Певец меловых круч

Юлия Патлань
Александр Лимаров

Интернет-версия статьи в газете «Наш Белгород» от 14.12.2013
В июне 2013 года исполнилось 175 лет со дня рождения художника-пейзажиста Юлия Феддерса (1838 – 1909).
С 23 августа по 10 ноября в музее «Рижская Биржа» состоялась юбилейная выставка «Юлий Феддерс. Пейзажи» из коллекции Латвийского национального художественного музея и частных собраний, которая включала около 80 картин. К выставке издана книга «Jūlijs Feders» – каталог картин и сборник статей. Жизнь и творчество Ю. Феддерса тесно связаны с Белгородом, где художник со своей большой семьей жил дважды – с 1876 по 1886 и с 1898 по 1905 гг. 

clip_image002Илья Галкин. «Портрет Юлия Феддерса», 1893 г.

1.

Ю. Феддерс был приглашен в штат создаваемого Белгородского учительского института.. Первый директор института, до того – окружной инспектор Виленского учебного округа, надворный советник Павел Емельянович Рощин 13 августа 1876 г. «относительно учителя рисования и черчения вошел в сношение с Правлением Императорской академии художеств» и просил Академию рекомендовать такого учителя на 5 уроков в неделю. Академия художеств рекомендовала Ю.И.Феддерса, согласного занять вакансию. В это время Юлию Ивановичу было 38 лет, его жене Ольге – 36, у них пять дочерей от года до 10 лет, и через два месяца родится еще одна девочка – Мария-Долорес Феддерс. Всего в семье Феддерсов родилось 11 детей,  но до рубежа веков дожили пятеро дочерей и сын.
Попечитель Харьковского учебного округа П.К. Жерве 24 октября 1876 г. утвердил Феддерса исправляющим обязанности учителя рисования и черчения в учительском институте «впредь до получения о звании его документов». Любопытно, что П.К. Жерве подписывал и отставку Феддерса с должности учителя рисования в Митаве в июле 1875 г. как попечитель Дерптского учебного округа. Окончательное утверждение художника в должности состоялось только в марте 1877 года.

clip_image004Учительский институт в Белгороде

Неизвестно, где жила семья Феддерсов в Белгороде в свой первый приезд. Письма, официальные документы из Академии Художеств и диплом академика Феддерс получал на адрес Учительского института. Еще Юлий Иванович преподавал чистописание и рисование по найму в белгородской мужской гимназии и давал частные уроки.

clip_image006Именной список служащих мужской гимназии. 1880 г. ГАБО. Ф.80. Оп.1. Д.78. Л.11.

24 мая 1880 г. Советом Академии художеств были «признаны академиками по живописи классные художники 1-ой степени Юлий Иванович Феддерс и Егор Федорович Урлауб за отличные познания в живописи». Ю.И. Феддерс представил на соискание звания 25 видов окрестностей Курска и Белгорода и был избран академиком исторической живописи.

clip_image008Ю.И. Феддерс. «Меловая гора», 1879 г.

Интересен малоизвестный факт: в 1883 г. в связи со «Священным коронованием их Императорских величеств», Александра Третьего с супругой, «академик Юлий Иванович Феддерс написал три портрета Государя Императора для белгородских городских: учительского института, классической гимназии и городской думы…».
Спустя 10 лет после приезда в Белгород Ю. Феддерс решается переехать в столицу. В августе 1886 г. Феддерс еще в Белгороде, а в октябре – уже в Петербурге. 6 октября 1886 г. согласно прошению попечителя Харьковского учебного округа Н.П. Воронцова-Вельяминова он уволен от занимаемой должности в Белгородском учительском институте. 9 декабря 1886 г. ему выдан Аттестат Белгородского учительского института № 678 за подписью директора, статского советника Д.Н.Ларионова.
В Санкт-Петербургском Коммерческом училище И.Ю. Феддерс был учителем рисования и черчения с 6 октября 1886 по 1 сентября 1898 года. 17 апреля 1887 года в семье Феддерсов родился сын Георгий Феддерс (1887-1974), затем известный литературовед, писатель, биограф отца.
Прошение об уходе в отставку по болезни с 1 сентября 1898 г. и о назначении пенсии Ю. Феддерс направил директору Петербургского коммерческого училища А.Н. Колмакову в конце августа из Могилева-Подольского. Он просил о назначении «выслуженной по закону половинной пенсии, а также пожизненного негласного пособия в размере второй половины пенсии… Я состоял на государственной службе свыше 33-х лет, но не приобрел право на получение полной пенсии единственно потому, что свыше 11-летняя служба моя в Митавском Реальном Училище не предоставляла права на выслугу пенсий из казны».
Но пенсия была назначена половинная, и в сентябре-октябре 1898 г. семья Феддерсов – Юлий Иванович, его жена и младшие дети Нонна и Георгий возвратились в Белгород.
В свой второй приезд в 1898 г. Феддерсы сначала поселились в доме учителя мужской гимназии Ивана Николаевича Стефановского. Он происходил из духовенства Подольской губернии и в 1875 г. поступил в Харьковский университет. В документах Белгородской мужской гимназии, где он преподавал русский и латинский языки, указано: «кандидат историко-филологического факультета Харьковского университета». А с 1882 г., как видно по «Памятным книжкам Курской губернии», И.Н. Стефановский уже в Белгороде. Он преподавал в мужской и женской гимназиях. Женой Стефановского стала вторая дочь Феддерсов Ирма-Александрина.

clip_image010Дом Стефановских.

Вскоре, как вспоминал Г.Ю. Феддерс, удалось снять квартиру у сослуживца Стефановского по гимназии – преподавателя математики. Туда и переехали Феддерсы с дочерью, а сын остался у Стефановских. Георгий Феддерс поступил в Белгородскую мужскую гимназию и окончил ее с золотой медалью 17 июня 1905 г. Это дало ему право учиться за казенный счет в Историко-филологическом институте князя А.Безбородко в Нежине, куда семья переехала в 1905 году.
В этот приезд в Белгород Ю.И. Феддерс познакомился и сдружился с любителем живописи –железнодорожным врачом Полиевктом Костенко, учившимся одновременно с И.Н.Стефановским в Харьковском университете. Феддерсы, Стефановские и Костенко затем породнились: Галина Николаевна Стефановская, родившаяся в 1916 году, одновременно была правнучкой Ю.И. и О.В. Феддерсов и внучкой И.Н. Стефановского и П. И. Костенко.
Земский врач П.И. Костенко перевелся в Белгород из Вейделевки в 1892 г., чтобы дать образование сыну Владимиру – в будущем выдающемуся инженеру-кораблестроителю, участнику Цусимского сражения.
А в 1909 г., после смерти Ю.И. Феддерса «лишь почитатель и друг покойного доктор Костенко написал некролог в журнале «Нива». Этот некролог не подписан, и приведенные слова Г.Ю. Феддерса – единственное указание на его автора.

clip_image012Фото из некролога. Журнал «Нива», 1909 г.

В этом некрологе названа и причина второго приезда Феддерсов в Белгород: «Из-за здоровья своего единственного сына, для которого климат Петербурга признан был безусловно вредным». Поскольку Георгию тогда было 11 лет – возраст приема в гимназии, то второй причиной может быть и желание, как у П.И. Костенко, дать сыну качественное образование в Белгороде.
П.И. Костенко писал: «Поселившись снова в Белгороде, Ю.И. каждое лето уезжал на дачи вблизи Белгорода, в Святые Горы (Изюмского уезда), в Крым, где продолжал постоянно работать с натуры. Часть этих этюдов и картин продана в Феодосию и составляет ценную коллекцию доктора В. из 27 картин, часть в Белгороде у г. К. 11 полотен, в Белгородской гимназии – большая картина «Дым и пар», подарок Юлия Ивановича». Здесь инициалы указывают на самого П. Костенко, известного серией статей по истории мирового искусства в  «Вестнике Южной железной дороги» в 1914 – 1918 гг., и на врача Джанкой-Феодосийской железной дороги Александра Вержинского. Они финансово поддерживали художника, что давало тому возможность  съездить в Крым и родную Латвию.
Юлий Феддерс умер в Нежине 19 января 1909 г. ст. ст., там же и похоронен. После войны могила художника была утрачена. В 1984 г., к 145-летию Ю.И. Феддерса, уцелевшее надгробие перенесли к церкви на современном Центральном кладбище. Его именем названа улица Нежина.

clip_image014Надгробный камень Ю. Феддерсу в Нежине. Фото Л.Петренко.

Как подчеркнул в некрологе Полиевкт Костенко, «в жизни он отличался необычайной скромностью: не переносил похвал и избегал реклам».
2.

Наш интерес к творчеству Ю. Феддерса возник с его городского пейзажа – одного из ранних изображений Белгорода в живописи. Это картина «Улица зимой в Белгороде» (1886). Она выставлялась и была сразу же приобретена известным аукционистом Р.Лепке на юбилейной академической выставке в Берлине. В 2011 году эта работа была продана на немецком аукционе как «Улица русской деревни зимой».

Но оказалось, что урбанистические сюжеты в творчестве выдающегося пейзажиста крайне редки. Живя в Белгороде, он представлял Академии художеств на соискание звания академика большие серии видов «Окрестности Белгорода и Харькова» и «Пейзажи Курской губернии».
По примерному подсчету, в 1877–1886 и 1898–1905 годах Ю.И. Феддерсом было создано около трети из всех известных его картин и этюдов. Первый белгородский период был очень плодотворным. Но из этих работ сохранились немногие. Около 30 из них, включая «крымские» этюды – в собрании Латвийского национального художественного музея в Риге. А о втором периоде известно меньше:  подробные сведения о творчестве академиков перестали включать в  годовые отчеты Академии художеств.
Сохранились: «Пейзаж» (1877); «Меловая гора» (1879), «Вид Белгорода» (1880, частная коллекция), «Сельский пейзаж», «Вид близ Святогорского монастыря в Харьковской губернии» (Москва, Третьяковская галерея), «Река Донец у Святых Гор в Харьковской губернии», «Утес над обрывом», «Меловые берега», «У воды (Чертов кут)», последняя, возможно – крымский пейзаж (все – 1880-1881); «Выселок. Сельский пейзаж» (1882), несколько картин или этюдов под названием «Моя дача» (1882, 1887) и «Дом в лесу» (1882) – варианты одного мотива; «Меловые горы» (1881), «Рыбачье гнездо» и «Зима в Белгороде» (1886, местонахождение картины неизвестно), «Монастырская церковь в лесу» (1887); «Вид в Курской губернии» и «Лог» (1890). Отдельно нужно назвать «Портрет Н.А.Меранвиль де Сент-Клер» (1897) и «Портрет И.Ю. Стефановской» (1905). Несколько «южных» картин мастера рубежа веков – это  виды Подольской и Екатеринославской губерний.
Сейчас картины Ю. Феддерса особо ценны для истории Белгорода. Чем меньше их осталось, тем они ценнее, ведь на них – город и его окрестности последней трети XIX века, которых иначе не увидеть. Многое и сейчас легко узнать, но многое навсегда утрачено. Так, предположительно картина «Белгородский пейзаж» (1880) изображает паромную переправу через Донец у с. Соломино. А картина «Летний день» (1890), возможно, – окрестности района Сосновка.

clip_image016Ю.И. Феддерс. «Белгородский пейзаж», 1880 г.

clip_image018Район села Соломино, Фото 2013 г.

Ю. Феддерс сформировался как «северный романтик». Его переезд в Белгород, на юг России, привел к изменению тематики и стилистики его картин и этюдов. «Тщательно и точно он фиксирует реальные особенности пейзажа, его географическую, геологическую, растительную специфику, атмосферу и свет, позволяя полностью проявиться особенностям самой природы. Его пейзаж становится документально объективным и оптимистически спокойным», – отмечает Кристина Огле. Даже ничтожно малая часть сохранившихся пейзажей Феддерса показывает, что в начале 1880-х годов художник был очарован и восхищен сверкающими белизной меловыми берегами и кручами, ведь этого в Латвии и Петербурге он никогда не видел. Конечно же, Феддерс не мог остаться равнодушным к такой красивой природе.
Нам удалось уточнить ряд названий картин, связанных с Белгородом. Например, картина, известная как «Меловые горы» (1881), на самом деле – «Заброшенная известковая печь». Такая картина была представлена Феддерсом на годичной академической выставке Академии художеств в 1883 году. Василий Зуев в своих «Путешественных записках от Санкт-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 гг.» писал, как из мелового камня в Белгороде выжигают известь: «делают печи в самой той горе, где ломают, вырубая стену так, чтобы с трех сторон не нужно было складывать из кирпичей, а четвертую и своды делают кирпичные». Спустя сто лет одну из  заброшенных печей такой конструкции и запечатлел Ю. Феддерс.
Любимое место Феддерса, которому он посвятил несколько полотен – монастырский лог, известный сегодня как «Монастырский лес». Картина «Монастырская церковь в лесу» в 1954 г. поступила в Музей латышского и русского искусства в Риге как «Домик в лесу».

clip_image020

Ю.И. Феддерс. «Монастырская церковь в лесу», 1887 г.

clip_image022Монастырский лес, Фото 2013г.

Феддерс писал это место и церковь не раз. Так, в отчете Академии Художеств за 1882-1883 год указана его картина «Монастырь в лесу». В музеях Латвии находятся несколько работ художника, которые с большой вероятностью можно отнести к Белгороду, к Монастырскому логу. Их каталожные названия: «Пруд в Сигулдском замке», ок. 1900, в Тукумском музее; «Монастырская церковь в лесу», 1887; «Лог» («Лог в Курской губернии»), 1890-е гг., «Парк в Сигулде», 1905-1907, – все в Латвийском национальном художественном музее. При внимательном рассмотрении становится понятно, что все они, вероятно, связаны с Белгородом, с Монастырским логом.
Изображения холодной и теплой церкви Рождество-Богородицкого девичьего монастыря в логу – настоящая загадка для историков и краеведов. Эти храмы известны лишь по описаниям архимандрита Анатолия в его очерке по истории монастыря.
Автором проекта каменной Корсунской церкви в логу, как писал арх. Анатолий, был архитектор курской казенной палаты Павел Грознов. Строилась она с 1829 по 1831 годы, освящена 2 октября 1832 года. Судя по картинам, церковь очень похожа на созданный Грозновым в 1837 г. проект теплой церкви для того же девичьего Рождество-Богородицкого монастыря в г. Белгороде.

clip_image024

Проект теплой церкви в Белгороде. Арх. П.С. Грознов, РГИА.

Напоминает она и здание Знаменской церкви мужского монастыря, которая, судя по всему, построена также по проекту Грознова. Две картины Феддерса – «Монастырская церковь в лесу» и «Пруд в Сигулдском парке» – это единственные известные сегодня изображения холодной церкви в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Корсунской.

clip_image026Ю.И. Феддерс. «Пруд», 1900-е. Открытка издана в Риге в 1920-х гг.

Картина Ю. Феддерса «Меловые берега» (1882 г.) написана предположительно с места, расположенного между торговым центром «Денис»(Старый город, ул. Корочанская ) и базой отдыха «Энергомаш», примерно с места кладбища. Стрелками показаны теплая и холодная церковь в Монастырском логу.

clip_image028Ю.И. Феддерс. «Меловые берега», 1882 г.

Академик Ю.И. Феддерс был и отличным портретистом. Известно, что в 1879 г. он написал портреты директора мужской гимназии Н.Ф. Одарченко, попечителя Харьковского учебного округа П.К. Жерве, городского головы Белгорода в 1863 – 1881 гг. Николая Павловича Слатина и его жены Е.М. Слатиной.
Парные портреты «Германа, фабриканта» и «его жены», известные только по упоминаниям, по видимости, изображают владельца пивоваренного завода в Белгороде Гардвига Германа с супругой. В собрании Германов в Белгороде был также «Кавказский вид». В 1890 г. в Белгороде пивоварением занимался Артур Гардвигович Герман. Интересно, что старшая дочь Ю. Феддерса Эльфрида вышла замуж за Артура Германа и позже с мужем жила вблизи Екатеринослава. Ни один названных портретов не сохранился.
Портрет дочери Ирмы, в замужестве Стефановской, – один из двух уцелевших женских портретов кисти Юлия Феддерса.

clip_image030Ю.И. Феддерс. «Портрет Ирмы Стефановской (Феддерс)», 1905 г.

Второй – «Портрет Меранвиль де Сент-Клер».

clip_image032Ю.И. Феддерс. «Портрет Меранвиль де Сент-Клер», 1897 г.

Леонид Александрович Меранвиль де Сент-Клер – первый председатель Белгородского Совета рабочих и солдатских депутатов, одноклассник Георга Феддерса по Белгородской гимназии. Г.Ю. Феддерс писал, что на портрете – Надежда Александровна Меранвиль, и упомянул о двух ветвях этого рода – в Белгороде и Петербурге. Некая Н.А. Меранвиль де Сент-Клер писала и в прессе около 1896 г. стихи, посвященные царю. Возможно, это мать или сестра Л.А. Меранвиля?
Но портрет написан и выставлялся в Петербурге в 1897 г. Почему же он не был передан заказчице? Это проясняется, если предположить, что на портрете изображена Ольга Николаевна Лопатина, по мужу Меранвиль де Сент-Клер. Именно в это время ее муж, полковник К.Н. Меранвиль де Сент-Клер, старший адъютант отдельного корпуса жандармов, был судим за злоупотребление служебным положением. Это было громкое дело о миллионном наследстве с участием о. Иоанна Крондштадского в качестве свидетеля.
Надеемся, что поиски в архивах и библиотеках помогут узнать полное имя этой красавицы, а репродукции картин Юлия Феддерса вскоре увидят и белгородцы.

Юлия Патлань,
Александр Лимаров.

Авторы благодарят за помощь и материалы
историка искусства Эдварду Шмите,
Латвийский национальный художественный музей г. Рига.
Картины Ю.И. Феддерса  воспроизводятся по изданию: Jūlijs Feders. – Rīga: Neputns, 2013.
P.S  Картина Ю.Феддерса»Улица зимой в Белгороде» была продана на аукционе 6.10.2011 за 5000 евро…

Редакция сайта «Летопись Белогорья» благодарит авторов за разрешение на размещение материала.

 

Реклама:

Открыли свой бизнес но не знаете где купить мебель? Не беда. Изготовление ресепшн по самым доступным ценам



Кол-во просмотров страницы: 4815

Короткая ссылка на эту страницу:
Мне нравится! 7 пользователям понравилась эта запись


Одноклассники
   
 
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

1 комментарий к записи “Певец меловых круч”

  1. Петров:

    Отличная статья! С уловольствием повесил бы в доме репродукции наших пейзажей кисти Феддерса.

Оставить комментарий к записи Петров

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Добавить изображение

Добавить изображение