Автомузей под открытым небом

Alexander del SanchesS

На сей раз о временах совсем недавних – обилие автомобилей на постаментах ещё свежо в памяти белгородцев. Сегодня от былой коллекции ретрокаров остался только один экспонат, установленный на перекрестке улиц Костюкова и Губкина.
clip_image002

Оригинальная идея.

Начало проекту по сооружению памятников легендарным советским автомобилям было положено в 2004 г. Незадолго до этого, при реконструкции улицы Магистральной, на перекрестке с ул. Ворошилова появилось модная на тот момент кольцевая развязка. Кольцо, по сути, оказывалось первым сооружением на пути автомобилистов при въезде в город (в прямом смысле), и тут же появилась мысль о размещении здесь символической композиции. Естественно, поскольку въезд в данном месте происходит с территории Украины, должен был присутствовать специфический колорит.
Несколько отходя от темы. Традиция отображения темы братства России и Украины была заложена много десятилетий назад. Памятники и архитектурное оформление этих мотивов у нас начали распространяться с 1954 г. (300-летний юбилей воссоединения). По иронии судьбы как раз до этого времени население Белгородского района и не задумывалось об этнических различиях, кроме того и район, и город неоднократно меняли положение относительно административной границы. Позже вдоль автотрассы появилось большое количество символических композиций: памятный камень и тематические барельефы в Майском, въездная стела «Белгород» в Грязном и огромная металлическая надпись «Дружбе народов слава!» на холме у кафе «Спутник» (демонтирована в середине 1990-х).
Итак, в качестве декора развязки было предложено весьма оригинальное решение: установить на постамент украинский автомобиль, легендарный «горбатый Запорожец», самый доступный, поистине народный для своего времени. Даже без учёта близости границы, «горбатый», несомненно, заслуживает увековечивания, будучи не только знаковым явлением для отечественной автоиндустрии, но и просто культовым предметом, вызывающим положительные эмоции. Так или иначе, но идея пришлась по душе мэру города Василию Потрясаеву, который не просто поддержал проект, а решил его развить – украсить такими же легендарными моделями советского автостроения и другие городские перекрёстки. В конце весны были проведены поиски подходящих экземпляров. Главным критерием была хорошая сохранность кузова и его минимальная модернизация. Уже в июне 2004 г. ЗАЗ-965, выкрашенный в яркие цвета украинского флага, занял своё место на перекрёстке.

clip_image004

Вслед за ним на другие кольца отправились «Москвич» и «Победа». Немногим позже к этой тройке были добавлены 21-я «Волга» и самый старинный экспонат – «Москвич-401». Автомобили были приобретены городской администрацией у населения, при этом имена владельцев и затраченные суммы не разглашались.
Москвич-407 (выпускался на Московском заводе малолитражных автомобилей в 1958 — 1963 гг., был модернизированной версией автомобиля Москвич-402) синего цвета был установлен на кольце перекрестка улиц Щорса, Королёва, Горького и был демонтирован первым, простояв менее двух лет, при очередном ремонте тепловых сетей. Расположение автопамятника было выбрано изначально неудачным – из-за больших размеров круга развязки машина попросту терялась и не производила впечатления.

clip_image006

ГАЗ М-20 «Победа» (выпускалась в 1946 — 1958 гг. на Горьковском автозаводе, один из первых в мире серийных автомобилей в кузове понтонного типа) – зелёный металлик + бирюзовый верх, устанавливался на кольце пр. Ватутина – ул. Королёва. Демонтирован в 2009 г. при реконструкции перекрёстка под светофорное регулирование.

clip_image008

ГАЗ-21 «Волга» (выпускалась на Горьковском автозаводе в 1957 — 1970 гг.), один из символов советского автопрома, был окрашен в комбинацию белого и чёрного цветов, устанавливался на перекрестке ул. Корочанской и Студенческой.
clip_image010

Москвич-401 (выпускался на Московском заводе малолитражных автомобилей в 1954 — 1956 гг., являлся модернизацией модели Москвич-400, 1946 года, первый массовый отечественный автомобиль, доступный для населения). Так же установлен в 2004 г., на сегодня единственный из всего проекта, оставшийся в виде памятника. Находится на развязке в районе БГТУ (ул. Костюкова – ул. Губкина). Окраска в бордово-бежевых тонах.
clip_image012

Эти автомобили без тени сомнения можно отнести к легендарным. Все, кроме «Жужика» имели значительный успех в Европе, были вполне современны и актуальны, поэтому на экспорт отправлялось огромное число машин. Идея установки таких железных коней на постамент, конечно, не была чем-то новым. Однако, создание целой экспозиции, в разнесенных точках, как бы раздвигая импровизированное музейное пространство до уровня целого города, стало оригинальной белгородской фишкой.
Архитекторы против.

Если автолюбители и туристы оценили и одобрили концепт, то ведущие архитекторы – наоборот. По их мнению, кусок железа и стекла – не тот артобъект, который должен украшать городскую среду (глядя на новые здания, автор недоумевает). И уже через год градостроители во главе с главным архитектором сформировали новую политику ландшафтного дизайна «в противовес раритетным авто, оккупировавшим кольцевые развязки». На фото презентация проектов – по этим эскизам затем и были выполнены «корова», «телега», «мельница»:

После исчезновения нелепо воткнутого синего «Москвича», остальные машины ещё несколько лет спокойно занимали свои места. Затем вместе со своей развязкой покинула дорогу «Победа», символично располагавшаяся на улице имени знаменитого генерала, по соседству с бульваром 1-го салюта. И совсем незаметно растворились «Запорожец» и «Волга». К 2010 году от первоначального автомузея остался лишь потомок «Опеля». Поклонники эко-дизайна облегченно вздохнули. Только в 2012 г. пустовавшее место жовто-блакитного «Запорожца» заняла своеобразная скульптурная композиция из дерева:

clip_image014

Продолжая тему.

Хотя как массовое и целостное явление автопамятники у нас не прижились, отдельные экземпляры всё же находят себе место под солнцем. Не буду останавливаться на тривиальных рекламных инсталляциях, которых превеликое множество даже в Белгородской области. Просто для примера:
clip_image016

Больший интерес вызывает элегантное декоративное решение «Автомобильчик и бензоколонка», место ему нашлось, конечно же, на территории заправки.

clip_image018

Здесь мы снова видим эпичный симбиоз «Жука» и «Фиата-500». Данный экземпляр отлично подходит под замысел: глубокая модернизация произвела на свет «идеальный Запорожец», он и горбатый, и ушастый, и основательно подготовлен для тарана всяких там S-классов. Кроме того, утверждают, что этот зелёный монстр ещё и на ходу. Композиция установлена год назад. Связано это в первую очередь с интересной политикой компании-владельца АЗС по приданию индивидуальности заправкам с помощью тематических дизайнерских элементов.

clip_image020

Комплексу на Красноармейской улице выпала особая честь. Дело в том, что из всех городских – он старейший. К ретромобилю прилагается такая же ретроколонка. Всё вместе символично отсылает нас на много десятилетий назад, когда граждане необъятной советской страны, приобщившись к клубу автопутешественников, останавливались здесь – на полпути к морю. И иногда, если бензин всё-таки отпускали, наполняли до верха многочисленные канистры…
Обновление.
Летом 2013 г. использование ретро-авто как элементов ландшафтного дизайна продолжилось. Вторая декоративная композиция «автомобиль и бензоколонка» появилась на другом фирменном комплексе «Подсолнух» — на улице Губкина.
clip_image022

На этот раз в качестве героя выбрана легендарная Волга ГАЗ-21 третьей серии. Как и у Запорожца, её внешний облик не полностью идентичен изначальному, схема окраски (прекрасно подобранная для использования в роли памятника) тоже не применялась заводом. Тем не менее, не может не радовать факт того, что одна из самых любимых в нашей стране машин, вновь появилась в качестве своеобразного автоэкспоната.
clip_image024

Тем временем ещё один автомобиль занял своё место «на приколе» у Ирландского паба, что на улице Мичурина. Уникальному ресторану — соответствующий внешний атрибут. Серо-синий «Моррис-минор» прибыл соответственно из Ирландии, где он бегал по дорогам не один десяток лет. Британская иномарка абсолютно аутентична, это экземпляр последней выпускавшейся серии (1971 г.). В теплое время года машина не выглядит бездушной железкой — подкапотное пространство используется как оригинальный цветник, вызывая массу позитивных эмоций у посетителей ресторана и у проезжающих мимо водителей.
clip_image026

Alexander del SanchesS

http://sanchess-city31.livejournal.com/50288.html

Редакция сайта благодарит Alexander del SanchesSа за разрешение на размещение материала.



Кол-во просмотров страницы: 2503

Короткая ссылка на эту страницу:
Мне нравится! 6 пользователям понравилась эта запись


Одноклассники
   
 

1 комментарий к записи “Автомузей под открытым небом”

  1. роман:

    я так понимаю это те все машины что стояли по кольцам! зря убрали! ну можно было конечно сделать типа парка ретро! и собрать много разных!

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Добавить изображение

Добавить изображение