли деревню в 1- 3 двора, недавно образованную. «Усад» и «усадище» в современном русском языке приобрели понятное всем нам название — усадьба. То, что согласно карте XVII века западнее деревни Кураковки проходила Ольшанская Яруга, а также наличие фамилии Кураковых, дает основание предположить, что Новым Ольшанцем первоначально называлась деревня Кураковка.
Деревня Большой Ольшанец была основана соответственно при Большой Ольшанской яруге. В 1644 году сын боярский Никита Уткин с товарищами получил поместную землю и построил починок в несколько дворов. Кроме фамилии Уткиных в пользу того, что это могли быть Подъяруги, говорит и следующее. В XIX веке, особенно в первой половине, село Подъяруги называлось Большие Подъяруги. Еще ранее, в XVIII веке, до того, как там построили церковь, деревня называлась Большая Яруга. Поэтому не исключено, что Большая яруга в XVIII веке и Большая яруга в XVII веке — одно и то же.
Следующая деревня, записанная в «писцовой» книге 1646 года, которой нет сегодня на карте Прохоровского района, называлась Кизилова и расположилась в верховье Сажного Донца. Учитывая координаты Сажного Донца, именно его верховья и коренную фамилию Кизиловых, можно с большей уверенностью допустить, что сначала так называлось село Лески. Потом оно получило современное название от ярков, спадающих в Сажный Донец, когда-то заросших небольшими лесками.
Четвертым населенным пунктом, появившимся на территории района до 1646 года, была деревня Щелоково. Не вызывает сомнений, что свое название она получила от фамилии. Но среди ее первопоселенцев нет такой фамилии. Вероятней всего это связано с неким сыном боярским Щелоковым, первым получившим здесь поместную «дачу».
В период с 1646 года по 1678 год на территории Прохоровского района появляется еще несколько поселений. И среди них опять одна деревня, связанная названием с деревом семейства березовых — ольхой, основанная в верховье Северского Донца. Сначала она просто так и называлась — Ольховая. Потом длительное время — Ольховатое и, наконец,— Подольхи. С конца ХVIII века село Подольхи подразделялось на две административные единицы: непосредственно сами Подольхи и Старое Ольховатое, тот исторический центр, с которого берут свое начало современные Подольхи.
В вышеуказанный период, после 1646 года, была образована деревня Тетеревиная на Достойном Колодезе при Тетеревином лесе — современное Тетеревино. С названием вроде бы все понятно. XVII век стал последним для наших краев, когда здесь обитали не только тетерева, но и другие виды животных и птиц, которых сегодня, к сожалению, нет. Название колодезя, которое в Тетеревино уже не помнят, Н. М. Шанский объясняет в значении «нужный». Надо сказать, что колодезями тогда называли небольшие речушки и ручьи. Для тетеревинцев выскажу предположение, что такое название имел родник при вершине лога и сам лог, который тянется от села Тетеревино в сторону Сухой Плоты, в свою очередь впадающей в Липовый Донец.
Третьим населенным пунктом, возникшим после 1646 года, была деревня Яблоново — современное Мало-Яблоново. Основана она была на Яблоневом Колодезе. Колодезь впадал также в Сухую Плоту, но другую, впадающую уже в Сажный Донец. Вообще- то, тогда термин «плота» был не менее распространен, чем «ольшанец». Название Яблокова Колодезя произошло от произрастающих по его склонам диких яблонь. Деревня, а потом село Яблоново, называлось так до 1796 года. После ликвидации Яблоновского уезда в укрупненном Корочанском уезде оказалось два села Яблоновых. Соответственно, одно из них — бывший уездный город Яблонов — стало Большим Яблоновым, а другое, бывшего Белгородского уезда, стало Малояблоновым.
Четвертым поселением, основанным в период с 1646 года по 1678 год стала деревня «Отскочная Шахово тож» — современное Шахово. Первая часть двойного названия идет от названия Отскочного лога, впадающего в Северский Донец в пределах с. Щелоково, при вершине которого она была населена. Отскочным или удаленным обычно называли достаточно протяженный лог, если вершина его за несколько верст отстояла от его устья. Вторая часть названия связана с фамилией первопоселенцев Шаховых. Тут можно напомнить легенду села, рассказанную в 1885 году земским статистам лесными крестьянами. На вопрос, когда и кем было основано ваше село, они ответили, что лет 300 тому назад сюда из Тулы пришел некий Шахов с четырьмя сыновьями. Если от указанной даты отнять 300 лет, то получается конец XVI века. А это значит, что крестьяне или переборщили с возрастом села или же здесь открывается иной аспект заселения нашей местности.
Все ли поселения XVII века на территории района были основаны служилыми людьми или же имела место вольная народная колонизация? На этот вопрос нельзя ответить без работы с документами вышеупомянутого РГАДА.
Не менее интересна история Плоты. Основано село было на речке Белой Плоте, правом притоке Северского Донца, впадающей в него в пределах хуторов Шипы и Рындинка. Основали ее рейтары и солдаты «государевой по-сопной» (пособной, от слова пособлять, помогать) волости Белгородского уезда. Волость была «тяглой» и в основном состояла из крестьян, но было в ее числе и немного «служилых» из «полков нового строя». В 1668 году Плота пишется уже селом, только имеет несколько отличное от современного название — «Плоское Дмитриевское тож». Много пришлось потрудиться, чтобы из различных источников убедиться, что это и есть село Плота. Но почему же сначала Плоское, а потом Плота? Оказывается, в древнем русском языке характер этих слов был одинаков и объясняли они один и тот же предмет. Плотавая лощина считалась плоской, в отличие от яруги, имеющей более крутые склоны и более «сжатой» в своих берегах. Дополнительное название Дмитриевское связано с названием церкви. Дмитриевская церковь села Плоты являлась самой древнейшей и первой на территории Прохоровского района. Она сгорела перед Отечественной войной 1812 года. И почти через сто лет, в 1906 году, Плота снова стала селом.
В 90-х годах XVII века появляется деревня Авдеевка. Еще в 1635 году сын боярский, станичный Антон Авдеев был пожалован землей на Белом Колодезе, при Журавлином и Хмелевом логах Белый Колодезь впадает в Северский Донец с левой стороны в пределах села Авдеевки. Получив землю, Антон продолжал жить в деревне Ольшанце (пока трудно сказать в каком). И только его внуки основали на дедовской земле деревню Авдеевку.
После 1678 года образована деревня Казачья, основанная при Казачьем логе, который в некоторых документах назывался еще яругой. В свою очередь название лога связано с казаками станично-сторожевой службы. Это особая страница в истории заселения Прохоровского района. В нашей местности сторожи функционировали до 1646 года. После чего масса казаков в возрасте до 45 лет записались в полковую службу. Известный последователь истории Курской губернии А. Танков, работавший в свое время с Дозорной книгой 1599 года, нашел в ней деревню Мелехову — современное село Корочанского района, в которой жили казаки-сторожа и станичники. Нам неизвестны их фамилии. По «писцовой» книге 1646 года в Мелехово были Лапины, Гридчины и Лукьяновы. Потом среди первопоселенцев деревни казачьей оказались именно эти фамилии. Остальные коренные фамилии, в частности самая массовая — Съедины, попали в нее из Верхнего Ольшанца.
На рубеже XVII и XVIII веков в Сажном стане появляется деревня Жиломостная — современное Жимолостное, при Жиломостном логе. Такое произношение названия сохранялось вплоть до начала XX века. И оказывается оно более правильно выражало смысловое значение качества жилистого и вьющегося растения — жимолости. В 1718 году в деревне было 12 дворов.
Кроме Сажного стана, территория Прохоровского. района до конца существования Белгородской губернии входила и в Болховской стан. С этим административным центром, короткое время бывшим даже уездным, связано основание сел Лучки и Грязное.
Село Лучки образовано в последней четверти XVII века. Свое название оно получило от расположения правых «отвершков» Липового Донца в форме изгиба-луки. Имело оно и дополнительное название — Мигуловка. Кто был этот Мигулов, установить пока не удалось, но в конце XVIII века Мигуловых в Лучках не было. Здесь возможен такой же вариант, как и в селе Щелоково. В середине XVIII века в Лучках проживало много отставных драгун. Поэтому не исключено, что заселение их могло происходить и из города Карпова, располагавшегося на территории современного Яковлевского района недалеко от Томаровки. В нем служили драгуны, а в Болховце их не было.
Наряду с Лучками в Болховском стане находилось и село Грязное. Основано оно было около 1700 года на Грязной Плоте бассейна реки Псла, отчего и получила свое название..
Еще один административный центр — уездный город Обоянь — участвовал в формировании четвертного массива заселения Прохоровского района. С ним связано образование села Карташевка. Происхождение этого названия пока не совсем ясно. Но на ранней стадии своего существования оно имело другое более длинное название — Нижний Праворотский Колодезь. Праворотскими (Праворотными) назывались некоторые небольшие речушки и ручьи, впадающие в основное русло с правой стороны, в частности, в Псел. Кроме указанных двух названий она имела и третье — Ивлевка, происходящее от одной из коренных карташевских фамилий. Согласно «писцовой» книге Обоянского уезда 1684 года Карташевки еще не было, но в верховье Праворотского Колодезя была деревня Верхний Праворотский Колодезь, в списках жителей которой были Ивлевы, Салтановы и Суворовы. Около 1700 года однодворцы, носящие эти фамилии, основали деревню Нижний Праворотский Колодезь, она же Ивлевка, она же Карташевка.
P.S. Вне рамок статьи остался целый ряд сел и деревень, относящихся к четвертному массиву. Они образованы были несколько позже и представляют собой вторичное и даже третичное отселение из ранее основанных. О них речь пойдет в другой раз.
А. Бобов. Краевед.
Материал размещен с разрешения редакции сайта http://www.ratnik-31.ru/
Короткая ссылка на эту страницу:
Спасибо.
Интерсно -где м
Прошу прощения за глюк. А где можно посмотреть по истории Ровеньского района?
К сожалению, на сайте Ровеньки практически отсутствует. Не знаком с тамошними краеведами. Если бы кто прислал материал, отказа на размещение не было бы.
Интересный материал, но есть некоторые замечания.
В 9-й ревизии 1850 года однодворцы записаны именно однодворцами, а не гос.крестьянами.А это на 12 лет позже 1838 года…
«Однодворцы (так они назывались до 1838 года) четвертного массива имели индивидуальные жалованные грамоты на землю, полученные еще их предками в XVII веке за службу. Этим они отличались от жителей войскового массива заселения, предки которых, казаки Корочанской сотни, имели коллективную жалованную грамоту на всю сотню. И находились уже в душевой или общинной форме землевладения. После реформы 1838 года однодворцы стали называться государственными крестьянами и, в течение нескольких лет, были переведены в смешанную душево-четвертную форму владения землей. И фактически к революции они общинно владели землей, за исключением тех, кто пополнил подсословие частных землевладельцев, так называвших кулаков.»
«Однодворцы четвертного массива» когда имели грамоты — до 1838 года что ли?
Чем на практике отличались «счастливчики», имевшие индивидуальную грамоту от тех, кто получил «сотоварищи»? Те и те служили, в чём нюанс?
«И находились уже в душевой или общинной форме землевладения» — а «однодворцы четвертного массива» на какой форме были??
«Жители войскового массива» ничем не отличались от «четвертного массива», потому что это один и тот же «четвертной массив» на самом деле.
Подробнее — у Благовещенского в «Четвертном праве» почитайте. Там весьма убедительно рассказывается, как крестьяне-однодворцы сами с учётом сложившейся традиции в том или ином районе определяли порядок владения, пользования и наследования земли. Этот порядок никак не был связан с основанием возникновения первоначального права.
Добрый день!Подскажите пожалуйста известно ли что про хутор Львов? Когда образовался, Кто основатель? Спасибо.
Огромное спасибо! Очень интересно и познавательно.
Очень Благодарен за эту информацию! Узнал много нового про Родину моих предков Худошиных, Масловых,-село Малояблоново!