В. Потапов.
Яблоново.
В далекие времена, когда село Яблоново было городом, в нем находилось 5 деревянных церквей: Знаменская, Димитриевская, Пятницкая, Николаевская и Михайловская.
Соборная — во имя Знамения Пресвятой Богородицы.
Есть упоминание о том, что в 1650 г. состоялось решение о выдаче денег на свечи и ладан Яблоновской соборной церкви. Эта церковь существовала и в начале XX в. И ее по-прежнему именовали соборной. Местные жители говорили по этому поводу: «У нас две церкви: одна деревянная — соборная, а другая каменная — Димитриевская». Эта церковь построена в 1843 г. на месте прежней церкви с такой же колокольней, но какая по счету, неизвестно. Старожилы утверждали, что предыдущая церковь от основания до половины была каменной, а верхняя часть — деревянной.
В деревянной церкви к началу XX в. сохранились две церковные веши, которые по преданию были пожалованы царем Алексеем Михайловичем — икона Знамения Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе и священническая фелонь (риза) зеленого цвета с золотыми деревьями. О пожаловании этой ризы сохранилось такое предание: царь Алексей Михайлович будучи в городе Яблоново, заходил и в соборную церковь. В это время священник, встречавший царя, был в самой простой (набойчатой) ризе. Осмотрев церковь и обратив внимание на бедность церковной ризницы, царь подарил фелонь.
Церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.
Его память отмечают 26 октября (8 ноября). О ней есть упоминание в 1657 г. Современная каменная церковь построена в 1811 г. (по другим сведениям — в 1810 г.) на месте деревянной с такой же колокольней и оградой.
Церковь во имя святой великомученицы Параскевы-Пятницы
(память ее 28 октября, т.е. 10 ноября по новому стилю). Она существовала еще долго после упразднения города Яблонова. Местные жители утверждали, что Пятницкая церковь была сломана с постройкой более просторной Димитриевской церкви в 1811 г. В память о ней при Димитриевской церкви был устроен Пятницкий придел, куда из прежней церкви был перенесен иконостас. На месте бывшей Пятницкой церкви к началу XX в. сохранилась каменная каплица (часовня), огороженная деревянной оградкой, где росли 2-3 дерева. На каплице был водружен четырехконечный крест, на котором ниже поперечника изображен полумесяц или четверть луны. Полагали, что это тот самый крест, который находился на Пятницкой церкви. Обычно кресты с изображением полумесяца христиане-поселенцы ставили на церквях в тех селениях, которые основывались на месте бывших татарских поселений и владений. Это служило символом того, что крест победил луну, т.е. христиане победили татар-мусульман.
Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца — Николаевская.
О ее существовании в Знаменской церкви сохранилась древняя икона св. Николая Чудотворца, которая была храмовой в Николаевской церкви. О Николаевской церкви есть упоминание в 1652 г.
Церковь в честь святого Архистратига Михаила — Михайловская.
О существовании в городе Яблоново этой церкви говорит одно только предание. Местные жители на одной из улиц села Яблонова указывали место, где стояла Михайловская церковь. В ее честь одна из улиц именовалась Михайловской.
Клиновец.
9 ноября 1899 г. Курская духовная консистория направила в строительное отделение Курского губернского правления проект расширения деревянной Димитриевской церкви в с. Клиновец Корочанского уезда. Строительное отделение рассмотрело проект и «находит его составленным правильно, законно и цели своей соответственным» и утвердило его. Губернский инженер порекомендовал духовной консистории сообщить Корочанскому уездному полицейскому управлению: а) чтобы строителями церкви в точности были выполнены правила и распоряжение МВД о том, чтобы двери главных выходов отворялись непременно наружу; б) чтобы ежегодно от архитектора, обязавшегося осуществлять наблюдение за правильным производством работ, была взята строителями подписка и доставлена в губернское правление; в) чтобы в точности соблюдаемо было правило положения для строительных работ о том, чтобы леса при каменных сооружениях для поднесения материалов и хождения рабочих, во избежание увечья людей и вообще несчастных случаев, были укреплены прочно.
8 мая 1901 г. полицейский исправник направил в губернское правление подписку Курского епархиального архитектора Владимира Григорьевича Слесарева от 1 мая, обязавшегося наблюдать в техническом отношении за расширением деревянной церкви в с. Клино- вец «в лето сего года». 30 апреля 1901 г. к Димитриевской церкви был переведен Федор Яковлевич Золоторев (1878-?), окончивший Харьковскую духовную семинарию. А в мае 1906 г. он был перемешен к Николаевской церкви г. Корочи.
Афанасово.
В октябре 1912 г. Курское губернское правление получило от консистории на утверждение проект «деревянного храма» для деревни Афанасовки Корочанского уезда, копию с него, пояснительную записку, свидетельство о грунте в местности предполагаемой постройки, подписку о техническом надзоре. Из пояснительной записки следовало, что здание деревянной церкви в Афанасовку переносится из слободы Зимовеньки. Предполагается здание снаружи обшить тесом и установить железную крышу. Технический надзор за постройкой принял на себя выпускник Петербургского института гражданских инженеров Богдан Грацианович Перетяткович (1880 — 1942), состоящий в должности курского губернского архитектора, гражданского инженера. Присланные материалы были направлены на рассмотрение младшему архитектору губернского правления Федорову, который в рапорте сообщил: «Проект мною рассмотрен и найден составленным правильно».
В Корочанском уезде (на 1908 г.) имелось 86 церквей (39 каменных и 47 деревянных), в т.ч. в Короче — 6 каменных. Познакомимся с краткими сведениями о церквах Корочанского и Новооскольского (Большая Халань, Бубново и Ново-Анновка) уездов по состоянию на 1909 год.
Алексеевка. Успенская церковь.
Каменная (далее — К), построена в 1857 г. Имеет 3 престола (далее будем указывать информацию о двух и более престолах), 66 десятин полевой земли. Число душ в приходе с учетом хуторов Городище и Софроновка — 2868. Причт: священники — Михаил Аркадьевич Абакумов и Иоанн Михайлович Платонов, диакон Матвей Васильевич Колмаков, псаломщики — Павел Андреевич Лащевский и Александр Васильевич Черняев.
Бехтеевка. Знаменская церковь.
К., 1868 г. 3 престола. 1820 душ. 33 дес. Диакон Николай Иванович Замараев, псаломщик Александр Семенович Колонутов.
Священник Петр Тимофеевич Иванов. Родился в 1858 г. в семье диакона слободы Рыбинские Буды Обоянского уезда. Окончил духовную семинарию. В 1883 г. определен псаломщиком в с. Беломестное Белгородского
уезда. С 1884 г. служил в Грайворонском уезде. 16.04.1907 г. перемещен к Знаменской церкви слободы Бехтеевка. В 1908 г. утвержден в должности духовного следователя и члена благочиннического совета. В 1912 г. утвержден в должности члена училищного совета и казначея Корочанского отделения Курского епархиального училищного совета. Его сын Николай Петрович Иванов — директор Корочанской средней школы (1943-1946), кавалер ордена Ленина.
Большое Яблоново.
Димитриевская. К., 1810 г. С учетом х. Песчаный -1066 душ. 13/4 дес. усадебной земли и 66 дес. полевой земли. Священник Аркадий Андреевич Васильев, диакон Роман Алексеевич Никитин, псаломщик Сергей Гаврилович Ковалев.
Знаменская.
Деревянная (далее — Д)., 1843 г. С учетом х. Песчаный, дер. Павловка и хут. Языковка — 1613 душ. 153 1/4 дес.
Священники — Николай Васильевич Андреев и Николай Дмитриевич Амелин, диакон
Илия Николаевич Чефранов, псаломщики — Василий Иванович Пузанов и Константин Георгиевич Овчаров.
Белый Колодезь.
Николаевская. Л., 1864 г. 535 душ. 2 дес. усадебной и 31 дес. полевой. Священник Константин Никанорович Лавринов, псаломщик Константин Васильевич Евдокимов.
Заячье. Пятницкая.
К., 1867 г. 2000 душ. 66 дес. Священники — Петр Николаевич Мильский и Пантелей Александрович Картамышев, псаломщики — Тимофей Антонович Ильинский и Тихон Николаевич Матюхин.
Ивица. Васильевская.
К., 1854 г. 645 душ. 3 дес. усадебной и 33 дес. полевой. Священник Симеон Иванович Апошанский, псаломщик Алексей Васильевич Черняев.
Казанское (Казанка). Казанская.
К., 1808 г. 939 душ. 33 дес. Священник Стефан Павлович Смирнов, диакон — вакансия, псаломщик Василий Филиппович Коптев.
Кашеева (Кашеево). Петропавловская.
К., 1880 г. 2 престола. С учетом хут. Емельяновка и Долгий Бродок — 2010 душ. 3 дес. усадебной и 33 дес. полевой. Священник Димитрий Иванович Соколовский, диакон Симеон Петрович Колонутов. псаломщик Иван Михайлович Чеканов.
Клиновец. Димитриевская.
Д., 1866 г. С учетом Клиновецких хуторов — 608 душ. 2 1/2 дес. усадебной и 33 дес. полевой. Священник Димитрий Иванович Четвериков, псаломщик Василий Стефанович Усачев.
Короткое. Димитриевская.
К., 1869 г. 904 души. 3 3/4 дес. усадебной и 33 дес. полевой. Священник Роман Петрович Попов, псаломщик Иоанн Иосифович Пузанов. Отец Роман принимал участие в Первой губернской выставке садоводства, плодоводства и огородничества, проходившей в Курске с 5 по 10 сентября 1910 г. На ней он представил 8 сортов яблок (Антоновка, Апорт, Склянка, Сладкое, Ренет золотой, Зеленка крымская, Зеленка харьковская и Челеби).
Ломово. Николаевская. К., 1812 г. 1260 душ. 33 дес. Священник Алексей Николаевич Слюнин (в службе с 1867 г.), диакон Порфирий Михайлович Федоров, псаломщик Максим Семенович Колонутов.
Из книги В.В. Потапова «Короча: события и люди».
Редакция сайта благодарит В.В. Потапова (г. Курск) за разрешение на размещение материала.
Короткая ссылка на эту страницу:
Упоминаемый здесь диакон Илия Николаевич Чефранов — мой прадед. А где можно раздобыть книгу В.В. Потапова «Короча: события и люди»?
Книга вышла в 2007 году. Мне ее подарили в Короче, в администрации. Когда я созванивался с автором по поводу размещения, он мне говорил, что его книги можно приобрести в «Центре православной книги», г. Белгород, Белгородский пр., 75а, возле духовной семинарии.