Мы сделали Главный Белгородский чат: https://t.me/+ajqWAoUKZksyYzdi

Проспект Мира в Белгороде

Alexander del SanchesS

Сегодня не каждый белгородец слышал об улице с таким именем. Однако в начале 1950-х это название ассоциировалось с главной гордостью — широким, красивым бульваром и кварталами города-сада. Времена меняются, но уже полвека «стометровка» привычна нам именно как бульвар. Тенистые дорожки, скамейки, пешеходы. Несмотря на тысячи людей, ежедневно её пересекающих, здесь тихо и уютно.

clip_image002[5]

После упразднения белгородской крепости здесь постепенно сформировался обусловленный исторической преемственностью ансамбль культовых и сопутствующих зданий. Из-за этой же пресловутой преемственности терепешняя «сотня» сильно отличалась от остальной регулярной сетки улиц города. И представляла собой клин, широкий с запада и значительно сужающийся к востоку. В начале — в районе перекрёстка с нынешей улицей 50-летия Белгородской области она сужалась в 3 раза. Всему виной был квартал Свято-Троицкого монастыря, чья территория была смещена от центральной оси новой регулярной планировки (план архитектора Квасова), по которой город перестраивался в конце XVIII века. В годы Великой Отечественной войны историческая застройка бывшей Соборной улицы была уничтожена.

После освобождения города и восстановления наиболее важных объектов, на первый план вышли типичные градостроительные задачи — новое, актуальное планирование и возведение современных жилых массивов. Многие горожане уже несколько лет ютились в полуразрушенных коробках, бараках, а иногда даже в землянках. И вот в этот период, на рубеже 50-х, в Белгороде и развернулось масштабное строительство знакомых каждому двухэтажек Именно такие аккуратные и даже европейские по дизайну дома были взяты за основу при реконструкции стоящей в руинах улицы, носившей имя Чичерина. Знающие люди могут рассказать, что за эти кварталы архитекторы были удостоены премии. Так мы и подобрались к главной теме разговора.

Здесь будет город-сад!

Итак, к концу 1940-х на улице Чичерина всё ещё было пустынно и безрадостно. Руины, частично восстановленные для временного расселения, должны были уступить место новым домам. Ненадолго остановимся на этом месте. Согласно документации горкоммунотдела в 1944-1946 гг. несколько домов по ул. Чичерина подлежали восстановлению, но в реальности это коснулось только западной стороны. В квартале бывшей усадьбы монастыря в это время при помощи военнопленных было построено несколько одинаковых двухэтажных домов из старого кирпича, собранного поблизости на развалинах бывших келий. Возможно, именно эти здания изначально планировались как основа будущей реконструкции территории. Сегодня из них сохранился один дом (Свято-Троицкий бульвар, №10).

clip_image004[4]

Как уже упоминалось в статье о сталинских двухэтажках, выбор такого типа жилья зависел не от заштатности города, а из целого комплекса соображений: политических, экономических, и социальных. Регулярная же застройка началась с проекта «19 квартал», который подразумевал расчистку и двухэтажную застройку квартала на месте бывшей семинарии — до улицы Победы. Но в процессе работы, с учётом прилегания к реконструирующейся (а точнее впервые получающей полностью твёрдое покрытие и обустройство) трассы международного значения «Москва-Симферополь», предложили построить полноценный архитектурный ансамбль. Была поставлена задача: связать, таким образом, главную улицу — Ленина, ведущую к вокзалу, с магистралью и применить все актуальные веяния для улиц — городских фасадов. По расчётам проектировщиков, по этому участку предполагалось интенсивное движение автомобильного и общественного транспорта, что и происходило вплоть до 1970-х годов, пока не был закрыт сквозной проезд через площадь Революции.

clip_image006[4]

Здесь-то и стало понятно, что историческая косоугольность, которую не смогли побороть ещё в Екатерининские времена, сильно затрудняет выполнение ответственной задачи. Архитекторами было принято решение исправить геометрию улицы. За основу взяли красную линию южной стороны и максимальную ширину бывшей Соборной площади — 75 метров. Столь большая ширина бралась с запасом на перспективу (главная улица должна была развиваться) и для возможности полноценного благоустройства — в центре бульвар, вокруг комфортное малоэтажное жильё со всей инфраструктурой.

clip_image008[4]

Первый белгородский проспект

С учётом масштабности проекта, было предложено переименовать улицу Чичерина в улицу Мира. Это символизировало идею нового мирного послевоенного времени и полностью отстроенную на месте руин часть города. Для выделения значимости, впоследствии решено использовать слово «проспект». Постановлением Горсовета от 21 октября 1953 г. новое название было установлено официально. До этого термин «проспект» в белгородской сетке улиц не применялся.

Проект новой пока ещё улицы Мира был подготовлен и начал реализовываться в 1951 г. На два года этот участок превратился в одну большую строительную площадку. Были проведены значительные работы по выравниванию рельефа, проложены коммуникации. Строящийся ансамбль состоял из двух жилых кварталов, они застраивались по симметричной сетке типовыми двухэтажками с индивидуальной компоновкой и декором. По главной оси закладывался бульвар, богато украшенный элементами малых форм, который завершался зданием кинотеатра-клуба, к которому также применялись требования архитектурной доминанты. Над проектом работали известные архитекторы: автором плана застройки был В. Красовский, индивидуальные решения для зданий предоставили А. Хряков, З. Брод. Автором плана и ландшафтного дизайна бульвара стал архитектор Е. Палагута.

clip_image010[4]

Главной особенностью архитектуры проспекта стал, несомненно, центральный бульвар, благоустроенный, художественно оформленный, соединяющий застройку в единый гармоничный ансамбль. За такое сочетание, наглядно демонстрирующую «действенную силу благоустройства и качественный подход при формировании крупных комплексов из типовых решений», авторы были отмечены государственной премией (второй степени).

clip_image012[4]

Жилая застройка.

В рамках проекта было построено 13 жилых домов первой очереди – по красным линиям, и 11 второй очереди внутри квартала и на ул. Фрунзе. Кроме этого здесь возвели три новых детских сада и ясли. Надо отметить, что в целях экономии сохранялись немногочисленные восстановленные и послевоенные капитальные здания, хотя одно из них (пр. Мира, №1) было разобрано уже через несколько лет. К этому моменту генплан улицы был пересмотрен и в качестве третьей очереди возводились уже 4-5-этажные дома.

На ситуационном плане наглядно можно увидеть весь реализованный исходный проект, оранжевым отмечены дома 1-й и 2-й очереди постройки, жёлтым — новая соцкультсреда, зелёным — имевшиеся здания, вписанные в план застройки:

clip_image014[4]

Достаточно простые по конструкции двухэтажки, из шлакобетонных блоков и кирпича, заняли своё место к 1955 г. Все дома оштукатурены, декорированы типовыми бетонными, коваными и деревянными элементами. Стилистика фасадов соответствует концепции неоклассицизма в архитектуре. Самым крупным недостатком является то, что многие элементы перекрытий выполнены из дерева. Многие могут задать резонный вопрос: почему они считаются типовыми, ведь среди домов «19 квартала» насчитывается свыше десятка абсолютно разных архитектурных решений? Они отличаются числом квартир, размерами, геометрией, внешней отделкой, «близнецы» расположены в чётком симметричном порядке чередуясь с другими. Суть проста – здесь применяются унифицированные элементы. Если до этого чаще всего каждый дом был индивидуален и всё, кроме кирпича, для него делалось штучно, то теперь дом стал конструктором, где из одинаковых серийных деталей одного размера собиралась нужная фигура. Обратите внимание – здесь одинаковые окна, карнизы, балконные плиты, разнообразная, но повторяющаяся лепнина. Для производства и сборки таких «конструкторов» создавались строительные комбинаты, производившие большую часть материалов самостоятельно. В данном случае застройщиком было строительное управление №3 Министерства промышленности строительных материалов СССР.

clip_image016[4]

Интересный факт. При строительстве первой очереди управление сумело сэкономить 600 тыс. рублей организовав собственное производство элементов благоустройства. Госприёмка прошла успешно, но были высказаны многочисленные замечания по качеству, оно не было стабильным, хотя и приемлемым в целом.

Квартиры отличались высоким благоустройством по сравнению с имевшимся ранее жилым фондом. Балконы, террасы, продуманная планировка, гипсовая лепнина в интерьере – поначалу казались фантастикой. Но с увеличением объёма строительства быстро стали нормой жизни. Кроме многоквартирных домов здесь так же были возведены общежития с аналогичными потребительскими качествами.

clip_image018[4]

Благоустройство дворов также соответствует нормам своего времени. Проложены бетонные дорожки, территории разграничены ажурными заборами, высажены плодовые и декоративные деревья. Разбиты цветники, обустроены детские площадки с качелями и песочницами, устанавливались и спортивные снаряды. Каждая двухэтажка располагала хозблоком в виде коллективного сарая с небольшими кладовками и подвалами. Изначально хозблоки закладывались в план как места хранения дров, но и после газификации их продолжали строить и перестраивать сами жильцы.

clip_image020[4]

Сараи строятся из некондиционного и подручного материала, но порой его выбор поражает: на месте снесённого в 2011 г. блока я обнаружил цоколь, сложенный из массивного бутового камня, вероятно оставшегося от предыдущих, ещё монастырских построек:

clip_image022[4]

При этом другие подвалы иногда просто обычные ямы, оштукатуренные по кладочной сетке. Но в основном кирпичные или шлакоблочные. Интересна сама идея индивидуального подвала в многоквартирном доме. Считалось, что недопустимо расточительно захламлять жилое пространство, а холодильник – капиталистическое излишество, которое вполне заменяет погреб (с этой же целью в ранних хрущёвках устраивались встроенные в стену камеры для продуктов, чтобы не пользоваться холодильником хотя бы в зимний период).

Социальная инфраструктура.

Кроме жилых домов на территории размещались детские ясли (снесены в 1980-х, сейчас на этом месте пустырь, частично обсаженный плодовыми деревьями):

clip_image024[4]

Три детских сада (и ещё один на этой же улице находился у кинотеатра «Родина» в восстановленном дореволюционном здании).

clip_image026[4]

На первых этажах некоторых многоквартирок были размещены магазины и точки бытового обслуживания. Так в известном всем угловом доме у остановки «Родина» сначала разместился универмаг, затем магазин промышленных товаров, комиссионка. Многие помнят это здание как магазин грампластинок «Мелодия». В наше время здесь ненадолго размещались самые разные магазины, сейчас помещение занимает «Золото 585»:

clip_image028[4]

В противоположном угловом доме всё было гораздо стабильнее. Изначально в нём был гастроном, затем, и до самого сноса в начале 2000-х, «Булочная-кондитерская». Многие с теплотой вспоминают этот колоритный магазинчик с кафетерием, бывший памятником далёким 50-м годам. Здесь всегда пахло свежей выпечкой и конфетами. Различные, как правило, промтоварные магазины были и на месте нынешней комисионки «Патент». На фото в заголовке статьи это здание с вывеской «Универмаг».

clip_image030[4]

Но главной достопримечательностью стал кинотеатр. Он завершал композицию и находился в западной половине улицы, за Богданкой, архитектурно замыкая проспект. На момент постройки в городе был большой дефицит кинозалов и его открытия ждали с большим нетерпением.

«Родина»

Эта часть улицы сформировалась в начале XIX века, когда снесли и сровняли последние остатки крепости. С этого времени её геометрия не менялась – она представляла собой короткий, но очень широкий бульвар. Это так же часть бывшей Соборной улицы, но иногда встречается и другое название – Покровская, однако официальная Покровская начиналась от одноимённой церкви, и чуть выше. До самой войны здесь находился «Старый сквер», по размерам идентичный заложенному здесь недавно заново «Иосафовскому скверу». За год до войны перед ним поставили монумент Сталину, который вскоре разрушили оккупанты. Большинство деревьев в войну вырубили на дрова. Интересно, что часть старинной частной застройки сохранялась здесь вплоть до недавнего времени, являя собой с одной стороны неприглядный и абсолютно неблагоустроенный архаичный угол главной городской улицы, а с другой – неся неповторимый вековой антураж с зелёными полянками и тропинками вместо тротуаров.

Фото в духе «было-было позже», правый угол нынешних Свято-Троицкого бульвара и Пушкина, обратите внимание, маленький домик и в начале ХХ века явно не выглядит новым, однако как-то простоял ещё 100 лет, такова временная разница между кадрами:

clip_image032[4]

«Хатки» вместе с руинами Покровской церкви были на несколько десятилетий прикрыты фасадом кинотеатра «Родина». Его сооружение началось после сдачи первой очереди проекта и проходило с большим трудом – сказывались технические накладки и недостаточность собственных сил застройщика. Кинотеатр открыли 1 мая 1955 года.

clip_image034[4]

«Родина» — типовой зал на 350 мест. Несомненно, это было достаточно красивое здание, как и весь ансамбль, соответствующее упрощённой стилистике сталинского неоклассицизма. Однако далеко не все подозревают, что клонов нашей «Родины» по проекту Зинаиды Брод в Советском Союзе было построено более сотни и большинство из них вообще ничем внешне неотличимы, почитать об этом можно здесь: http://brachka.livejournal.com/55631.html

Кинотеатр сразу обрёл популярность, но с годами стал уступать конкурентам, и был переориентирован в детский. В фойе был обустроен тематический сказочный интерьер: избушка на курьих ножках, пеньки, лавочки, весело щебетали канарейки, плескались аквариумные рыбки. В середине 1980-х здесь на втором этаже был открыт первый видеосалон. Часто устраивались выставки, проводились утренники.

У меня, как и у всех советских детей, остались самые тёплые воспоминания от посещения этого кинотеатра. Конечно нелепо сравнивать комфорт и спецэффекты современных залов с тем что было тогда – ужасные твёрдые фанерные кресла, холод, невнятный звук, исцарапанные плёнки… Но это было характерно практически для всех остальных киношек. Зато каждый поход воспринимался как событие – развлечений было не так уж много. Основным репертуаром были детские и юношеские фильмы и мультсборники. Особым событием стало появление видеозала, здесь поставили большой телевизор «Радуга» и магнитофон ВМ. Зал не пустовал, где же ещё можно было посмотреть зарубежные мультики?

clip_image036[4]

Слева от фасада кинотеатра в конце 1940-х был построен двухэтажный домик, впоследствии слившийся с архитектурой проспекта Мира, но заслуживающий отдельной строки. Он похож на другие сталинские двухэтажки, но выделяется своеобразной стилистикой.

clip_image038[4]

Интересен он тем, что был построен рабочими из числа военнопленных под руководством немецкого инженера. Пленные строили участок дороги Москва-Симферополь и работали на некоторых других объектах. Инженер проживал здесь несколько лет, а затем вернулся на родину. Дом остался, по иронии судьбы теперь в нём находится Белгородский совет ветеранов.

Благоустройство

Не зря конкурсная комиссия особо отметила этот компонент. Проспект Мира был оформлен в лучших традициях садово-паркового дизайна. Самыми явными недостатками оформления были недолговечные архитектурные элементы и низкое по нынешним понятиям качество покрытия пешеходных дорожек – они были бетонными. Поэтому оценить масштаб уличных украшений мы можем лишь по фотографиям 50-60 гг.

clip_image040[4]

Проспект начинался на перекрёстке с ул. Чернышевского, но через два года был продлён до площади Революции за счёт вырубки и застройки более высокими зданиями территории Ленинского сквера. Центральный пешеходный бульвар отделялся от проезжей части каменной отбортовкой. Вместо тротуарного поребрика активно использовались низкие литые оградки. Через каждые несколько метров установили скамейки и фонари на ажурных столбах, сваренных из прутка. Основной темой декора были классические мотивы: по всему периметру сквера на низкой ограде или отдельных постаментах возвышались античные цветочные вазы из бетона. На входных группах границ секторов они устанавливались целыми каскадами.

clip_image042[4]

В середине сквера тихо журчали струи скульптурного фонтана, изображающего ребёнка с гусёнком на которого шипят трое взрослых гусей.

clip_image044[4]

Рельеф, имеющий некоторый подъем к северу решён ступенчатым склоном – постепенно ровными полосами поднимаясь к верхним домам, значительный перепад только у правой проезжей части, здесь устроены небольшие архитектурно-оформленные лестницы.

clip_image046[4]

В 1954 г. ландшафт был дополнен юбилейными амфорами в честь 300-летия воссоединения с Украиной, а на входе в сквер установили бюст Богдана Хмельницкого.

clip_image048[4]

В 1955 г. у кинотеатра «Родина» оформляется тематическая скульптурная группа «В борьбе за мир», изображающая советского мужчину, на плече у которого ребёнок с голубем. Как ни странно соцреализм вполне гармонично воспринимается на фоне античных ваз. У гетмана с этим гораздо хуже.

clip_image050[4]

Ещё одна скульптурная композиция располагалась у входа в ясли-сад, она изображала мать и ребёнка в классической интерпретации. Статуя была типовой, декоративной садово-парковой.

clip_image051[4]

В 1956 г. сквер продлили и озеленили до границы с площадью, сюда частично перенесли останки из братских могил Ленинского сквера, на месте перезахоронения ещё через три года зажгли Вечный огонь. Этот участок уже не столь богат бетонными украшениями, предпочтение отдали чугунному литью.

clip_image053[4]

К 1957 г. проспект Мира почти полностью приобрёл своё окончательное лицо. Освещена проезжая часть, введены все запланированные объекты. Вскоре своё место на перекрёстке с ул. Чернышевского занимает второй фонтан, а бульвар становится любимым местом прогулок горожан.

clip_image055[4]

***

Некоторые считают, что название «проспект Мира» было принято в дань моде, вроде как в Москве есть, надо и у нас. Это заблуждение. Название символизировало именно торжество нового мирного времени, возродившего из пепла войны разрушенный город, и просуществовало с 1953 по 1957 гг. В Москве же проспект Мира появился как раз в 1957 г., в честь фестиваля молодёжи и студентов.

Alexander del SanchesS http://sanchess-city31.livejournal.com/28731.html

Редакция сайта благодарит Alexander del SanchesSа за разрешение на размещение материала.



Кол-во просмотров страницы: 9042

Короткая ссылка на эту страницу:


1 комментарий к записи “Проспект Мира в Белгороде”

  1. Елена:

    Отличная статья! В Белгороде живу всего 10 лет. Очень интересно окунуться в далекое прошлое. Прочитала с удовольствием. Спасибо!

Оставить комментарий к записи Елена

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: