Храм Рождества Пресвятой Богородицы

В.В. Потапов

Храмы г. Корочи

Существующий в настоящее время в Короче соборный Рождество-Богородицкий храм является третьим по счету. Первый храм во имя святого Архистратига Михаила был деревянным и его строительство относят к основанию города. По преданию этот первый храм города Корочи сгорел до основания: на праздник Крещения Господня ударил гром, разразилась молния и зажгла собор. Второй соборный храм был каменным и просуществовал до 1873 г. Из-за ветхости он был сломан и на том же месте «сооружен обширный и великолепный новый», т.е. третий. В дни освящения храма 9, 10 и 11 (21, 22 и 23 по новому стилю) мая 1876 г. наблюдался сильный мороз, от которого «много деревьев, даже дубовых, засохло, и никаких плодов в этом году не было».

clip_image002Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Короча, 1910 г. Фото М. Денисова

Деятельное участие в строительстве храма церковного старосты Софрона Григорьевича Балабанова отмечает преподаватель истории и географии Корочанской Александровской мужской гимназии Тимофей Васильевич Проскурников. В статье «Из истории Слободской Украины: об основании сторожевых городов Корочи, Нижеголья и Яблонова в XVII веке», опубликованной в «Курских губернских ведомостях» (1900 г.), он писал: «От проезда через Корочу Петра Великого после Полтавской победы, существовал каменный соборный храм, построенный на пожертвованные им деньги, но в настоящее время воздвигнут на его месте новый собор такой величины по своим размерам, что может соперничать во многих отношениях со своими собратами — соборами губернских и даже столичных городов. Особенное участие трудом и материально принимал бывший церковный староста Софрон Балабанов (купец)». По свидетельству корочанского краеведа М.П. Решетникова «Софрон Балабанов много потрудился по постройке собора, и в честь имени его святого в соборе был даже престол св. Софрона».

Из описания храма, произведенного в 1899 г. священником соборной церкви Михаилом Чефрановым. Храм имеет продолговатый вид, похожий на корабль, с тремя выдвинутыми полукруглыми алтарями с восточной стороны. Высота церкви от основания до креста 43 аршина (1 аршин = 71,12 см), креста — 4 3/4 аршина. Высота колокольни до креста 62 аршина, креста — 3 аршина. Длина всей церкви (с алтарем и колокольней) 84 аршина, ширина главной церкви с боковыми приделами 29 аршин, ширина трапезы — 29 аршин. Над храмом возвышаются пять осьмиугольных куполов.

Средний (большой) купол поддерживается четырьмя колоннами, соединенными между собой и стенами арками. Остальные четыре над приделами значительно меньше среднего, как по объему, так и по высоте. Вся церковь и трапеза покрыты листовым железом, окрашенным зеленой краской, а купола и главы — белым железом. Главы увенчаны позолоченными крестами.

В нижнем ярусе храма располагаются 22 окна, а в верхнем ярусе, т.е. во всех пяти куполах — 40 окон (по 8 окон в каждом куполе). Нижний ярус четырехъярусной колокольни является продолжением трапезы и представляет собой квадрат. Три верхних яруса имеют 8-угольную форму. Покрыта колокольня белым железом. В середину всех четырех концов креста на колокольне вложены зеркальные стекла, которые при восходе и закате солнца отражают солнечные лучи. На колокольне установлены 7 колоколов, размешенных на третьем ярусе. Самый большой из них (новый) весом 546 пудов (8736 кг) имеет следующие надписи: «Благовествуй земле радость велiю», «Хвалите небеса славу Его», «Сей колоколъ вылитъ в граде Москве въ лето 1863 г. мая 5 дня, для соборной Рождество-Богородицкой церкви в городе Короче Курской губ., при Императоре Александре III-мъ, при Преосвященном Iустине, Епископе Курскимъ и Белгородскимъ, при протоiрее соборной церкви города Корочи Iоанне Вирославском».

Второй (старинный) колокол весом 120 пудов (1920 кг), как и 5 малых — надписей не имел.

Главным украшением церкви является четырехъярусный позолоченный иконостас, занимающий всю восточную стену, скрывая собой все три алтаря. Высота среднего иконостаса 13,5 аршина, а двух боковых — по 12. Иконы всего иконостаса принадлежат Московской академической художественной живописи. Его стоимость составляет около 35 тыс. руб. По обе стороны южных церковных дверей в киотах размешались икона Святого Архистратига Михаила и икона Покрова Пресвятой Богородицы, а по обе стороны северных церковных дверей — две иконы Святителя Николая Чудотворца. Особой красотой, изящностью и ценностью выделялась металлическая люстра, висящая на железных цепях внутри среднего купола. Она была позолочена и на ней установлено до 72 подсвечников.

Приобретение иконы Серафима Саровского.

19 июля 1903 г. в соборной церкви г. Корочи состоялось светлое и радостное церковное торжество, прославляющее угодника Божьего Серафима. В этот день соборный причт и прихожане решили приобрести на добровольные пожертвования ценную икону в честь и память новопрославленного угодника Божьего с тем, чтобы икона была освящена в Саровской пустыни при гробе преподобного. Однако все произошло иначе.

Церковный староста Сергей Андреевич Дьяков, будучи по своим делам в Москве, узнал о том, что почетный гражданин Москвы Дев Иванович Воронов пожелал пожертвовать на память в соборную церковь г. Корочи икону преподобного Серафима. Оказалось, что Дев Иванович — уроженец Корочи и был крещен в ее храме. К этому времени икона им уже была приобретена. После этого благоприятного известия соборный причт и церковный староста, исполняя желание прихожан, уполномочили диакона Тимофея Попова «взять в Москве от жертвователя икону, отправиться в Саровскую пустынь и просить братию той же пустыни освятить и возложить икону на мощи преподобного Серафима, дать частицу какой-либо святыни памяти преподобного и о всем этом дать ему, диакону Попову, письменное удостоверение для хранения в ризнице на вечное воспоминание».

Это письменное уполномочие 23 октября диакон Попов при просьбе о выдаче ему билета на проезд предъявил епископу Курскому и Белгородскому Лаврентию, который наложил на нем резолюцию: «Благословляется». 28 октября диакон прибыл с иконой в Саровскую пустынь, в которой с дозволения и благословения настоятеля она была освящена с выдачей письменного удостоверения следующего содержания: «Дано сие от Настоятеля Саровской Пустыни Тамбовской епархии в том, что икона преподобного Серафима, приобретенная в соборную церковь г. Корочи, освящена в Саровской Пустыни 29 октября 1903 года с возложением на мощи преподобного Серафима, а уполномоченному диакону Тимофею Попову вручены части мантии преподобного, гроба и камня. Что удостоверяется подписью с приложением монастырской печати».

clip_image004Серафим Саровский

4 ноября в половине пятого пополудни святая икона прибыла в Корочу. При многочисленном стечении горожан и с подобающей святыне честью икона была внесена в храм и установлена на приготовленное место. После этого был отслужен молебен преподобному Серафиму с акафистом Божией Матери, как покровительнице преподобного в земной жизни. На следующий день вечером, по желанию прихожан, было отслужено торжественное всенощное бдение, а после всенощной молебен с водоосвящением.

На пожертвованной благотворителем иконе угодник Серафим изображен во весь рост с открытой головой, в черной мантии с епитрахилью. В левой руке, согнутой на уровне локтя, четки, а правая приложена к груди. По виду преподобный находился в молитвенном настроении. В верхнем левом углу иконы, немного выше лика Серафима, изображена в малом виде Божия Матерь без Младенца. Фон святой иконы вызолочен червонным золотом с изящной чеканкой и разноцветной красивой эмалированной каймой.

Для помещения этой иконы церковный староста С.А. Дьяков заказал местному живописцу-резчику К.Я. Ткачеву ценный резной позолоченный киот в виде иконостаса (7×2 аршина), за стеклом которого и хранилась икона.

Для хранения святых частей мантии, гроба и камня преподобного благотворитель Л.И. Воронов прислал равносторонний серебряный, позолоченный крест малого размера.

Приведем краткую биографическую справку преподобного:

Серафим Саровский (в миру — Мошнин Прохор Исидорович) (21 июля 1754 г., Курск — 2 января 1833 г., Саровская пустынь, Тамбовская губ.), преподобный чудотворец. Родился в семье купца. Отец, а после его смерти и мать Агафия, строили в Курске Сергиево-Казанский собор. С матерью посещал строительство собора отрок Прохор. Однажды он упал с верхней точки строительных лесов, но остался цел и невредим. Возможно, этот случай сыграл решающее значение в его судьбе. Посетил Киево-Печерскую Лавру. В 1778 г. пешком из Курска пришел в Саров (ныне Нижегородская обл.), где стал послушником, а затем монахом и иеромонахом Саровской пустыни. С 1794 по 1810 гг. провел в отшельничестве в «дальней пустыньке», с 1810 г. «затворился» в монастыре, выйдя в 1820 г. из затвора, начал принимать верующих, которые приходили к нему за утешением и исцелением. В 1903 г. причислен к лику святых. Во время торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного, мощи Серафима Саровского находились в Курске (2004).

Освящение церковно-приходской школы.

Корочанская одноклассная церковноприходская школа при соборной церкви для лиц «бедного состояния» была открыта в 1890 г. стараниями и заботами священника соборной церкви Евфимия Маляревского и священника Георгиевской (кладбищенской) церкви Петра Кононенкова. Они же безвозмездно приняли на себя обучение детей в этой школе. Первоначально школа помещалась в двух небольших классных комнатах здания бывшего корочанского духовного правления.

Если к концу первого учебного года в ней училось 39 чел. (23 мальчика и 16 девочек), то в 1897/98 гг. — 92 чел. Из-за тесноты и переполненности школы приходилось отказывать родителям в приеме их детей. Осознаваемая необходимость в более просторном помещении упиралась в отсутствие средств. Но вскоре на помощь пришел попечитель школы, местный купец Сергей Андреевич Дьяков, «движимый любовью к церковной школе и всегда оказывающий ей помощь и ранее». На свои собственные средства он сделал деревянную пристройку на каменном фундаменте к существующему школьному зданию и произвел ремонт всего здания. Это обошлось ему в 700 руб.

Накануне торжества, т.е. 17 августа, в здании школы было совершено «бдение храмовому празднику» — Рождеству Пресвятой Богородицы. Всенощную служил законоучитель, священник Михаил Чефранов, а на литию и величание выходил заведующий школой, протоиерей Евфимий Маляревский. По окончании всенощной дети и все лица, присутствующие на ней, разошлись по домам в ожидании следующего дня.

clip_image006Священник Александр Белявский (с. Короткое)

Торжество освящения было назначено на 11 часов утра 18 августа 1898 г. К этому времени в школу прибыли: председатель Корочанского отделения Епархиального училищного совета, священник Покровской церкви Иоанн Родионов, члены отделения — священник слободы Погореловки Александр Софронов, священник слободы Кащеево Димитрий Соколовский, священник кладбищенской церкви Петр Кононенков, священник села Короткое Александр Белявский и член от города купец Тит Ильич Морозов, священник градского собора Иаков Золотарев, член городской управы купец Михаил Ильич Морозов, купец Палладий Васильевич Парманин, попечитель школы Сергей Андреевич Дьяков и другие почетные лица.

Ровно в 11 час. началось малое освящение воды, затем освящение нового здания и молебен, положенный перед учением. Звучали торжественные речи. В конце соборный хор певчих под управлением регента A.M. Авдюшенко пропел: «Сей день его же сотвори Господь». По окончании торжества детям быдо объявлено, чтобы они на следующий день приходили в школу учиться. А лица, приглашенные повестками на торжество освящения школы, отправились в дом попечителя школы С.А. Дьякова, где было приготовлено угощение.

Священник Михаил Чефранов выразил свое пожелание следующими словами: «Дай Бог, чтобы церковная школа наша в новом расширенном помещении, с новым успехом продолжала посильно выполнять свое высокое назначение, воспитывая детей Создателю нашему на славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу».

Из книги В.В. Потапова «Короча: события и люди»

Редакция сайта благодарит В.В. Потапова (г. Курск) за разрешение на размещение материала.



Кол-во просмотров страницы: 7703

Короткая ссылка на эту страницу:
Мне нравится! 9 пользователям понравилась эта запись


Одноклассники
   
 

2 комментария к записи “Храм Рождества Пресвятой Богородицы”

  1. Внимательный:

    Лай Бог, чтобы церковная школа наша — исправьте ошибку Дай Бог

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Добавить изображение

Добавить изображение